В конце XVII века реальная власть в Москве оказалась в руках Софьи Алексеевны, дочери царя Алексея от первого брака. Софья была регентшей при Петре и Иване. Ее правление продолжалось семь лет (1682–1689). Все эти годы Петр и Иван оставались номинально царями, принимали участие в церемониях - приемах послов, церковных шествиях и прочих мероприятиях.
Но Пётр и его мать никакой роли в политических делах не играли. Регентшу, которой не было и 25 лет, отличали ум, энергия, честолюбие.
Царевна поддерживала распространение в России знаний, образования. При ней открыли Славяно-греко-латинскую академию (1687 г.). Из-за границы приглашали мастеров суконного, шелкового, атласного и иных производств, специалистов военного дела.
В такой обстановке растет царь-мальчик Пётр. Основное свое внимание он в эти годы отдавал воинским играм, «потехам».
К ним он привлек целую толпу сверстников и «робяток» постарше - от покойного отца остались немалые штаты по конюшенному ведомству, по соколиной охоте, к которой его отец имел большую любовь.
Так собралась довольно пёстрая толпа - два батальона примерно по 300 человек.
Потешные имели свой двор, управление, казну. На реке Яузе, в окрестностях Преображенского, построили Пресбург - «потешную фортецию», каковую осаждали по всем правилам воинского искусств. В батальоны своих "потешных", помимо знатных, он собирал бывших холопов.
Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля (7 мая) 1682 года возвели на престол Петра.
Правление Петра Великого (1682 -1725 гг.)
(1682–1696 с Иваном V; с 1682–1689 гг. при регентстве Софьи).
Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований, - важнейший рубеж в отечественной истории.
Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I.
Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше своих предшественников, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снилась.
Первые реформы Петра
Петр не ограничивался борьбой с бородами.
Меры царя вносили изменения в жизнь русских людей.
Это можно сказать, например, об ассамблеях, обучении юношей- недорослей и более зрелых по возрасту людей, умению вести себя в обществе, о введении вместо долгополого и широкорукавного платья коротких кафтанов европейского покроя, причем суконных, а не роскошных, как раньше,- парчовых, бархатных, шелковых.
Еще более важное значение имели другие нововведения, принятые в 1699–1700 гг.
Начало кораблестроения и мореплавания, артиллерийское дело и строительство крепостей остро поставили вопрос о необходимости инженеров, техников, мастеров, знавших математику, умевших читать карты, пользоваться инструментами.
Для армейских полков требовались госпитали и медицинский персонал, знание медицинской науки. За большие деньги нанимали специалистов-иностранцев.
Приглашенный из Англии профессор Абердинского университета Генри Фарварсон с двумя товарищами в 1701 г. начал преподавать математику в Навигацкой (Навигационной) школе, расположенной в Сухаревой башне в Москве. За нею появились и другие математические школы.
В 1699 г. в Москве завели новую типографию, в которой планировали печатать, причем гражданским шрифтом, книги по артиллерии, механике, истории, астрономии. Правда, первые такие книги на русском языке издали в 1699–1701 гг. в Амстердаме.
19 декабря 1699 г. указ Петра возвестил, что отныне в России, как и в других странах Европы, летосчисление будет вестись не от сотворения мира, а от рождения Христа. На следующий день новый указ повелел начинать новый под не с 1 сентября, а с 1 января.
Перт І начал решительное обучение российских офицеров. Если в начале восемнадцатого века на офицерских чинах империи стояли иностранные специалисты, то уже после реформ их место стали занимать отечественные офицеры.
Не менее важным было открытие первой Морской академии в 1715 году, что в дальнейшем дало России могущественный флот, а ведь до этого момента его не было. Спустя один год императором был издан Воинский устав, который регламентировал обязанности и права солдат.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим комментариям. Хорошего дня!