Найти тему

Самолеты третьего рейха: Юнкерс Ju 87 «Штука»

Картинка из  свободных источников
Картинка из свободных источников

Пикирующий бомбардировщик Ju 87 был одним из самых известных немецких самолетов. Первые бомбы Второй ми­ровой войны были сброшены в 4 часа 26 минут 1 сентября 1939 г. именно с бомбардировщиков Ju 87, а первый сби­тый в этой войне самолет (польский истребитель Р-11) записал на свой счет Ф. Нойберт, стрелок-радист опять- таки Ju 87.

Этот самолет был построен в 1935 г. Силовая установка Ju 87 состояла из одного двигателя жидкостного охлаж­дения в виде перевернутого V. На первой серийной моди­фикации стоял двигатель Jumo 210 мощностью 680 л. с., впоследствии использовались различные варианты двига­теля Jumo 211, развивавшие мощность до 1500 л. с.

В течение длительного времени стандартное вооруже­ние Ju 87 состояло из двух 7,92-мм пулеметов MG 15 в задней части кабины. На некоторых модификациях крыльевые пулеметы были заменены 20-мм пушками MG 151/20 или подвесными 37-мм пушками ВК-3,7, а оборонитель­ный 7,92-мм пулемет— спаркой пулеметов того же ка­либра.

После успешного применения восьми Ju 87 в Испании самолеты этого типа широко использовались в войне Гер­мании с Польшей (было задействовано 340 самолетов, по­теряно 30) и в разгроме англо-французских войск весной 1940 г. В условиях полного господства немецкой авиации в воздухе Ju 87 проявили себя как чрезвычайно эффектив­ный инструмент войны, однако попытка привлечь соеди­нения этих бомбардировщиков для уничтожения целей на территории Англии, прикрытой мощной системой ПВО, окончилась полным провалом. Практически не имевшие броневой защиты тихоходные пикировщики со слабым обо­ронительным вооружением стали легкой добычей англий­ских «Спитфайров» и «Харрикейнов». Только 16 сентября 1940 г. было сбито 23 самолета 2-й штурмовой эскадры «Иммельман». Тремя днями позже из 16 поднявшихся в воздух Ju 87 77-й штурмовой эскадры было потеряно 12 са­молетов.

В результате высоких потерь уже через шесть дней после начала воздушной битвы за Англию соединения Ju 87 были выведены из боевых действий. Встал вопрос о целе­сообразности дальнейшего использования этих самолетов. Показательно, что делегация советских авиационных спе­циалистов во главе с авиаконструктором А.С. Яковлевым, закупавшая в конце 1940 г. в Германии образцы герман­ской авиатехники, не проявила к Ju 87 никакого интере­са, считая его безнадежно устаревшим.

Однако впереди была операция «Барбаросса», для уча­стия в которой Люфтваффе подготовили 273 самолета Ju 87. И все повторилось снова: господство в воздухе немецкой авиации и безнаказанная бомбежка колонн советских войск и техники. Лишь с лета 1943 г. штурмовые эскадры начали перевооружаться истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками Fw 190, но производство Ju 87 продолжа­лось до 1944 г.

До окончания производства было выпущено 5709 са­молетов Ju 87 в следующих модификациях:

Ju 87А-0 — предсерийная партия из 10 машин с двига­телями Jumo 210Са мощностью 640 л. с.;

Ju87A-1 — выпускавшаяся до конца 1937 г. первая се­рийная модификация. Вооружение состояло из одного 7,92-мм пулемета в правой консоли крыла и одного 7,92-мм пуле­мета в задней части кабины. В 1938 г. эскадрилья этих са­молетов использовалась в боях в Испании. Было изготов­лено 192 самолета данной модификации;

Ju 87А-2 — модификация с двигателем Jumo 210Da (680 л. с.) и усовершенствованным радиооборудованием. С конца 1937 г. было изготовлено 70 машин;

Ju 87В-1 — выпущенная в количестве 803 машин мо­дификация с двигателями Jumo 211 Da (1200 л. с.). На са­молете устанавливался новый прицел Revic 12 CI, усо­вершенствовалось радиооборудование, в левой консоли крыла был смонтирован дополнительный 7,92-мм пулемет, улучшена аэродинамика;

Ju 87В-2 — модификация с усовершенствованным ра­диатором, новым трехлопастным деревянным винтом VS 5 или VS 11. Самолет был приспособлен для подвески бомбы SC 1000 весом 1000 кг;

Ju 87С — модификация палубного бомбардировщика для строившегося в Германии авианосца «Граф Цеппелин».

Самолет был оборудован посадочным крюком, консоли его крыла складывались вдоль фюзеляжа;

Ju87D-1 — созданная с учетом опыта боев на Запад­ном фронте модификация с двигателем Jumo 211J-1 (1410 л. с.) и усиленной броневой защитой. Имелся тропи­ческий вариант Ju 87D-l/Trop;

Ju87D-2 — самолет с оборудованием для буксировки планеров;

Ju87D-3 — модификация штурмовика с усиленным бронированием кабины экипажа. Для использования в ка­честве ночного бомбардировщика на выхлопных патруб­ках двигателя устанавливались пламегасители;

Ju87D-4 — самолет-торпедоносец, вооруженный авиа­ционной торпедой LTF 56 или LTF5W калибра 533 мм;

Ju87D-5 — усовершенствованная модификация штур­мовика с увеличенным до 15 м размахом крыла. Крылье­вые пулеметы заменили 20-мм пушки MG 151/20. Было усилено бронирование кабины пилота, на лобовое стек­ло фонаря кабины наложен блок бронестекла толщиной 50 мм;

Ju87D-7 — ночной бомбардировщик, вариант Ju87D-3 и D-5 с двигателем Jumo 21 IP (1500л. с.). В крыле уста­навливались 20-мм пушки MG 151/20, на выхлопных пат­рубках двигателя были смонтированы пламегасители;

Ju87D-8 — дневной бомбардировщик, аналог D-7, но без пламегасителей;

Ju87F — единственный экземпляр, оснащенный с дви­гателем Jumo 213 мощностью 1700 л. с.;

Ju87G-1 — противотанковая модификация, получен­ная за счет установки под консолями крыла Ju87D-3 контейнеров с 37-мм пушками ВК 3,7 (крыльевые пуле­меты при этом демонтировались). Имевшие начальную скорость 850 м/с снаряды пушки ВК 3,7 были способны пробить броню крыши корпуса и башни танков Т-34/85, но боезапас составлял всего 12 снарядов на каждую пушку;

Ju87G-2 — аналог G-1, получен за счет переоборудо­вания Ju 87D-5;

Ju 87Н — учебно-тренировочный самолет с двойным управлением;

Ju 87R- 1 — вариант Ju 87B-1 с дополнительными топливными баками для увеличения дальности полета;

Ju 87R- 2 — аналог R-1, разработанный на базе Ju 87B- 2.

с