Найти тему
3,5K подписчиков

Гостиничный бизнес без западных сервисов. Опыт России и Белоруссии

159 прочитали

До 2022 года моими стандартными сервисами для бронирования гостиниц были Booking.com и Airbnb. Хорошие сервисы с нормальными интерфейсами, кучей отзывов, в общем рабочий инструмент. Конечно, не без типично западного пафоса:

До 2022 года моими стандартными сервисами для бронирования гостиниц были Booking.com и Airbnb. Хорошие сервисы с нормальными интерфейсами, кучей отзывов, в общем рабочий инструмент.

По своей сути Airbnb – инструмент для зарабатывания денег создателями сервиса путем предоставления полезных услуг потребителям. Причем получение этих услуг регламентируется массой правил: помню, как однажды приложение прислало срочное сообщение о том, что я должен подтвердить свое согласие никого не дискримировать по цвету кожи и сексуальной ориентации, иначе меня не допустят к пользованию сервисом.

При этом никакой ответственности перед потребителем эти платформы не несут: над этим день и ночь работают команды высокооплачиваемых юристов. Так что ваши проблемы с отельером – это только ваши проблемы. Но что делать, такова наша жизнь. Сервисы-то полезные.

Самара. Весна 2023 г.
Самара. Весна 2023 г.

Но вот, в России они перестали работать. Должен сказать, от их ухода я не пострадал никак. Островок и Яндекс Путешествия – нормальные инструменты для бронирования, но лучше всего они работают, если ехать одному или вдвоем. Если людей больше, то подходящих предложений недостаточно, и тогда приходится идти на Авито.

Пожалуй, главный плюс проживания в квартире вместо гостиницы – нормальные стены (а не фанерные, как в многочисленных мини-отелях, появившихся в последние годы). Главный минус – необходимость общения с владельцами. Но теперь, с нормальным онлайн-бронированием, она практически сведена на нет. А, пока этого не было, я несколько раз столкнулся с Авито-трэшем:

🤦🏿 В Туле не поверили, что трехкомнатную квартиру можно снимать для троих. Хозяйка заявила, что она вмещает 10 человек, поэтому «платите за десятерых». «Это 17000 за ночь что ли? – Да. – До свидания».

🤦🏿 В Ельце предложили созвониться ближе к делу, а ближе к делу выяснилось, что вместо двухкомнатной квартиры могут предложить только однокомнатную. Это не подходило, и тогда меня связали с человеком, который сдавал трехкомнатную. «Вот же душевные люди в Ельце», – радовался я. Но в день поездки человек позвонил мне рано утром, а потом написал в ватсап: «Все в силе, вы приезжаете?». После того как я ответил, он загадочно молчал несколько часов, и я заподозрил неладное. Ну и конечно: «Бе-ме, я вам звонил, вы не отвечал, у меня тут люди живут, я их оставил».

Ну а о Самаре уже рассказывал. Как бы то ни было, все это исключения. В большинстве случае удается без проблем забронировать нормальное жилье даже в самом глухом медвежьем углу.

Витебск. Лето 2022 г.
Витебск. Лето 2022 г.

В Белоруссии ситуация несколько иная. Судя по найденным мной статьям, на тему ухода Букинга и Airbnb никто особо не переживал. Оказывается, этими сервисами мало кто пользовался, потому что самый популярный вид размещения в Белоруссии – агроусадьба, куда едут копать картошку минимум на неделю, договариваясь непосредственно с хозяевами без всяких богомерзких сервисов.

И правда, планируя поездку, выходил через местные агрегаторы в основном именно на агроусадьбы, куда действительно надо звонить. И позвонив – быть посланным, потому что «меньше, чем на три дня, мне селить вас нет смысла».

Конкретно в том случае мне были нужны две ночи в Браславе, и так я познакомился с волшебным миром провинциальных белорусских гостиниц. Та, что попалась мне, создавала по фотографиям впечатление нормального места. Но оказалось, что это самое донное дно.

Между тем, на Яндекс Картах у нее рейтинг – 4.1. Вот один из отзывов -
внутри есть ощущение, что попал на старую бабушкину дачу, где довольно уютно и потрепано (бедная бабушка!). Ради любопытства решил посмотреть гостиницы в округе, и нашел уникальное место с рейтингом 1,3. Еще есть столовая с рейтингом 1,6.

Это вовсе не означает, что в Белоруссии нет нормальных гостиниц. Есть, просто надо искать. Но эта ситуация открыла мне глаза на один любопытный феномен. Решил тут по осени посмотреть гостиницу в Большом Болдино – и поймал знакомый белорусский вайб:

обои отваливаются, розетки с открытыми проводами, часть не работает, белье синтетика - брр, у пододеяльника сломана молния. Пыль на шкафах, душевая кабина сломана, из-под шланга душа течет...

И, кажется, причина ясна. Что болдинская гостиница, что трэшовые белорусские – муниципальные (кстати, все вышесказанное не относится к белорусским облцентрам – все там нормально). Ваш покорный слуга не какой-нибудь там либертарианец, но, блин, частные гостиницы – хорошие гостиницы, государственные – как Бельдяжки из «О чем говорят мужчины». И владельцы не реагируют на отзывы потому что нет их, владельцев-то.

Есть в Белоруссии и аналог Авито – Куфар. Хороший интерфейс, большой выбор апартаментов, цены интересные. Одна беда – без белорусского номера телефона функционал резко ограничен: можешь забронировать жилье, но доступа к сообщениям не будет. Подтверждать (а потом отменять) бронь мне пришлось по Вайберу (стандартное средство коммуникации в Синеокой). Все получилось, но в личном кабинете висят пять непрочитанных сообщений, а прочитать я не смогу, покуда не обзаведусь белорусским номером.

Выходит почти как в «Мастере и Маргарите»: иностранцам полагается жить в «Метрополе», а вовсе не на частных квартирах. Но все же хочется, чтобы туристический обмен между нашими странами нарастал, а сервисы становились доступнее для граждан обеих.

Но вот что хочется сказать особо. В Белоруссии ни разу не возникло проблемы с оплатой. В гостиницах, понятное дело, принимают карты Мир, а вот владельцы апартаментов принимают и наличные рубли и переводы из российских банков: счет в банке с желтым, зеленым или красным логотипом есть, кажется, у каждого белорусского отельера. И это приятно.

Еще о путешествиях: