Последние 20 лет человек совершенствует варианты и скорость обмена информацией с большим успехом.
В 1999 у меня был потрёпанный букварь, в университете я страдала от отсутствия скоростного мобильного интернета и функциональных площадок, сейчас я уже устаю потреблять столько материала.
Каналы связи животных также субъективны, и отлично иллюстрируются понятием - умвельт, его ввёл Якоб Икскюль. Оно отражает, что каждый организм, воспринимает действительность через свои сенсорные системы, несмотря на единство физической среды обитания. Увельты отдельных видов и особей формируют его поведение.
Мир каждого особенный. Представьте свой дом, там вы, члены семьи, например кот и пёс, где-то обязательно есть паук, возможно подушечный клещ, несколько членистоногих, кому-то везёт на таракашек и мышей.
Каждый воспринимает это место в меру своих возможностей и потребностей.
Паук не обратит внимания на новый цвет стен и вашу стрижку. А клещу будет плевать, что вы играете в приставку уже два дня подряд.
Умвельт вашего партнера отличается от вашего. Ему не важны разбросанные носки и грязная посуда, они не входят в его зону восприятия, не нарушают гармонию комфорта.
Человек может попробовать ощутить себя в шкуре своего питомца, встав на четвереньки, например.
Но полноценный эмпирический и умозрительный опыт собаки мы понять не сможем. Зрение, слух, наличие специфической видовой коммуникации, осязание - можем попытаться представить, с помощью своего воображения, наблюдения и исследовательских экспериментов. То обоняние и вкус псовых, мы вряд ли можем себе вообразить. Возможно, оно сопоставимо с тем, как мы различаем цвета, но это только догадка.
Чтобы лучше понять своего питомца, представьте совокупность его физических и сенсорных особенностей, жизненного опыта.
В книге «Человек, который принял жену за шляпу и другие истории из клинической практики» Оливер Сакс в главе - собачья радость, описывает опыт одного знакомого. У которого под действием запрещенных веществ изменилось восприятие, а обоняние стало буквально собачьим.
Сакс подобрал отличное описание за меня. Представляю отрывок из этой книги.
«Оказалось, что он чуял всех своих знакомых:– В клинике я обнюхивал все по-собачьи, и стоило мне потянуть носом воздух, как я не глядя узнавал два десятка пациентов, находившихся в помещении. У каждого – своя обонятельная физиономия, свое составленное из запахов лицо, гораздо более живое, волнующее, дурманящее, чем обычные видимые лица. Ему удавалось, как собаке, учуять даже эмоции – страх, удовлетворение, сексуальное возбуждение… Всякая улица, всякий магазин обладали своим ароматом – по запахам он мог вслепую безошибочно ориентироваться в Нью-Йорке. Его постоянно тянуло все трогать и обнюхивать («Только на ощупь и на нюх вещи по-настоящему реальны»), но на людях приходилось сдерживаться. Эротические запахи кружили ему голову, но не более, чем все остальные – например, ароматы еды. Обонятельное наслаждение ощущалось так же остро, как и отвращение, однако не в удовольствиях было дело. Он открывал новую эстетику, новую систему ценностей, новый смысл.»