АВА-терапия: помощь детям с аутизмом и их родителям

525 прочитали

Представьте, что вы окружены высоким глухим забором. Снаружи — хаос, неопределённость. Внутри — логичная, упорядоченная жизнь. Этот забор — ваша единственная защита от непредсказуемого внешнего мира, любой контакт с которым вызывает панику, желание спрятаться от враждебной обстановки... Примерно такие чувства испытывают люди с расстройством аутистического спектра. Важно помочь им социализироваться в обществе. В этом заключается основная задача ABA-терапии.

Представьте, что вы окружены высоким глухим забором. Снаружи — хаос, неопределённость. Внутри — логичная, упорядоченная жизнь.

Что такое АВА-терапия

Прикладной анализ поведения или АВА-терапия (Applied Behavior Analysis) — популярный подход коррекции поведения для людей с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего детей с аутизмом. Роберт Шрамм, сертифицированный специалист в области ABA, в своей книге «Детский аутизм и АВА» рассматривает метод Прикладного анализа поведения как язык аутизма. Люди с особенностями развития понимают его, открываются для общения с близкими.

Эта методика учит детей элементарным бытовым навыкам, помогает социализироваться в обществе. Основной принцип терапии — ребёнок совершает поступки, за которые хвалят, но не делает того, за что наказывают. Во время сеанса детей с РАС поощряют за положительную реакцию на вопрос или просьбу. А негативный ответ психолог игнорирует.

Программа работы лаконична, предсказуема, последовательна. Она понятна ребёнку с РАС и не вызывает протеста. Малыш постепенно будет выходить из мира аутизма, в котором все чётко упорядочено, и открываться близким. Потому что будет испытывать комфорт, а не раздражение от того, что его не понимают.

Аутизм излечить нельзя, но можно помочь человеку социализироваться в обществе, получить профессию, стать самостоятельным.

Цели АВА

Основная цель АВА-терапии — облегчить жизнь ребёнка с РАС и его родителей, улучшить качество их жизни. Эта цель достигается через решение главных задач:

  • развитие навыков общения,
  • коррекция игровой деятельности,
  • сокращение или полное устранение проявлений самоагрессии, при которой человек с РАС может причинить себе боль,
  • снижение ритуальности, стереотипности в действиях,
  • помощь в выстраивании отношений с другими детьми.

Таким образом, после прохождения программы, дети с аутизмом могут включиться в образовательный процесс в условиях инклюзивного образования, научится адекватно вести себя в обществе, приобретают навыки самообслуживания. АВА-терапия совершенствует уровень коммуникации и социального взаимодействия детей с РАС.

Для кого эффективен метод АВА-терапии

В АВА-терапия есть психологические и образовательные методики, которые используются для детей с ограниченным возможностями здоровья, чаще всего с расстройством аутистического спектра. Однако принципы программы универсальны и помогут любому человеку.

Благодаря этой методике вы сможете скорректировать любые формы нарушения поведения:

  • повышенную агрессию,
  • истерики,
  • непослушание,
  • аутостимуляция на уроке,
  • отказ участвовать в совместной деятельности,
  • игнорирование инструкций взрослого,
  • крики, ругательства, громкий необоснованный смех,
  • падение на пол,
  • нарушение сна.

Методика ABA направлена на подкрепление или усиление желаемого поведения. Ученик получает стимулы, поощрения, которые становятся важным мотивационным фактором для выполнения положительных действий. Программа включает в себя подсказки, карточки, которые облегчают взаимопонимание взрослых и детей.

Этапы АВА-терапии

При обучении детей по методике ABA важно адаптировать материал и методы работы. Чтобы ученик справился с заданием, его нужно поделить на маленькие блоки. В каждом — навык, который должен освоить ребёнок с РАС. По мере усвоения части материала блоки увеличивают. Таким образом детям удается решать более сложные задачи.

В базовом блоке 3 этапа:

  • антецедент — задание, инструкция учителя,
  • поведение — ответная реакция ребёнка,
  • последствие — поощрение учителя.

Например, взрослый просит ребёнка показать круг. Это антецедент. Поведение ученика — выбор фигуры. Логичное последствие — похвала учителя.

У детей с расстройством аутистического спектра плохо развиты навыки социальной адаптации, поэтому часто вербальная похвала не такой сильный мотиватор, как, например, игрушки, сладости, приобщение к любимому занятию.

Главное правило АВА-терапии — не ругать за неправильные ответы, неудачные попытки, а просто проигнорировать ошибки. Мотивировать только правильные поведенческие модели.

