К 110-летию со дня рождения великого писателя-экзистенциалиста вспоминаем его биографию и вдохновляемся на перечитывание лучших работ — к счастью, их у Камю немало.
Непростое детство
Будущий писатель появился на свет 7 сентября 1913 года, и менее чем через год после его рождения отец Камю, скромный работник винодельческой компании, был призван на фронт и погиб в одном из первых сражений Первой мировой войны — в битве на Марне.
После смерти кормильца семьи мать Камю, имевшая испанские корни, была вынуждена переехать с детьми (Альбером и его старшим братом Люсьеном) в рабочий район Алжира. Хотя Камю получали выплаты от французского правительства, они по-прежнему находились на грани бедности и жили в двухкомнатной квартире вместе с парализованным дядей и бабушкой по материнской линии, которую сам Альбер потом описывал как жестокую и принципиальную женщину.
Учение — свет
В 1918 году Камю поступил в начальную школу, где ему посчастливилось завести первое по-настоящему полезное знакомство с Луи Жерменом — преподавателем, который, разглядев потенциал в скромном мальчике, взял его под свое покровительство. Он давал Альберу бесплатные уроки и помог ему выиграть стипендию для поступления в престижный Алжирский лицей, несмотря на то, что строгая бабушка будущего философа была против. Для нее сама мысль о том, что кто-то может получать деньги «просто так», казалась верхом несправедливости (его 14-летний брат Люсьен на тот момент уже работал, а потому сравнение явно было не в пользу Камю-младшего, стремившегося получить хорошее образование).
Наставник и труд все перетрут
В этот период особое влияние на Камю оказал один из его профессоров (да, снова) по имени Жан Гренье, который поощрял его увлечение философией и которому писатель в итоге посвятил эссе «Изнанка и лицо» и «Бунтующий человек». С наставником, вдохновившим его на размышления о смысле жизни и прочтение работ античных мыслителей, Фридриха Ницше, Марселя Пруста, Поля Верлена и Андре Жида, Камю продолжал переписку до самой своей смерти.
Кстати, именно Гренье побудил Альбера присоединиться к левым, хотя тот разделял далеко не все идеи коммунизма, а свою пропагандистскую деятельность рассматривал исключительно как первую ступеньку на пути к улучшению положения пролетариата.
Крушение мечт
Помимо философии, в лицее Камю серьезно увлекся спортом — особенно футболом, плаванием и боксом. Однако его спортивной карьере положил конец поставленный в 1930 году диагноз: оказалось, юноша страдал от туберкулеза и не мог не только играть в мяч со своими однокурсниками, но и продолжать ходить на занятия. Ему пришлось временно прервать учебу и сменить место жительства, чтобы не подвергать близких опасности заражения.
Впрочем, это не помешало ему три года спустя успешно победить болезнь, поступить в Алжирский факультет и продолжить свой академический путь — теперь уже не только с Ницше и Прустом, но и с Шопенгауэром, Достоевским и Кьеркегором.
Начало писательской карьеры
Первый сборник эссе Камю получил название «Изнанка и лицо» и был опубликован в 1937 году. В нем он описал непростой путь своего взросления и детские годы, главным воспоминанием которых стали яркие портреты его родственников, нищета рабочих кварталов, неравенство и бесконечное одиночество человека, являющегося частью системы. Эту же тему, наряду с лирическими описаниями природы и неповторимой красоты родного Алжира, писатель продолжает и в своем втором сборнике «Свадьба».
Жизнь на подмостках
В течение всей жизни Камю питал особую любовь к театру, которым начал заниматься еще в юности. Для Théâtre de l’Équipe («Театра рабочих»), ставившего своей целью просвещение рабочего класса, он писал пьесы, продюсировал спектакли и даже играл сам (среди его ролей был даже образ Дон Жуана из «Каменного гостя» Александра Пушкина). Немалый вклад в театральное искусство Камю внес и своими сценическими адаптациями классических произведений — например, «Реквиема по монахине» Уильяма Фолкнера (1958) и «Бесов» Федора Достоевского (1959).
Пир во время чумы
В конце 1930-х годов, когда над Европой вот-вот готовилась разразиться Вторая Мировая война, Камю наняли в качестве корреспондента в газету Alger Républicain («Республиканский Алжир»), где было опубликовано более полутора тысяч его статей, включая рецензии на некоторые произведения Жан-Поля Сартра.
В 1940 году из-за экономического кризиса и нехватки бумаги издание закрылось, а писатель, который не прошел отбор на фронт из-за слабого здоровья, был вынужден отправиться во Францию. Там начался один из самых плодотворных периодов его творчества: в перерывах между работой журналистом и редактором в газете Paris-Soir («Вечерний Париж») и частными уроками французского, которые он давал еврейским детям по возвращении из оккупированной страны в алжирский Оран, он писал свои философские и художественные труды (в 1942 году был опубликован «Посторонний» и «Миф о Сизифе», в 1947 — «Чума»).
От любви до ненависти
В годы войны Камю присоединился к Сопротивлению и начал печататься в подпольной газете с говорящим названием Combat («Борьба»), тем самым включив себя в круг французских интеллектуалов.
Тогда же он сблизился с Симоной де Бовуар и Жан-Полем Сартром — писателем-экзистенциалистом, дружба с которым закончилась вместе с публикацией Камю в 1951 году своего эссе «Бунтующий человек». Камнем преткновения между двумя философами стал вопрос о том, оправдывает ли цель средства: по мнению Сартра, насилие вполне допустимо, если оно совершается в пользу «великой справедливости». Камю, твердо стоявший на пацифистских позициях, конечно, такое мнение разделить не мог.
Грандиозный успех
В 44 года «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести» Камю получил Нобелевскую премию по литературе, став вторым после Редьярда Киплинга самым молодым лауреатом. Со свойственной ему непосредственностью он заявил, что если бы сам был членом комиссии по награждению, то наверняка отдал бы свой голос Андре Мальро.
Вам близко творчество Камю? Пишите в комментариях!