Продолжаем разговор о том, как написать итоговое сочинение. Про вступление вы можете прочитать здесь. А что же делать дальше? Как раскрыть тему?
Итак. Вы сформулировали ответ на вопрос темы. Теперь надо вспомнить ситуации, подтверждающие ваш тезис. Вы, конечно, знаете, что литературный пример обязателен, ведь экзамен-то по литературе! Если вы не очень представляете до сих пор, что должна из себя представлять аргументация и в каком случае ставится "незачёт", прочитайте цитату ниже. Если это вам уже хорошо известно - пропустите и читайте после неё.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Случай первый, оптимистический
Допустим, вам повезло, и в голове просто роятся примеры литературных текстов по выбранной вами теме. (Кстати, вообще, тему следует выбирать именно такую, где вы видите больше аргументов.) Ну, что ж, здесь вам, пожалуй, помощь не нужна. Единственным затруднением иногда бывает: как прикрепить, чтобы подкрепить?
Не следует пользоваться таким топорным методом: "Я хочу подкрепить свою мысль примером из литературы". Особенно, если вы собираетесь потом в "литературный" вуз. Уж лучше, демонстрируя лёгкость пера, обратиться к цитате из басни И.А. Крылова: "Тому в Истории мы тьму примеров слышим..." Оформив её, например так: "Как писал великий русский баснописец, "тому в Истории...."
Но подобное не подойдёт, если общий тон вашей работы очень серьёзный и даже пафосный. Тогда, быть может, лучше будет написать что-то из тех многочисленных клише и шаблонов, которыми пестрит интернет. Все они сводятся к следующим моментам: существуют многочисленные примеры, обратимся к ним, вспомним произведения и подтверждения можно найти в литературе.
Мне кажется, менее похожи на шаблон фразы типа: "Однажды я прочитал о подобном..."; "Сейчас, размышляя над темой, я вспомнил...."; "На ум приходит история жизни (случай), описанный (автором в произведении)"; "Прекрасной (убедительной) иллюстрацией моих рассуждений может послужить (произведение)..."
Пересказав историю-иллюстрацию, пожалуйста, сделайте микровывод, чтобы напомнить себе и проверяющему эксперту о цели вашей работы. Допустим, рассуждая о том, могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека, вы рассказали о том, как юный Илья Ильич, герой известного романа И.А. Гончарова "Обломов", представлял себе идиллическую картину своей будущей жизни. Давайте перечитаем цитату из произведения:
Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец.
Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность.
...О начальнике он слыхал у себя дома, что это отец подчиненных, и потому составил себе самое смеющееся, самое семейное понятие об этом лице. Он его представлял себе чем-то вроде второго отца, который только и дышит тем, как бы за дело и не за дело, сплошь да рядом, награждать своих подчиненных и заботиться не только о их нуждах, но и об удовольствиях.
(Кстати замечу: не доверяйте источникам, в которых приводится не сам текст, а его пересказ, т.к. пересказ пересказа - очень сомнительная история.) Пересказав в сочинении примерно содержание мечтаний героя, мы непременно отмечаем, что подобные представления пагубным образом повлияли на дальнейшую жизнь.
Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике.
И чем внушительнее и подробнее вы будете объяснять, что случилось и почему так произошло, тем лучше. Главное запомните: вы должны указать верно название произведения и его автора, приводя хотя бы один эпизод, касающийся темы. Сколько примеров приводить? Лучше всего, на всякий случай, истолковать хотя бы два примера. Но это просто на всякий случай: вдруг с одним что-то будет не так. В критериях оценивания чётко указано: достаточно опоры на один текст.
Несколько примеров помогут раскрыть тему полнее. Ведь не всегда же мечты оказываются губительными. Даже сказочные! Вспомним, например, Ассоль из повести А. Грина "Алые паруса". Но в целом, не обязательно делать больше, чем попросили. В теме не спрашивается, как влияют юношеские мечты на дальнейшую жизнь, а просто спрашивается, влияют ли они. То есть формулируя вывод для данной конкретной темы, не обязательно анализировать различные аспекты этого влияния. Тема будет считаться раскрытой и в том случае, если вы просто укажете на существование такого влияния.
Можно в начале или в конце размышлений привести список произведений, которые, на ваш взгляд, касаются темы так или иначе, а остановиться более подробно на одном-двух. Но помните, что простое упоминание произведения не засчитывается в качестве аргумента. Пример - эпизод, поступок, рассуждение героя или автора - обязателен!