Как происходит работа с детьми

Метод ABA — обучение без принуждения. Чтобы ребёнок не уклонялся от занятий, следует вызывать у него устойчивую ассоциацию с какими-то приятными вещами и занятиями, давать вместе с инструкциями соответствующие подкрепления. Его вид соответствует текущей мотивации ученика. Например, он хочет смотреть телевизор, вы проговариваете инструкцию. После выполнения задания включаете телевизор, но через некоторое время незаметно опять выключаете, чтобы продолжить занятия. Ребёнок хочет конфетку, давайте её только после выполнения очередной инструкции. Важно обучать детей в течение дня, создавая обстановку, которая определит аналогичную стратегию поведения в будущем.

В АВА-терапии важная роль уделяется подсказкам. Это может быть действие или слово, которое не даёт ошибиться. Подсказка закрепляет правильный ответ или навык, над которым вы работаете. Предлагайте подсказку только в случае необходимости. У детей должна оставаться возможность для самостоятельного принятия решения.

В работе по методике ABA различают разные виды подсказок:

  • Физическая подсказка — физическая помощь в выполнении определённого задания. Например, когда вы работаете над навыками самообслуживания или письма. По мере формирования этих навыков у ребёнка, физическая подсказка уменьшается: вы позволяете выбрать правильную геометрическую фигуру, просто положив руку ученика на стол около неё.
  • Имитация движения — это вид подсказки применяется, если ребёнок знает ответ, но не понимает, когда и как его выполнять. В этом случае учитель инструктирует ученика и показывает, как выполнить задание.
  • Жестовая подсказка — учитель показывает движение руки или взглядом, где искать правильный ответ.
  • Позиционная подсказка — учитель держит в руках два предмета, просит выбрать один, приближает при этом руку с правильным предметом к ученику. Тем самым вы убережёте его от ошибки.
  • Словесная подсказка может быть полной или частичной. Полная словесная подсказка предполагает правильный ответ учителя, который ученик повторяет. Частичная словесная подсказка — учитель только начинает говорить правильный ответ, побуждает тем самым к самостоятельному решению.

Важно сокращать подсказки по мере развития нужных навыков. Дети должны становиться более самостоятельными, но чувствовать себя успешными. Это баланс нужно соблюдать при работе с аутистами.

Какие результаты даст АВА-терапия

Чтобы занятия по методике ABA дали заметный результат, следует соблюдать определённые правила:

  • исключить отвлекающие факторы во время работы с ребёнком, проводить занятия наедине с учеником,
  • предлагать поощрения, действительно важные для ребёнка,
  • занятия должны вызвать у ребёнка только положительные эмоции: не будет радости — не будет мотивации, не будет мотивации — не будет результата,
  • привлекать к обучению родственников ребёнка: важно, чтобы занятия проходили не только с терапевтом, но и дома. Взрослые должны включаться в коррекционную работу и следовать принципам АВА-терапии в повседневной жизни,
  • занятия рекомендуется проводить регулярно — только такой режим принесёт результат. Интенсивность занятий определяет специалист по АВА-терапии в зависимости от сложности состояния ребёнка.

При выполнении этих условий, усилиях со стороны педагога, родителей и ребёнка АВА-терапия даёт положительные результаты.

Преимущества и недостатки АВА-терапии

Сторонники данного метода отмечают, что:

  • дети становятся более самостоятельными, успешно осваивают отработанную модель поведения и переносят её в привычную среду,
  • учатся взаимодействовать с обществом, легче переносят адаптацию в коллективе,
  • приобретают способности к обучению, могут учиться в обычных школах,
  • у детей улучшаются мыслительные процессы, развивается речь,
  • специалист работает с ребёнком индивидуально: уделяет внимание тем сферам, которые меньше всего соответствуют поведенческим закономерностям,
  • АВА-терапия корректирует поведенческие навыки, присущие аутистам,
  • работа проходит по разным направлениям: корректируются эмоциональная, поведенческая, речевая, интеллектуальная сфера.

Однако следует упомянуть про отрицательные стороны данного метода. АВА-терапия не будет эффективна, если:

  • ребёнок боится чужих людей,
  • родители делают длительные перерывы в занятиях или сокращают их,
  • родители не организуют дома корректную систему развития ребёнка,
  • на некоторых детей с РАС плохо действует словесное поощрение, поэтому важно понять ребёнка, чтобы определить, что именно вызывает у него положительные эмоции и станет стимулом для закрепления правильного навыка.

Понятно, что от АВА-терапии, так же как и от других методов коррекционного воздействия, не нужно ждать мгновенного результата. Однако продолжительная упорная работа даст результат, и родителям удастся подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в этом чуждом и непривычном для него мире.

Если вам хочется помогать детям находить опору в сложном и отталкивающем мире, приглашаем на программу АВА-терапевт. За 6 месяцев вы обучитесь

  • концепции и принципам прикладного анализа поведения,
  • основам современной психологии,
  • психологии детей и подростков с РАС,
  • коррекции поведения детей и подростков с ОВЗ,
  • и другим необходимым для практики навыкам.

Приглашаем вас в онлайн-аудитории Московского института психологии.