Найти тему
Софья@ПетербургиЯ

Иван из купеческой династии Морозовых «русский, который не торгуется». С матерью ладил, женился по любви, коллекцию картин собрал уникальную

Оглавление

В Эрмитаже собрана уникальная коллекция импрессионистов. Откуда всё это великолепие? Такой вопрос у меня возник в первое же посещение музея. Сегодня разговор пойдет о коллекции полотен импрессионистов. Как они появились в Эрмитаже?

Иван Морозов и Сергей Щукин

Кто они? Как собирали произведения искусства? Ведь именно их коллекции составляют основу Главного штаба.

О Сергее Щукине я уже рассказывала на Дзене (ссылку дам в конце статьи), теперь настал черед Ивана Морозова.

Начать я хочу с его семьи, я постоянно говорю о том, что семья это основа жизни каждого человека. В очередной раз оказываюсь права. Почему? Поймете, прочитав этот рассказ.

У Варвары Алексеевны и Абрама Абрамовича Морозовых было три сына – Михаил, Иван и Арсений. Кто такие Морозовы, я думаю, говорить не надо? Если кратко, Морозовы – это "Текстильная империя".

Варвара Алексеевна Морозова
Варвара Алексеевна Морозова

Чтобы было понятно, почему Иван Абрамович стал коллекционером, надо обязательно рассказать о его старшем брате Михаиле.

Михаил Абрамович Морозов
Михаил Абрамович Морозов

Михаил получил блестящее образование, закончив историко-филологический факультет Московского университета.

В 1895 году его назначают директором правления Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий.

Семейный бизнес, и он, старший сын, был просто обязан в нём участвовать. Но он не оправдал надежд матери, отец к тому времени уже умер.

Михаил Абрамович Морозов
Михаил Абрамович Морозов

Как писала о нем газета "Московский листок":

Он горел искусством.
Крупным промышленным и коммерческим деятелем он был, так сказать, лишь по праздникам, никогда не увлекался этой стороной своей деятельности.

Мать Михаила, Варвара Алексеевна, не поддерживала идей сына. Её больше интересовало улучшение быта своих фабричных рабочих. Расскажу немного о её деятельности.

Это была очень практичная дама, прогрессивных для того времени взглядов. За годы после смерти мужа, когда она управляла бизнесом, Варвара Алексеевна создала "Морозовский городок".

При её фабрике была бесплатная школа на 1500 учеников, больница на 80 кроватей, родильный приют на 20 кроватей, богадельня, где жили престарелые рабочие, колыбельная на 85 детей, приют для детей сирот на 35 человек.

Кроме этого, она содержала театр и библиотеку, воскресную школу для рабочих.

Было и жилье для фабричных - квартал с отдельными домами на 4 семьи с землей, садом и огородом.

фабрика
фабрика

Занималась она и благотворительностью – построила Психиатрическую клинику им. А.А. Морозова при Императорском университете (в память о муже, который страдал психическими расстройствами), клинику Нервных болезней, здание для Пречистенских рабочих курсов и общежития Императорского технического училища, ремесленное училище, женское начальное училище. И это я перечислила только самые крупные!

Перед смертью Морозова написала завещание, где отписала значительную часть своего состояния на просвещение и улучшение быта рабочих своей фабрики.

Варвара Алексеевна Морозова и Василий Михайлович Соболевский (гражданский муж Варвары Алексеевны)
Варвара Алексеевна Морозова и Василий Михайлович Соболевский (гражданский муж Варвары Алексеевны)

Но всё равно Варвара Алексеевна оставалась "фабриканшей". Производство прежде всего! Она была решительным управленцем и не позволяла на своей фабрике никаких вольностей.

Так, например, когда на фабрике начались забастовки, она просто запретила выдавать продукты в фабричных магазинах, после чего работа на производстве продолжилась.

Как её описывали современники?

Немирович-Данченко:

Красивая женщина, богатая фабрикантша, держала себя скромно, нигде не щеголяла своими деньгами.
Константин Маковский «Портрет В. А. Морозовой», 1884 год
Константин Маковский «Портрет В. А. Морозовой», 1884 год

Или вот такая характеристика:

Утром щелкает в конторе костяшками на счетах, вечером извлекает теми же перстами волшебные шопеновские мелодии, беседует о теории Карла Маркса и зачитывается новейшими философиями.

Варвара Алексеевна считала, что произведения искусства бесполезны для народа. И вот тут, они со старшим сыном не нашли "точек соприкосновения".

Михаил Морозов занялся меценатством, помогал Музею изящных искусств.

Михаил Абрамович Морозов
Михаил Абрамович Морозов

Можно сказать, что он был одержим искусством. Он побывал во многих европейских городах, из этих поездок Михаил привозил картины Дега, Дени, Мане, Моне, Ренуара, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Гогена, В. ван Гога, Боннара.

