Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Орлеаны-Лонгвили, род, который основал бастард и который прервался на бастарде.

Жан Дюнуа.
Жан Дюнуа.

Основателем рода Орлеанов-Лонгвилей стал Жан Дюнуа, внебрачный сын Людовика Орлеанского, брата Карла VI Безумного. Людовик не только признал своего незаконнорожденного сына, он и воспитывался у его жены Валентины Висконти. После смерти отца и Валентины Висконти Жан Дюнуя рос вместе с дофином Карлом – будущим королем Карлом VII. С самой юности, в разгар Столетней войны Дюнуа прославился как последовательный и удачливый противник англичан, был он и верным другом Жанны Д.Арк, упорно продолжая борьбу после ее гибели, когда пал духом король и рухнула дисциплина во французских войсках.

В награду за верность Карл VII даже признал за Дюнуа право на престолонаследие, разумеется, после законных линий младших Капетингов, в том числе и Бурбонов. Впрочем, на престол вскоре взошла Орлеанская ветвь Валуа, и новый король Людовик XII в награду уже за верность ему самому в годы невзгод и преследований, даровал внуку Дюнуа, Франсуа II Лонгвилю новый герцогский титул, Франсуа и стал его 1-ым владельцем.

Леонор Лонгвиль
Леонор Лонгвиль

В течении пяти поколений потомкам Жана Дюнуа не грозило угасание – если у главы рода и не было сыновей, ему наследовал младший брат, или как в одном случае двоюродный – Леонор Лонгвиль стал наследником своего бездетного кузена Франсуа III Лонгвиля. Но и разрастись вширь этой семье не удалось, маленькая младшая ветвь герцогов де Фронсаков пресеклась уже на втором поколении.

Есть некая злая ирония судьбы, что последний представитель клана французских принцев, созданного бастардом, был также бастардом. Причем бастардство здесь, как это ни странно, даже «двойное», если вообще можно так выразиться. Но как же угас род Орлеанов-Лонгвилей?

-3

8-ой герцог Лонгвиль (шестое поколение потомков Дюнуа), Генрих II Орлеанский, в возрасте 22 лет женился на девице из дома Конде, в этом браке родилась единственная дочь Мария, впоследствии известная как герцогиня де Немур, ей и суждено было стать последней в своем роду по женской линии. С мужской же линией было еще плачевнее. Через пять лет после того как его первая супруга скончалась, уже 47-летний герцог де Логвиль, не в добрый час женится на 22-летней красавице. По сложившейся традиции опять из дома Конде. Жениться ему надо было в любом случае – для продолжения рода, почти пятьдесят лет, не ни сыновей от первого брака, ни младших братьев. Ошибка была лишь в выборе невесты… Даже с учетом более чем свободных нравов в среде французской аристократии, несчастный герцог получил просто феноменальную супружницу.

Эта была Анна-Женевьева де Бурбон-Конде, знаменитая по многочисленным романам «черный ангел» Фронды. Впрочем, дело не столько во фрондерстве и склонности к мятежам, а в откровенной распущенности этой дамы. В этом странном браке в 1646 году родился последний из знаменитого рода – Жан-Луи-Шарль, который и считается последним из Лонгвилей, но только фактически, а не юридически. Тремя годами позже, в 1649-ом, беспутная Анна-Женевьева рожает второго сына – Шарля-Париса, но вот здесь уже никто не сомневался, что его отцом является не Генрих Лонгвиль, а любовник герцогини, принц Марсийяк, герцог Ларошфуко.

Добродетелью не отличались многие французские аристократки, но по крайней мере большинству из них хватало ума рожать наследников от законных мужей, или по крайней мере так подогнать события, чтобы сомнений в незаконнорожденности у окружающих было как можно меньше. Герцогиня же Лонгвиль задумалась о «легализации» сына только после его рождения. Все общество, включая и незадачливого мужа Генриха Лонгвиля, прекрасно знало кто настоящий отец ребенка прекрасной герцогини. Но как ни странно, ей удалось … уговорить мужа признать Шарля-Париса своим законнорожденным потомком.

Жан-Луи-Шарль.
Жан-Луи-Шарль.

Взглянем на картины, изображающие обоих братьев. Ведь Жан-Луи-Шарль и Шарль-Парис похожи друг на друга как близнецы, точно ли у них только одна мать на двоих, может и отец один - все тот же Марсийяк? Но герцогу Лонгвилю по-видимому уже некуда было деваться, возможно он признал второго сына Анны-Женевьевы лишь потому что первый, Жан-Луи–Шарль, оказался слабоумным больным ребенком, и надежды на продолжение рода в отношении его было мало. С другой стороны, в 1661 году по согласованию с королем Людовиком XIV Шарля-Париса стали готовить к духовной карьере и назначили аббатом. Но сразу же после смерти своего официального отца в 1664 году Шарль-Парис снимает с себя духовное звание, принимает активное участие в королевских военных компаниях.

Шарль-Парис.
Шарль-Парис.

Ставший же 9-ым герцогом Лонгвилем, Жан-Луи, вскоре вполне ожидаемо отрекся от всех своих титулов в пользу единоутробного (а официально и полнородного) брата, и в 1669 году стал аббатом, приняв священнический сан. Новый, 10-ый герцог Лонгвиль, Шарль-Парис погиб в самом начале Голландской войны 1672-1678 года, при переправе через Рейн близ крепости Толхейст. Жениться 23-летний герцог не успел, зато по примеру своего фактического отца Марсийяка, умудрился прижить внебрачного сына с женой маршала Франции де Ла Ферте-Сеннетерре. Этот внебрачный ребенок Шарль-Луи, шевалье де Лонгвиль, прожил еще меньше отца, всего 18 лет – он погиб при штурме города Филиппсбурга в 1688 году, во время очередной королевской военной компании.

Бастард бастарда – на этом странном аккорде, если считать по количеству поколений, прервался род Бастарда Орлеанского Жана Дюнуа. Но строго говоря последним был все же Жан-Луи-Шарль, 9-ый герцог – после гибели брата, в 1672 году его вывели из духовного звания и почти принудительно вернули герцогский титул. Скончался он бездетным уже в 1694 году, лишь на 6 лет пережив своего племянника.