7 ноября 1941 года состоялся самый важный в истории СССР военный парад. Он показал всему миру, что столицу страны не сдадут ни при каких условиях, а Советский Союз имеет достаточно сил, чтобы сражаться до победы.
Хотя военные парады на Красной площади с 1918 года проводились два раза в год – 1 мая и 7 ноября, решение о торжественном прохождении войск у стен Кремля осенью 1941 года далось руководству страны нелегко.
Только что закончилась первая фаза германской операции «Тайфун»: в ходе немецкого наступления на Москву в начале октября 1941 года разразилась Брянско-Вяземская катастрофа – войска Брянского, Западного и Резервного фронтов попали в окружение. Единый фронт обороны на время перестал существовать и, по сути, некоторое время путь на Москву для гитлеровцев был открыт.
В главном городе страны 16 октября – после принятия постановления «Об эвакуации столицы СССР» - начались проявления паники: хотя документ был секретный, о нём узнало множество людей. Поползли слухи, что Сталин и Политбюро покинули Москву. Смятение охватило сотни тысяч горожан, в первую очередь - начальников разных мастей.
Ситуацию удалось взять под контроль полностью к 19 октября – введя осадное положение, комендантский час и расстрелы на месте «провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка».
«Враг будет разбит, победа будет за нами»
Но нужно было еще показать, что Сталин по-прежнему в Кремле, что Москву сдавать не собираются, что «враг будет разбит, победа будет за нами». И лучшим способом для этого было, несмотря ни на что, провести традиционный военный парад на главной площади страны в присутствии главы государства.
Это не было просто пропагандистским шагом: руководство страны действительно было намерено сражаться за столицу. Армия готовилась к новой фазе обороны, а верховное командование уже обдумывало то знаменитое контрнаступление, которое обратит оккупантов в бегство зимой 1941 года.
Потеря такого важного центра управления и крупнейшего транспортного узла, как Москва, нанесла бы Советскому Союзу чудовищной силы военный, политический и моральный удар. Для Третьего рейха падание Москвы с высокой долей вероятности означало бы поражение главного политического соперника и окончание молниеносной войны на Востоке. Недаром немцы вперемешку с бомбами сбрасывали листовки: «Москва –не столица, Урал –не граница».
Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года
Парад до самого последнего момента был под вопросом из-за массивных бомбардировок города, резко увеличившихся с началом наступления наземных немецких войск.
Пик воздушных налетов пришелся на ноябрь, когда линия фронта подошла так близко к городу, что самолеты со зловещими крестами стали летать над ним не только ночью, но и днем... При этом нацисты, решив, что так называемые «зажигалки» недостаточно эффективны, стали массивно применять фугасные бомбы.
Налеты следовали один за другим, иногда по 5-6 раз за сутки. И самый мощный из них пришелся на канун парада. 6 ноября, менее чем за сутки до его начала - в 3 часа дня на Москву с разных курсов и высот пытались прорваться 250 вражеских самолетов. Впрочем, зенитчики и летчики ПВО не подвели- ни один бомбардировщик врага не долетел до цели, а 34 были сбиты.
Синоптики не могли дать точного прогноза на 7 ноября- все метеорологические станции на западе страны были захвачены врагом. Ночь накануне парада была ясной и звездной. Погода стала меняться лишь ближе к утру, когда при температуре +2…-2 небо заволокло тучами, и пошел густой снег. Но в этом был и плюс - ни один германский самолет не рискнул взлететь в такую погоду.
Мало кто знает, что в день 24 годовщины Октябрьской революции в СССР состоялся не один парад, а целых 3 - в Москве, в Куйбышеве и в Воронеже.
Первый, основной, прошёл в столице. Из соображений безопасности на два часа раньше обычного - в 8 часов утра. Парадом командовал начальник гарнизона города генерал Павел Артемьев. Кстати, в экспозиции нашего музея представлена сабля генерала Павла Артемьева.
Артемьев не только руководил парадом 1941 года, но на него впоследствии была также возложена организация и общее руководство Парадом Победы. А принимал его парад Маршал Советского Союза - Семен Буденный.
Парад длился 1 час и 2 минуты, в течении которых по брусчатке Красной площади прошли около 28 с половиной тысяч бойцов и командиров, в том числе и моряки.
Существует расхожий штамп, будто участники парада в тот же день приняли бой с врагом, но это преувеличение. Многие части действительно сразу же отправились в сторону фронта, но основные бои ждали участников парада с середины ноября.
