Спортивная честь. СССР, 1951. Режиссер Владимир Петров. Сценаристы Михаил Вольпин, Николай Эрдман. Актеры: Алексей Грибов, Геннадий Сергеев, Маргарита Лифанова, Лев Фричинский, Николай Крючков, Вадим Синявский и др. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Петров (1896–1966) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Петр Первый», «Кутузов», «Без вины виноватые», «Сталинградская битва», «Спортивная честь», «Ревизор», «Накануне) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Наверное, ни один фильм Владимира Петрова не подвергался такой жесткой критике как его футбольная комедия «Спортивная честь».
Во–первых, эта картина очень не понравилась министру кинематографии СССР Ивану Большакову (1902–1980) (Большаков, 1952: 36).
Во–вторых, она не понравилась тогдашнему С 1951 года — заместитель заведующего сектором отдела художественной литературы и искусства ЦК ВКП(б), киноведу Александру Грошеву (1905–1973): «Грубое нарушение жизненной правды допустили авторы фильма… Ошибка авторов фильма «Спортивная честь», так же как и постановщиков картины «Поезд идет на Восток», состоит в том, что они строили свои произведения на надуманных, нежизненных конфликтах, ложных в условиях советской действительности. Поэтому образы советских людей в их фильмах были неправдоподобными и малоубедительными» (Грошев, 1952: 217–218).
Журнал «Искусство кино» сетовал на то, что авторы «Спортивной чести» допустили «клевету на советских футболистов» (Цветков, 1955: 68).
Влиятельный киновед Ростислав Юренев (1912–2002) был убежден, что «Спортивная честь» знаменует «самую низкую точку падения советской кинокомедии» (Юренев, 1961: 155).
Кинокритик Людмила Погожева (1913–1989) писала, что «Спортивная честь» «справедливо была оценена как творческая неудача сценариста и режиссёра» (Погожева, 1961: 362).
А вот зрители XXI века не столь единодушны во мнениях относительно художественного уровня «Спортивной чести»:
«Очень слабый и посредственный фильм. Да ещё к тому же снятый режиссёром, тяготевшему к изображению батальных сцен. Владимир Петров просто потрясающе сделал фильм "Кутузов", вписал своё имя в историю кино "Петром Первым", но "Спортивная честь" – явно не его кино» (М. Кириллов).
«Просмотр этого фильма – ровно сто минут удовольствия. Какая чудная и романтическая атмосфера того времени!» (Дмитрий).
«Фильм выдающийся. Прекрасные цветные съёмки, интересный сюжет, актёры, костюмы. Конечно, много идеализма как должно быть, а не как есть, но в сталинскую эпоху иначе не могло быть. Смотрится на одном дыхании. Нет наигранности, всё естественно, динамично» (Экибас).
Киновед Александр Федоров
Прощайте, фараоны. СССР, 1974/1975. Режиссеры: Вячеслав Винник, Давид Черкасский. Сценарист Алексей Коломиец (по собственной одноименной пьесе). Актеры: Николай Слёзка, Людмила Алфимова, Владимир Ячминский, Нонна Копержинская и др. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.
Режиссер Вячеслав Винник за свою карьеру поставил только три полнометражных игровых фильма, одному из которых – комедии «Прощайте, фараоны» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Давид Черкасский (1932-2018) больше всего известен своими мультипликационными фильмами («Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит», «Остров сокровищ» и др.). В полнометражном игровом кино у него была только одна работа – комедия «Прощайте, фараоны».
В этой колхозной комедии персонажам снятся сны, где они превращаются в фараонов…
Советская кинопресса отнеслась к этой довольно слабой ленте крайне негативно.
Например, кинокритик Елена Бауман (1932-2017) писала в «Советском экране» так: «Если первая же фраза, которую на экране произнесет герой, будет, например: «Чтоб ты сдох, окаянный!» — опытный зритель сразу же догадается, что перед ним комедия. Потому что в кинокомедии последнее время появилась такая мода — герои только и делают, что бранятся. Причем бранятся исключительно для юмора, чтобы нам, зрителям, было веселей. В фильме Одесской киностудии «Прощайте, фараоны!», откуда мы позаимствовали приведенную выше цитату, после столь энергичного начала пойдет, собственно, в том же духе: «Придержи язык!», «Нечего глотку драть!», «Ох, ты ж свинячья морда!», «Штаны подвязать не может, а тоже туда», «Та-та-та-та-та. Затрещала. Не жена, а пулеметное гнездо». … Герои комедии — современные колхозники. Мужчины бездельничают, пьянствуют и, занимая руководящие должности, ни в какую не желают внедрять технику для облегчения тяжелого женского труда. Потом ситуация меняется: мужчины начинают выполнять женскую работу, а женщины — пьянствовать («Налижутся, хоть из хаты удирай». … В качестве источника комического в фильме широко используются также сопенье, иканье, храп и прочие низшие физиологические акты, иногда для пущего смеха как-нибудь извращенные («цинком икается»).
Кроме того, герои картины… очень много спят и видят сны, в которых они представлены фараонами. Конечно, нетрезвому человеку многое может присниться. Но вот что странно. Дурные эти сны почти поэтизируются авторами. Они любуются пышной позолотой, гопаком в древнеегипетском антураже, полуобнаженными телами своих весьма дородных героев. …
Потеря чувства меры в стремлении насмешить зрителя любыми средствами, просчеты по части художественного такта и вкуса неизбежно сказываются не только на форме произведения, но и на его содержании, на его идейном звучании, на системе его образов. Это заметно и по фильму «Прощайте, фараоны!», где под видом борьбы с пьянством живописуются и даже эстетизируются пьяные проделки весьма малопривлекательных героев и героинь» (Бауман, 1975).
Мнения зрителей XXI века разделились относительно этой комедии на «за» и «против»:
«Могу сказать однозначно, что такое произведение киноискусства могло родится только в те годы, и актеров таких великих больше не будет. Я не перестаю восхищаться!» (Г. Тагиров).
«Комедия — жанр трудный. Пьеса тоже слабенькая, но режиссура, работа с актёрами... Такое впечатление, что снимали такие же «завмеханизацией», «завптицефермой», «председатель », только поставленные на кинопроизводство! … Один из худших из просмотренных мною фильмов» (Саздинец).
Киновед Александр Федоров