Михаил был счастлив женат, имел четверых детей – по старшенству Юрий, Михаил, Елена и Мария, которая родилась уже после смерти отца.

М.К. Морозова с детьми (2 неизвестные дамы) в своем доме на фоне портрета мужа работы В. Серова
М.К. Морозова с детьми (2 неизвестные дамы) в своем доме на фоне портрета мужа работы В. Серова

Забегу немного вперед и скажу, что Михаил стал известным советским шекспироведом, а Юрий пропал без вести во время Гражданской войны, дочери эмигрировали из России.

Михаил проживет всего 33 года. Это был крупный мужчина, который любил поесть.

К тому же, в детстве он перенес скарлатину с осложнением на почки и сердце. Но люди такого склада совершенно не думают о здоровье. По воспоминаниям его жены:

Когда доктора у него уже определили нефрит, он каждый день пил водку и закусывал её сырым мясом с перцем. На это было ужасно смотреть!

Теперь начинается история мецената Ивана Абрамовича Морозова, второго сына Варвары Алексеевны, брата Мизаила...

Иван Абрамович Морозов
Иван Абрамович Морозов

Это был самый послушный из трех ее сыновей, который помогал матери вести бизнес.

В 1899 году он переезжает в Москву, где становится известной личностью.

Именно в доме старшего брата он знакомится с художниками и начинает интересоваться живописью.

Семья купцов Морозовых в усадьбе Одинцово-Архангельское. 1900 г.
Семья купцов Морозовых в усадьбе Одинцово-Архангельское. 1900 г.

Он не только познакомился с известными русскими художниками, но и начинает с некоторыми дружить, назову их имена – это Васнецов, Серов, Коровин.

Вот портреты Морозова художников Коровина и Серова. Оба великолепны. Взгляд Ивана Морозова - увлеченного человека, умницы, сумели передать и Коровников и Серов.

Портрет И. А. Морозова. Константин Коровин. 1903 г.
Портрет И. А. Морозова. Константин Коровин. 1903 г.
Портрет Ивана Абрамовича Морозова. Валентин Серов.  1910 г.
Портрет Ивана Абрамовича Морозова. Валентин Серов. 1910 г.

Тогда же он покупает первые картины русских пейзажистов, а чуть позже «Мороз в Лувесьенне» Альфреда Сислея, и это была первая картина западноевропейской живописи.

После смерти брата Иван становится уже профессиональным коллекционером! Искусство захватывает его.

К тому же, он знакомиться с Сергеем Щукиным и его просто потрясла его коллекция!

Спустя несколько лет у Морозова уже было больше 250 полотен французской живописи. Среди них картины Ренуара, Ван Гога, Пикассо, Гогена, Матисса. Ивана Морозова в те годы называли "русский, который не торгуется".

Послушание матушке закончилось вместе с влюбленностью Ивана Морозова

Казалось бы, молодой человек, из известной богатой семьи должен был выбрать невесту из своего круга. Но Иван Абрамович был "не как все".

В 30 лет он встретил в ресторане "Яр" юную певицу, которой на тот момент было всего 16 лет. Её звали Евдокия Сергеевна Кладовщикова.

Портрет Евдокии Морозовой. Валентин Серов. 1908 год.
Портрет Евдокии Морозовой. Валентин Серов. 1908 год.

Театральный критик Юрий Бахрушин так описывал отношения Морозова с юной девушкой:

Однажды, будучи у „Яра“, немолодой уже Морозов познакомился там с одной ресторанной хористочкой.
Хорошенькая, бойкая девушка произвела неожиданное впечатление на бывалого злостного холостяка. Начался сперва легкий флирт, затем ухаживание, а потом и роман.
Эта связь тщательно скрывалась Морозовым, но с каждым днем он чувствовал все острее значение молодой женщины в его жизни…
Она была скромна, не стремилась принимать участие в разговорах о предметах, в которых ничего не понимала, была весела и жизнерадостна, и в ней абсолютно отсутствовала какая-либо вульгарность.

Они познакомились в 1901 году, Иван Морозов был холостой, поэтому симпатия переросла в роман, результатом которого стало появление на свет дочери, которую назвали Досенька – младшая.

Девочка родилась вне брака, удочерить её Иван Абрамович не посмел и её пришлось отправить на воспитание к тётке.

Почему Морозов не женился на своей Досе?

Он долго думал, ведь на его глазах было немало случаев такого мезальянса, да и общество могло не принять его любимую. Но любовь взяла своё. В 1907 году они тихо поженились.

Первое время сплетники вспоминали ресторанное прошлое Доси и называли жену Ивана Абрамовича "Дося ля-ля-ля", но молодая женщина оказалось умной и не обращала внимание на оскорбления, тем более, что муж её обожал.