А что же говорили очевидцы легендарного парада…
Из рассказа И.Н. Беремся:
"Вечером 6 ноября к нам с Урала прибыл батальон "тридцатьчетверок". Нас готовили как подкрепление 32-й танковой бригаде, которая вела жаркие бои под Тулой. Но ночью — приказ: батальону прибыть в Москву дата участия в военном параде и уже оттуда — в бой, под Тулу. Мы вошли в Москву на рассвете. Настроение приподнятое. Поверите ли — настоящее праздничное.
Я стоял в головном танке, приложил руку к виску и, кажется, не шелохнулся. Какой заряд бодрости и мужества влил в нас этот марш! Затаив дыхание слушали мы речь Сталина. И когда он сказал о русских богатырях, я подумал о ребятах из нашей бригады. Вот хоть Виктор Григорьев. Как-то в ночном бою его танк вышел из строя. Он попросил товарищей покинуть машину, а сам накрепко задраил люк и пытался вновь и вновь найти причину. Фашисты долгое время наблюдали за "мертвым" танком и, решив, видимо, что в нем никого из живых нет, задумали перетащить русский танк к себе в тыл. Два их легких танка взяли "КБ" «КВ» на буксир стальными тросами. Но в этот момент Григорьеву, сумевшему сохранить спокойствие и мужество, удалось найти повреждение. Он сумел устранить его и, подключив запасные баки, дал задний ход. Могучая машина потащила за собой оба фашистских танка. Так он и привез их в расположение своей части. Вот какие люди были у нас в полку".
Еще один не менее ценный экспонат- это газета 1941 года.
Во время Великой Отечественной войны радио и газеты были единственными источниками информации для людей. В городах и селах люди еще могли слушать сводки информбюро, а на фронте газета являлась единственным источником. Одна газета могла пройти через сотни солдатских рук, газета поднимала боевой дух солдат, дарила веру в победу, в свои силы. Газета «Правда» от 8 ноября 1941 года с речью Сталина, тоже побывала не в одних руках. В ней была представлена речь главы государства, произнесенная на параде 1941 года.
В 1941 году наши военные получили новый вид оружия. На экраны вышел документальный фильм «Разгром немецкий войск под Москвой». Одним из режиссеров картины был Марк Трояновский.
7 ноября 1941 года Трояновский вышел из дома ровно в 7:30 утра, он был уверен, что все под контролем. Парад был назначен на 10 утра. Неспешным шагом Трояновский направился к своему гаражу, вся техника была уже подготовлена заранее. Он сел в машину и направился на Красную площадь, включив радио, по радио он слышит, что парад уже начался!
Трояновский едет за съемочной группой, которая чуть ли не на ходу запрыгивает к нему в машину. Не обращая внимания на свистки регулировщиков, съёмочная группа мчится к Красной площади.
К сожалению, им удается заснять только конец парада, когда уже почти все полки прошли по брусчатке. Это был полный провал, ведь главное, что они не записали - речь Сталина!
Съёмочную группу вызвали на ковёр в ВКП(б) (всесоюзная коммунистическая партия большевиков). На повестке дня были два исконно русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»
На первый вопрос быстро нашли ответ- виновата секретность, чекисты перенесли начало парада на 2 часа раньше, а съёмочную группу об этом предупредить просто забыли. И конечно с самого начала всё должны были снимать на киноплёнку, парад - это символ, о нём должны узнать все!
Но оставался второй вопрос : «Что делать?»
Единственным выходом было переснять речь Сталина на Красной площади. И это сделали. Речь Сталина была снята тремя неделями позже и не на Красной площади, а в павильоне. Ведь ещё раз выводить главнокомандующего на Красную площадь был большой риск.
В итоге из фанеры сделали трибуну, которая имитировала Мавзолей. Во время парада было холодно и у всех изо рта шёл пар, в павильоне были открыты окна для достоверности. Никто не заметил подмены.
Расчёт Сталина оправдался. Военный парад в Москве прогремел как гром среди ясного неба. Подобного никто не ожидал ни в нашей стране, ни в Берлине, ни в столицах западных держав. Эффект от того, что несколько полков прошло по Красной площади был аналогичен успешно проведённой фронтовой операции.
Американские газеты писали: «Организация парада, в момент, когда на подступах к городу идут жаркие бои, показала всему миру, что Москва стоит и будет стоять непобедимо!
Спасибо за внимание к нашей статье!
Видео военного парада 7 ноября 1941 года с редкими кадрами можно посмотреть тут.
Подписывайтесь на наш новостной канал в Телеграме!