Добрый день!
Недавно я прочитала переводы писем Генриетты Каролины Гессен-Дармштадской. Это первая тёща будущего императора России Павла I. В письмах она описывает свое пребывание в России. Записки очень интересны с исторической точки зрения. В этой статье я расскажу, что она говорила о нашей стране и приведу некоторые моменты, которые мне просто показались интересными.
Первая теща Павла I
Ландграфиня Генриетта Каролина Гессен-Дармштадская с тремя дочерями была приглашена в Россию Екатериной II. Среди трех девушек великий князь Павел должен был выбрать себе невесту. Его избранницей стала самая красивая – Вильгельмина.
Мнение ландграфини о Екатерине II
Ландграфиня Гессен-Дармштадская нашла российскую императрицу величественной, при этом невысокомерной и естественной, очень доброй и общительной.
«Императрица похожа на портрет, которым я обладаю, но у нее вид намного более моложавый и не такой серьезный, благородная осанка, приятный голос…», пишет она.
Она очень полюбила российскую императрицу. Когда пришла пора уезжать, даже признавалась, что будет скучать по ней.
Мнение ландграфини о великом князе Павле
Павла ландграфиня описала, как невысокого, но не слабого вида молодого человека. По ее словам, он был очень учтив, разговорчив и весел. Павла она находила «забавным». Значило ли это, что он был нелепым или, просто шутником, я не знаю. Вот одна из цитат о Павле:
«…меня он, по праве говоря немного забавляет; из учтивости я часто отстраняюсь, пытаясь найти в нем другие качества».
Однако, к Павлу, как и к Екатерине, она испытывала чувство симпатии и привязанности:
«Ни один мой зять не вызывает во мне чувства близости и расположение, каковое я испытываю к нему…»
Мнение ландграфини о русских нарядах
Генриетта Каролина нашла «очень милыми» русские платья, в которые наряжалась Екатерина и ее придворные во время торжеств. Ландграфиня была очень довольна, когда императрица прислала ей и ее дочерям тафту и украшения, чтобы они тоже себе сшили такие костюмы.
PS. Немка Екатерина, периодически, появлялась в платьях, стилизованных под русско-народный костюм. Постепенно мода на русские платья даже проникла в Европу, но это другая история.
Мнение ландграфини о русских песнях
Также «милыми» Генриетта сочла и русские песни, которые исполняли дамы и кавалеры во время балов.
Мнение ландграфини о богатстве русского двора
В своих письмах графиня не раз восхищается богатством и блеском русского двора. Вот пара цитат не эту тему:
«Я никогда не видела такого количества бриллиантов, как здесь, как у дам, так и у мужчин…»
«…бриллианты принцессы Жорж и мои – ничто по сравнению с теми, которые я увидела на восьми или десяти женщинах.»
Кстати говоря, Екатерина очень щедро одаривала графиню и ее дочерей подарками, буквально осыпала их драгоценностями и деньгами.
Мнение ландграфини о русских деревнях
Приятное впечатление на графиню Гессен-Дармштадскую произвели русские пейзажи и русские дома, вот что она писала:
«Дорога из Царского Села в Петергоф приятна своими пейзажами, которые видишь вокруг…, вдоль стоят сельские дома, среди которых есть очень милые…»
«Путь отсюда [из Петергофа] до города очень увлекателен, по одной стороне дороги идут очень милые деревни, а при подъезде к Петербургу их видно уже по обе стороны».
Хейтерам, которые говорят, что деревни в нашей стране ужасны, по сравнению с европейскими, скажу, что даже двести лет назад иностранцы находили их очаровательными.
Мнение ландграфини о русских дворцах
Графиня Гессен-Дармштадская побывала в нескольких императорских резиденциях. Она высоко оценила Царское село: сам дворец и сад.
Понравился ей также Ораниенбаум
«В среду мы ужинали в Ораниенбауме… он очень мил, обставлен со вкусом, и сады очень красивы.»
Петергоф ей понравился меньше.
Калмыки и турки при дворе
Ландграфиня, побывав при русском дворе, приглядела себе несколько «игрушек» в виде «экзотичных» калмыков и турков.
Вот, что она пишет:
«Императрица думает еще приобрести двух детей калмыков, мальчика и девочку, и собирается отдать их мне, говоря, что если девочки, будет достаточно, то пусть она развлекает вас, моя дорогая мама».
Из содержания переписки понятно, что мама ландграфини от калмыков отказалась, по этическим или эстетическим соображениям, не знаю. Но графиня все-таки решила забрать с собой турчонка:
«Я его обучу и крещу, но он сохранит турецкую одежду», - пишет она.
Хотя мы все знаем, что в прошлом рабство было нормальным, но все-равно, немного коробит читать такое.
Я это написала, не для того, чтобы осудить графиню, она была обычным человеком своего времени, и скорее всего, неплохим. Просто я читала как другие иностранцы прошлого осуждали рабство в России, а чем они сами лучше были?
Страдания графини от жары в Питере
Люди, живущие в Питере, наверное, усмехнуться такому заголовку. Петербуржцы часто жалуются на прохладный, ветреный, дождливый климат Санкт-Петербурга. «В этом году лето было теплым, но я в этот день работал», - шутят жители города. Поэтому я удивилась, что немка многократно жаловалась маме на невыносимую жару и духоту. Пробыла в Петербурге она с июня по октябрь. Неужели в Германии в это время прохладнее?
«Вы даже представить не можете, моя дорогая мама, как же жара заставляет нас страдать…»
«мы все еще задыхаемся, такое еще можно пережить в странах, где готовят вино, но здесь духота бессмысленна».
Эта фраза мне, кстати, тоже не понятна, почему в странах, где готовят вино жара осмысленна, а в России – нет? Вина, что ли не было при русском дворе? Кто разбирается в истории, поясните, пожалуйста.
Недомогания в России 18 века
В течение описываемых событий наши герои часто страдали расстройствами стула. Сначала заболел Павел, потом Вильгельмина, затем ландграфиня, ее придворная дама и ее старшая дочь. «Лечили» они это заболевание минеральной водичкой. Это просто интересный факт.
В конце расскажу о дальнейшей судьбе ландграфини. Примерно через полгода после возвращения на Родину сначала умерла ее мама, а через несколько дней и она сама. Ее дочь Вильгельмина – первая жена Павла, умерла при первых родах.
Мне ее очень жаль, когда читаешь письма исторических личностей, как-то особенно остро начинаешь видеть в них реальных людей, с их простыми чувствами, радостями и горестями.
На этом все. Спасибо, что дочитали!
Источник: книга А.Н. Спащанского «Екатерининский Петербург глазами иностранцев»