Пикирующий бомбардировщик Ju 87 был одним из самых известных немецких самолетов. Первые бомбы Второй мировой войны были сброшены в 4 часа 26 минут 1 сентября 1939 г. именно с бомбардировщиков Ju 87, а первый сбитый в этой войне самолет (польский истребитель Р-11) записал на свой счет Ф. Нойберт, стрелок-радист опять- таки Ju 87.
Этот самолет был построен в 1935 г. Силовая установка Ju 87 состояла из одного двигателя жидкостного охлаждения в виде перевернутого V. На первой серийной модификации стоял двигатель Jumo 210 мощностью 680 л. с., впоследствии использовались различные варианты двигателя Jumo 211, развивавшие мощность до 1500 л. с.
В течение длительного времени стандартное вооружение Ju 87 состояло из двух 7,92-мм пулеметов MG 15 в задней части кабины. На некоторых модификациях крыльевые пулеметы были заменены 20-мм пушками MG 151/20 или подвесными 37-мм пушками ВК-3,7, а оборонительный 7,92-мм пулемет— спаркой пулеметов того же калибра.
После успешного применения восьми Ju 87 в Испании самолеты этого типа широко использовались в войне Германии с Польшей (было задействовано 340 самолетов, потеряно 30) и в разгроме англо-французских войск весной 1940 г. В условиях полного господства немецкой авиации в воздухе Ju 87 проявили себя как чрезвычайно эффективный инструмент войны, однако попытка привлечь соединения этих бомбардировщиков для уничтожения целей на территории Англии, прикрытой мощной системой ПВО, окончилась полным провалом. Практически не имевшие броневой защиты тихоходные пикировщики со слабым оборонительным вооружением стали легкой добычей английских «Спитфайров» и «Харрикейнов». Только 16 сентября 1940 г. было сбито 23 самолета 2-й штурмовой эскадры «Иммельман». Тремя днями позже из 16 поднявшихся в воздух Ju 87 77-й штурмовой эскадры было потеряно 12 самолетов.
В результате высоких потерь уже через шесть дней после начала воздушной битвы за Англию соединения Ju 87 были выведены из боевых действий. Встал вопрос о целесообразности дальнейшего использования этих самолетов. Показательно, что делегация советских авиационных специалистов во главе с авиаконструктором А.С. Яковлевым, закупавшая в конце 1940 г. в Германии образцы германской авиатехники, не проявила к Ju 87 никакого интереса, считая его безнадежно устаревшим.
Однако впереди была операция «Барбаросса», для участия в которой Люфтваффе подготовили 273 самолета Ju 87. И все повторилось снова: господство в воздухе немецкой авиации и безнаказанная бомбежка колонн советских войск и техники. Лишь с лета 1943 г. штурмовые эскадры начали перевооружаться истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками Fw 190, но производство Ju 87 продолжалось до 1944 г.
До окончания производства было выпущено 5709 самолетов Ju 87 в следующих модификациях:
Ju 87А-0 — предсерийная партия из 10 машин с двигателями Jumo 210Са мощностью 640 л. с.;
Ju87A-1 — выпускавшаяся до конца 1937 г. первая серийная модификация. Вооружение состояло из одного 7,92-мм пулемета в правой консоли крыла и одного 7,92-мм пулемета в задней части кабины. В 1938 г. эскадрилья этих самолетов использовалась в боях в Испании. Было изготовлено 192 самолета данной модификации;
Ju 87А-2 — модификация с двигателем Jumo 210Da (680 л. с.) и усовершенствованным радиооборудованием. С конца 1937 г. было изготовлено 70 машин;
Ju 87В-1 — выпущенная в количестве 803 машин модификация с двигателями Jumo 211 Da (1200 л. с.). На самолете устанавливался новый прицел Revic 12 CI, усовершенствовалось радиооборудование, в левой консоли крыла был смонтирован дополнительный 7,92-мм пулемет, улучшена аэродинамика;
Ju 87В-2 — модификация с усовершенствованным радиатором, новым трехлопастным деревянным винтом VS 5 или VS 11. Самолет был приспособлен для подвески бомбы SC 1000 весом 1000 кг;
Ju 87С — модификация палубного бомбардировщика для строившегося в Германии авианосца «Граф Цеппелин».
Самолет был оборудован посадочным крюком, консоли его крыла складывались вдоль фюзеляжа;
Ju87D-1 — созданная с учетом опыта боев на Западном фронте модификация с двигателем Jumo 211J-1 (1410 л. с.) и усиленной броневой защитой. Имелся тропический вариант Ju 87D-l/Trop;
Ju87D-2 — самолет с оборудованием для буксировки планеров;
Ju87D-3 — модификация штурмовика с усиленным бронированием кабины экипажа. Для использования в качестве ночного бомбардировщика на выхлопных патрубках двигателя устанавливались пламегасители;
Ju87D-4 — самолет-торпедоносец, вооруженный авиационной торпедой LTF 56 или LTF5W калибра 533 мм;
Ju87D-5 — усовершенствованная модификация штурмовика с увеличенным до 15 м размахом крыла. Крыльевые пулеметы заменили 20-мм пушки MG 151/20. Было усилено бронирование кабины пилота, на лобовое стекло фонаря кабины наложен блок бронестекла толщиной 50 мм;
Ju87D-7 — ночной бомбардировщик, вариант Ju87D-3 и D-5 с двигателем Jumo 21 IP (1500л. с.). В крыле устанавливались 20-мм пушки MG 151/20, на выхлопных патрубках двигателя были смонтированы пламегасители;
Ju87D-8 — дневной бомбардировщик, аналог D-7, но без пламегасителей;
Ju87F — единственный экземпляр, оснащенный с двигателем Jumo 213 мощностью 1700 л. с.;
Ju87G-1 — противотанковая модификация, полученная за счет установки под консолями крыла Ju87D-3 контейнеров с 37-мм пушками ВК 3,7 (крыльевые пулеметы при этом демонтировались). Имевшие начальную скорость 850 м/с снаряды пушки ВК 3,7 были способны пробить броню крыши корпуса и башни танков Т-34/85, но боезапас составлял всего 12 снарядов на каждую пушку;
Ju87G-2 — аналог G-1, получен за счет переоборудования Ju 87D-5;
Ju 87Н — учебно-тренировочный самолет с двойным управлением;
Ju 87R- 1 — вариант Ju 87B-1 с дополнительными топливными баками для увеличения дальности полета;
Ju 87R- 2 — аналог R-1, разработанный на базе Ju 87B- 2.
с