Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Бастардские ветви Валуа. Орлеаны

Вообще, среди бастардских линий французских королей Капетингов и их младших родичей, были как очень везучие дома, так и не слишком. Верхняя точка успеха – собственное королевство (не последнее в Европе), низший уровень падения – банальное бродяжничество.

До наших дней, то есть до XXI века дотянули: только одна французская линия - Бурбоны-Бюссе и одна вне Франции - Браганса. Последние (сами по себе монархи, начиная с короля Жуана IV) являются, напомню, бастардами Ависской португальской королевской династии, представители которой в свою очередь - бастарды Старшего Бургундского дома Капетингов. Во всяком случае, Бюссе и Браганса самые известные, но я не уверен, что кроме них больше никого нет из незаконнорождённых потомков. Возможно, и вполне вероятно, сохранились более поздние ветви тех же испанских Бурбонов.

Герб Жана Дюнуа
Герб Жана Дюнуа

Но в данной серии статей я коснусь бастардов Валуа-Капетингов. Безусловно, самый известный из них - это Жан Дюнуа, внебрачный сын Луи, герцога Орлеанского и, следовательно, внук короля Карла V Мудрого. Линия его потомства оказалась в сравнении с некоторыми другими бастардами королевских крови всё-таки довольно живучей. Но как будто в виде «отрицательной компенсации» - эти потомки Бастарда Орлеанского (Валуа-Лонгвили) хоть частично и заметны в истории Франции, но вот за пределами своей родины уже мало кому интересны. Собственно, весь интерес не французов по отношению к ним, состоит только в том, что это наследники «того самого» Жана Дюнуа.

Итак, последним потомком Жана Дюнуа по основной линии, и последним герцогом Орлеаном-Лонгвилем, де-юре и де-факто был Жан-Луи-Шарль (1646-1694), тихий, болезненный и богобоязненный человек, всю жизнь мечтавший стать аббатом. Как известно, еще в юности, сразу после смерти отца, он уступил все свои титулы Шарлю-Парису - младшему брату. Вот только Шарль-Парис, как было известно всем и каждому, был незаконнорожденным ребенком Анны Женевьевы Бурбон-Конти, супруги герцога Лонгвиля Генриха (Анри) II (1595-1663).

Генрих II Лонгвиль
Генрих II Лонгвиль

Шаловливая «Черный ангел Фронды» прижила второго сына от знаменитого герцога Ларошфуко (на ту пору еще наследника данного титула и известного, как принц Марсийяк), герцог же Лонгвиль согласился признать Шарля-Париса своим. Но сначала погиб Шарль-Парис, не оставив сыновей, титулы и земли были чуть ли не насильно возвращены Жану-Луи-Шарлю и ... так прямая линия Жана Дюнуа и угасла в 1694 году.

Но рассмотрим бастардов в составе самой семьи Орлеанов-Лонгвилей, так сказать «бастардов бастарда», а также некоторые другие нюансы этого рода. У самого основателя был один внебрачный сын, которого также звали Жан, бастард Дюнуа. О нем практически ничего не известно, последний раз он упоминается в 1508 году, в связи с назначением ему пенсии в 400 ливров. Никакими землями он, по всей видимости, не владел, да и рыцарем не был, квалифицируясь как оруженосец.

А вот законный сын у Жана Дюнуа был только один – Франсуа, оставивший после себя уже трех законных сыновей – Франсуа II (1478-1513), Луи I (1480-1516) и Жана де Лонгвиля (1484-1533), последний, как младший сын был отдан церкви и дорос до кардинала. Имелся также и один бастард – тоже Жан и опять почти никаких данных, только лишь запись о назначении ему пенсии в 200 ливров в 1523 году.

Любопытно, что после третьего поколения, большая часть титулов и земель рода (Франсуа II в 1505 году стал первым герцогом де Лонгвилем) чуть было не «ушла» от потомков Жана Дюнуа по мужской линии. Единственный сын Франсуа II – Жак, умер в младенчестве, но у покойного герцога осталась маленькая дочь Рене (1508-1515). Она сразу унаследовала титул графини Дюнуа, но вот с герцогством вышла заминка.

По основным обычаям – дочь выше дяди, здесь не идет речь о салическом праве, да и линия эта без права наследования самой французской короны. Но герцогиней маленькая Рене почему-то не стала, наверное, здесь никак не могли определиться, как же должно быть правильно. Но в любом случае, этот каверзный вопрос был снят в связи с преждевременной смертью Рене, и следующим герцогом Лонгвилем и главой рода, без вариантов стал Луи I. Уже в следующем году Луи скончался и ему наследовал старший сын Клод всего восьми лет от роду.

Лонгвилям повезло, что у Луи I было трое сыновей – Клод не оставил законного потомства, умерев в 16 лет, не успев жениться, зато вот внебрачный сын у него появился – тоже Клод. Что касается бастарда Клода, сына герцога Клода, то он был женат на дворянке Марии Буасьер, но в этом союзе была только одна дочь – Жаклин Орлеанская, так что продолжения по мужской линии эта бастардская ветвь не получила.

Леонор Лонгвиль
Леонор Лонгвиль

Линия среднего сына Луи II (1510-1537), прервалась в следующем поколении с Франсуа III, которому наследовал двоюродный брат Леонор - сын Франсуа Лонгвиля (1513-1548), самого младшего правнука Жана Дюнуа. Сам Франсуа герцогом не был, так как являлся третьим сыном и просто не дожил до «открытия вакансии», но 6-ым герцогом Орлеаном Лонгвилем стал его единственный законный сын Леонор (1540-1573), который и продолжил герцогскую линию рода.

Но у Франсуа был также и внебрачный сын - тоже Франсуа (? -1600), рожденный в союзе с дворянкой Франсуазой Блоссе. Франсуа Лонгвиль получил от своей матери Жанны Хохберг, формальный титул маркиза Ротлена - эти земли с одноимённым замком располагались в Германии близ Бадена, но Жанна по договору своего отца с его кузеном, ими не владела. То есть, по существу титул «дутый» (отдавать не жалко), вот он достался в виде приставки к фамилии бастарду. Потомство Франсуа известно, как Дом Орлеанов-Ротленов.

Замок Ротлен
Замок Ротлен

Самым известным и значительным из этой линии побочных потомков Жана Дюнуа был аббат Шарль Ротлен (1691-1744). Окончательно же мужская линия Дюнуа угасла только с Александром Орлеаном-Ротленом (1688-1768), у которого остались две дочери - младшая из них, Франсуаза Доротея скончалась в 1818 году. Если считать угасание династии по дочери последнего мужчины в роду, то получается, что династия Жана Дюнуа оборвалась в первой четверти XIX века.