Морозов все-таки представил жену обществу, это произошло в доме отца Юрия, того самого, кто рассказал о знакомстве Морозова с Евдокией:

Великосветская купеческая Москва встретила молодую Евдокию Сергеевну Морозову сдержанно, с явным недоверием, внимательно приглядываясь, как она ест, как разговаривает, как себя держит.
Но молодая Морозова держала себя так просто, делала все так непринужденно, словно она всю жизнь только и вращалась в подобном обществе. К концу вечера наиболее податливые сердца уже смягчились и молодые получили несколько приглашений.
Сражение было выиграно.
А через несколько лет Евдокия Сергеевна стала уже полновластным членом московского большого света, и единственно, что осталось за ней на всю жизнь, это наименование Доси.

В 1916 году Морозов удочерит собственную дочь.

1917 год

Иван Абрамович Морозов продолжит покупать картины и после Революции 1917 года.

Последнюю картину он купил в 1918 году. Почему последнюю? Потому, что через несколько дней после сделки выйдет декрет Совнаркома о национализации крупной промышленности, и Морозов лишится Тверской мануфактуры.

После будет еще одно распоряжение - "Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах", начнется уплотнение, в результате которого на первом этаже особняка Морозова сделают общежитие.

Последнее распоряжение – это переход собрания коллекции Морозова и Щукина в собственность государства.

В особняке Морозова сделали музей, а самого Морозова назначили заместителем директора этого музея.

Ивана Абрамовича с семьей оставили проживать в бывшем когда-то его особняке, выделив ему 3 комнаты на первом этаже.

В 1919 году Морозовы покинули Россию. Они уехали в Швейцарию. Сохранился паспорт, который выдали Досе-младшей в Женеве:

Несовершеннолетней дочери мануфактур–советника Морозова.

По визам этого паспорта можно было увидеть "путешествия" семьи Морозовых.

Сначала Лондон, где на счетах в Лондонском банке хранились деньги, принадлежавшие Товариществу Тверской мануфактуры, потом Франция.

Они не бедствовали в эмиграции, но Иван Абрамович очень сильно изменился, он потерял вкус к жизни.

В 1921 году вся семья Морозовых отправилась в Карлсбад – лечебный курорт. Во время одной из процедур Ивану Абрамовичу стало плохо с сердцем.

22 июля 1921 года Иван Абрамович скончался.

Ему было всего 49 лет.

Жена, улаживала формальности, заверяя документы во французском консульстве в Берлине, потом в Женеве, в Париже, чтобы везти гроб во Францию. Где могила Морозова неизвестно.

Неизвестно нахождение и захоронения братьев Ивана – Михаила и Арсения.

Часовню, построенную на могиле Михаила уничтожили, а где похоронены Иван и Арсений нет сведений.

Через полгода жена Ивана Абрамовича Евдокия выдаст дочь замуж за Сергея Коновалова – одного из костромских промышленников, они как и Морозовы, были текстильными фабрикантами.

В 1922 году у Коноваловых родится сын, которого назовут в честь деда Иваном. А в 1937 году они разведутся. Евдокия – младшая выйдет замуж сначала за грузинского князя, а потом за дипломата Шарля Леска.

Что стало с женой Ивана Абрамовича неизвестно.

Ей на момент смерти мужа было всего 36 лет. Отношения с дочерью она не поддерживала, что между ними произошло неизвестно. Может быть, дело в завещании, которое Иван Абрамович составил незадолго до смерти, согласно которому всё завещал жене?

Находясь в здравом уме и твердой памяти, я, отменяя мое Духовное Завещание, совершенное мною в 1917 году у нотариуса А. П. Казакова в Москве, завещаю все мое движимое и недвижимое имущество, где бы оно ни находилось и в чем бы ни заключалось, жене моей Евдокии Сергеевне Морозовой.

Есть семейная легенда, что брак своей 19-летней дочери устроила сама Евдокия старшая. Теперь причину их ссоры уже никто не узнает.

И, несколько слов о младшем брате Морозовых Арсении.

Балагур, известный всей Москве. Непутевый, но очень любимый матерью. Это он построил необычный дом в Москве – замок в испано-мавританском стиле. По поводу этого дома мать, Варвара Алексеевна сказала так:

Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва знает.

Арсений погибнет нелепо в 34 года. Он заключит пари, что сможет выдержать любую боль и... прострелит себе ногу. Пари выиграл, только вот он умер через 3 дня от заражения крови.

Он был женат, имел детей, но всё своё имущество оставил не вдове, а подруге – даме полусвета Коншиной. Родственникам так и не удалось оспорить завещание Арсения.

Вот такие три судьбы братьев Морозовых.

А это, ссылка на статью о Сергее Щукине.