В такой ситуации могут оказаться все: от новичков в мире цветоводства до самых опытных экспертов: кажущаяся гибель растения. Часто такие выкидывают, но в некоторых случаях удаётся спасти даже то, что, на первый взгляд, жить уже не должно.
В моей коллекции в такой ситуации этим лето оказались многие растения, и одно из них - филодендрон Биркин.
А в чём, собственно, проблема?
Вообще лучше всего до начала реанимационных действий разобраться в ситуации и уже от этого будут зависеть дальнейшие действия. Что послужило причиной такого состояния растения?
У меня всё было предельно просто: филодендрон высох. Горшок с ним стоял на самом жарком подоконнике (южное окно) вместе с суккулентами. А так как суккуленты можно поливать реже, чем все другие растения, в один из дней полива я про филодендрон и забыл. Результат на фотографии - и это произошло буквально за пару недель.
Аналогичная ситуация может быть из-за противоположных действий: если растение чересчур много поливали, тогда в зависимости от самого растения, верхушка может просто почернеть или же сгнить.
Выкинуть или нет?
На самом деле, здравый смысл должен в таких ситуациях подсказывать, что растение надо выкинуть и забыть эту неудачу как страшный сон. И, честно сказать. я бы так и сделал, если бы не тот факт, что филодендрон - не единственное такое растение у меня. Когда я добрался до него, в мусорное ведро уже были отправлены несколько трупиков. Ну а вдруг с ним получится?
Операция «кочерыжка»
В такие моменты конечно глупо говорить о состоянии корней. Какими бы они не были, питать им уже скорее всего нечего - от зелёной массы осталась сухая кочерыжка. Но это если смотреть издалека, а вблизи на конце кочерыжки я увидел-таки маленький зелёный побег - ну тут уж точно надо спасать!
Если рассуждать логически, то раз у растения есть зелёный побег на верхушке, значит его подпитывают корни и при должном дальнейшем уходе всё должно прийти в норму. Но не тут-то было.
Достаточно вспомнить, как гниют фиалки: в первую очередь у них отсыхают и отваливаются нижние листочки и в самую последнюю гниль доходит до точки роста. Может и грубовато, но я называю это предсмертными агониями: фактически растение уже не жилец, но силы, оставшиеся ближе к самому верхнему листочку подпитывают его, однако если оставить всё как есть - через несколько дней и верхушку постигнет та же участь.
Убрав все сухие листочки, я ещё раз внимательно осмотрел растение и увидел даже следы гнили, которые начали поражать ствол. Не знаю, как могло такое произойти и откуда взялась гниль, если растение я не поливал, но этот факт меня убедил окончательно, что корневую систему вместе с нижней частью ствола надо выкинуть - она уже не жилец.
От филодендрона остался лишь маленький черенок - кочерыжка с живой точкой роста. Опытные цветоводы не дадут соврать, что ароидные ценны тем, что могут вырасти даже из кусочка ствола. В общем, кочерыжке было решено дать шанс выжить.
Послеоперационные действия
Если что, то я - не медик, но медицинские термины очень кстати подходят под описание процессов.
Для таких черенков самое главное - влажный субстрат, повышенная влажность воздуха и достаточное количество света.
В качестве субстрата чаще всего рекомендуют использовать мох сфагнум или перлит/вермикулит - они отлично держат влагу, но при этом грунт «дышит», то есть снижается вероятность загнивания.
Для тары лучше использовать прозрачные стаканчики - если всё пойдёт хорошо, то вскоре вы сможете увидеть первые корешки и успокоиться: растение спасено.
Ну а для обеспечения нужной влажности - можно накрыть пластиковый стаканчик таким же.
Писать-то хорошо, а выросло ли чего?
В теории всё надо делать именно так, как я описал. И положительный опыт укоренения того, что «уже надо было выкинуть» у меня есть (тоже, кстати .из филодендронов). Но вот с Биркиным пока всё непонятно: пациент скорее мёртв, чем жив - тот самый молодой листочек засох, никаких признаков появления новых корней нет. Но есть он не просит - значит можно и подождать. А вдруг будет хэппи энд?