Случай второй, драматический
Вы еле-еле можете привести единственный пример по теме и то слов на 20, не более. Что-то вроде, дескать, Обломов из одноимённого романа Гончарова в юности мечтал, что жизнь его сложится, как в сказке, а когда вырос, всё оказалось не так. Что делать? Не отчаиваться, во-первых!
Для начала, имея в памяти некий факт из книги, вы можете высказать о нём своё мнение: одобряете вы его или нет? Не ограничивайтесь одним словом "плохо": ужасно, опасно, непредусмотрительно, губительно и прочее. Поделитесь своими эмоциями, типа "когда я читал этот роман, я представлял себе..." Пофантазируйте! Что могла бы произойти? Много ли таких Обломовых в жизни?
Во всяком случае, следует любыми способами доказать, что вы этот роман читали. Если вы хорошо помните эпизод, не имеющий отношения к теме, рискните, перескажите его. Вполне допустимо, например, дать общую характеристику герою. Или, допустим, включить в сочинение "лирическое отступление" о самом произведении: чему оно учит в целом, какое впечатление произвело на вас?
Думаю, таким образом вы наберёте не менее 100 слов. Прибавим к тому 50-60 из вступления. Где взять ещё сотню? Обратившись к личному опыту: рассказам родных и друзей, знакомых, блогеров, к фильмам и собственной фантазии! А также к манге или комиксам, но ни то, ни другое не является литературным аргументом! Или, быть может, вы читали когда-то что-то, но не помните ни автора, ни названия. Не беда! Если вы уже привели один литературный аргумент - смело пересказывайте по образцу: "Я очень давно читал историю о человеке, который так же..." То, что я вам сейчас скажу, большой секрет! Но в критической ситуации - главное не утонуть! Взяв за основу какую-то историю, вы можете её раза три рассказать. Как?
Очень просто. Конспект такой. 1). Обломов в детстве мечтал о сказочной жизни, и потом ему было поэтому очень тяжело. 2) Когда я собирался в первый класс, я думал, что там сплошные удовольствия, и поэтому через неделю не захотел больше ходить в школу. 3) Мой друг, поступая в вуз, мечтал там отдыхать и развлекаться, и его уже отчислили. Как-то так. Здесь 50 слов. Но вы же не ограничитесь конспектом, не так ли? Расскажете, о каких именно удовольствиях мечтали, например. Что чувствовали в итоге. Или даже, как преодолевали ситуацию.
О выводе
И в конце концов не забываем, что вывод тоже состоит из слов. Следите за тем, чтобы общий вывод сочинения складывался из микровыводов к примерам. То есть, приводя какой-то факт из личной жизни или произведения, вы как бы нанизываете его на ниточку своего ответа на вопрос темы. На примере, рассматриваемом в данной статье, это может выглядеть так.
Во вступлении вы обещаете аргументированно доказать, что юношеские мечты довольно часто оказывают влияние на нашу дальнейшую жизнь. Затем все три раза вы акцентируете внимание на том, что 1) Обломову грёзы помешали преодолевать сложности, 2) вы не получили удовольствия от учёбы, потому что неправильно были настроены, и 3) ваш товарищ допустил роковую ошибку из-за легкомысленных мечтаний. Этими микровыводами вы завершали каждый эпизод в сочинении.
А теперь из микровыводов делаем, так сказать, макровывод. Например: мы убедились в том, что юношеские мечты, безусловно, оказывают влияние на то, как сложится наша дальнейшая жизнь. Но вы же чувствуете, что вывод получился однобокий? Добавляем: об этом следует на забывать, но не стоит опускать руки, если мечта не соответствует действительности. Ну, или что-то в подобном роде. Короче, почему бы не дать напоследок какой-нибудь умный совет?
Почти в каждой теме можно в заключение призвать брать пример с кого-то или, напротив, не брать. Как писал В.В. Маяковский:
Буду
делать хорошо,
и не буду —
плохо.
Итак, сочинение написано! Оно соответствует теме - это раз! Содержит литературный аргумент - это два! Оно логично - это три! Зачёт получен! Почему? Достаточно всего по трём критериям получить зачёт, при условии самостоятельности и условленного количества слов.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Если что-то непонятно, спросите учителя. А в следующий раз я расскажу о некоторых лайфхаках, помогающих на сочинении. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки, если нашли для себя что-то полезное!