Найти в Дзене
Ирина Кундик

Что делает нас людьми?

Оглавление

Продолжаю читать книгу "Квантовая психология" Роберта Антона Уилсона (далее РАУ). По утверждению автор книги, станет данное существо человеком или нет, определяют четыре пункта:

  1. Генетика
  2. Импринты
  3. Кондиционирование
  4. Обучение

Рассмотрим эти пункты более подробно.

Генетика

Цитата из книги:

Так уж получилось, что наша ДНК произошла от ДНК приматов. Она до сих пор имеет 98-процентное сходство с ДНК шимпанзе и 85-процентное — с ДНК южноамериканских паукообразных обезьян.
Поэтому у нас, в принципе, та же анатомия, что и у остальных приматов, такая же нервная система, почти такие же органы чувств и т.д. (Наша более развитая кора головного мозга позволяет нам выполнять некоторые «высшие» или более сложные ментальные функции по сравнению с другими приматами, но наше восприятие в значительной степени остается в пределах нормального для приматов.)
Вполне похоже на человека, правда?
Вполне похоже на человека, правда?

Понятно, что генетика определяет нашу внешность, физические характеристики, определяет, что и как мы воспринимаем из внешней среды.

Но! Если существо внешне похоже на человека, не факт, что перед вами человек! Чтобы стать человеком, мало им родиться, унаследовав человеческие гены, надо еще кое-что... Идем дальше.

Импринты

Импринты — это некие жесткие программы, которые формируются, чаще всего, в раннем детстве в моменты так называемой "импринтной уязвимости" и определяют наше поведение и мышление на всю оставшуюся жизнь.

-2

Импринты, конечно, есть и у животных. Вот что пишет РАУ:

Импринты связывают нейроны в рефлексные сети — связывают, похоже, на всю жизнь. Фундаментальные исследования импринтирования (например, исследование, за которое Лоренц и Тинберген разделили Нобелевскую премию в 1973 году) показали, что статистически нормальный гусь импринтирует свою мать — то есть начинает отличать ее от других гусей — вскоре после рождения. Этот импринт создает нейронную «связь», благодаря чему и сам гусенок привязывается к матери.

С помощью импринтов детеныш запоминает свою мать и начинает следовать за ней, а мать запоминает своего детеныша начинает заботиться о нем. Есть и чисто человеческие импринты:

От того, как и когда мы импринтируем язык, похоже, зависит наша пожизненная запрограммированность на «ум» (словесную ловкость) или «тупость» (словесную неуклюжесть). Поскольку мышление в значительной степени представляет собой жонглирование полуоформленными словами, от уровня овладения речью зависит наша способность обрабатывать понятия, разрешать проблемы и т.д.

Да! Родной язык мы импринтируем в самом раннем возрасте, а не изучаем, как это иногда преподносится на языковых курсах ))

При импринтировании в мозге возникают устойчивые связи, которые, как утверждает РАУ, остаются на всю жизнь. Но прогресс не стоит на месте, и сейчас есть метода работы как с детскими импринтами, так и приобретенными позже.

Генетика и импринты, это, конечно, еще не все.

Кондиционирование

Это похоже на дрессировку, когда одно и то же действие повторяется много-много раз, пока ребенок его не выучит. Например, так малыша учат пользоваться горшком или ложкой, одеваться, ходить и т.п.

Фото с сайта https://detkisuper.ru/
Фото с сайта https://detkisuper.ru/

В отличие от импринтирования, при котором единственного переживания достаточно для установления постоянных нейронных связей, кондиционирование требует многократных повторений одного и того же переживания и при этом не устанавливается навсегда.

Посредством многократного повторения ребенок осваивает первые навыки, которые необходимы для жизни в социуме.

Обучение

У нашего биологического вида детство очень долгое и все это время мы учимся. Учимся читать, писать, считать и прочим разным премудростям, которые необходимы для того, чтобы выжить в современном обществе. Более того, в наше время приходится учиться всю жизнь.

Фото с сайта https://www.illuminateed.com/
Фото с сайта https://www.illuminateed.com/

Итоги

Итак, в книге сформулированы четыре основные фактора, которые делают нас людьми:

  1. Генетика
  2. Импринты
  3. Кондиционирование
  4. Обучение
Похоже на то, что мы, люди, сильнее отличаемся друг от друга, чем представители любого другого вида млекопитающих, благодаря развитым коре и лобным долям нашего головного мозга, а также благодаря тому, что у нас детство длится очень долго (это, по-видимому, позволяет нам получать больше импринтов, причем импринтов более необычных).
Действительно, ирландская, афганская, русская и т.д. собаки обычно хорошо понимают друг друга. У индивидуальных собачьих туннелей реальности больше сходств, чем различий. А вот человеку-ирландцу, находящемуся в католическом туннеле реальности может быть нелегко понять афганца, живущего в мусульманском туннеле ...

Про туннели реальности поговорим в одной из следующих статей.

Наука
7 млн интересуются