Найти тему
Северная Корона

Неприличная интрига Англии. Как делили драгоценности Марии Федоровны после ее кончины

Оглавление

Тело несчастной вдовствующей императрицы в изгнании Марии Федоровны еще не было погребено, а ее ларец, который она в последние годы хранила исключительно в своей спальне, уже следовал в Лондон. Английскому королю Георгу V удалось провернуть махинацию, благодаря которой британская корона за бесценок получила большое количество драгоценностей семьи Романовых.

Принцесса Дагмара

Принцесса Мария Дагмара Шлезвиг-Гольштейн-Зонденбург-Глюксбургская родилась в ноябре 1847 г. во дворце Амалиенборг в Дании. В 1865 г. она должна была выйти замуж за старшего сына Александра II цесаревича Николая. Однако через несколько месяцев после помолвки Николай скончался от болезни. В результате Дагмара стала невестой следующего по старшинству царевича — Александра Александровича.

Дагмара и Александр Александрович
Дагмара и Александр Александрович

Свадьба принцессы и Александра состоялась в октябре 1866 г. в Петербурге. Перед бракосочетанием Дагмара приняла православное крещение под именем Марии Федоровны. В 1881 г. после восшествия Александра III на престол великая княгиня стала российской императрицей.

Страсть к безделушкам

Дания в XIX была промышленно активно развивающейся и довольно-таки богатой страной. Король Кристиан IX, отец Дагмары, и его семейство не бедствовали. Однако, роскошь, которой встретил принцессу Петербург, поразила ее. Дагмара теперь могла позволить себе то, о чем раньше она не смела и мечтать.

У супруги цесаревича, а затем и императора Александра появился роскошный гардероб, и конечно же, огромное количество драгоценностей. Известно, что к ювелирным изделиям Мария Федоровна питала особую слабость. Став вдовствующей императрицей, к примеру, она даже не передала коронные драгоценности новой царице Александре Федоровне, и той пришлось собирать собственную коллекцию.

Мария Федоровна в сапфировой парюре (комплекте)
Мария Федоровна в сапфировой парюре (комплекте)

Заветный ларец

За годы царствования Александра III у Марии Федоровны собралось огромное количество красивейших дорогих украшений. После революции часть этих ювелирных изделий была конфискована большевиками, устроившими тщательный обыск в Аничковом дворце, резиденции вдовствующей императрицы.

Но некоторую, довольно-таки значительную часть украшений Марии Федоровне все же удалось забрать с собой в эмиграцию. После революции вдовствующая императрица со своим окружением и некоторыми родственниками попала в так называемый "крымский плен". То есть находилась в одном из романовских имений в Крыму под домашним арестом.

"Крымский плен" Марии Федоровны продлился около 2 лет. И за это время у старой императрицы не раз проводили обыски. Однако драгоценности Марии Федоровны найдены и конфискованы так и не были.

Мария Федоровна во время крымского плена
Мария Федоровна во время крымского плена

«Крымский плен» закончился для Марии Федоровны отплытием на корабле «Мальборо» в Англию. Большевики уже даже хотели расстрелять вдовствующую императрицу и других «крымских» Романовых. Но на счастье Марии Федоровны полуостров заняли немцы. Король Георг V, племянник старой императрицы, сын ее старшей сестры — Александры, прислал за ней военное судно.

Отплывая на «Мальборо» под штандартом императрицы, Мария Федоровна везла с собой ларец, доверху наполненный очень дорогими и красивыми ювелирными изделиями. Этот ларец был при вдовствующей императрице и в Англии, где она прожила некоторое время после бегства из Крыма. Позднее Мария Федоровна забрала его в Данию, куда уехала по приглашению своего племянника — короля Кристиана X.

Хитрый банкир

Привезла с собой на родину в Данию Мария Федоровна не все драгоценности, которые ей удалось утаить от большевиков. Заветный ларец находился при ней. Но некоторые другие ценности ей доставили уже после прибытия в Европу.

Эти драгоценности сразу после революции Мария Федоровна и ее близкие отдавали дипломатам, которым было разрешено свободно въезжать и выезжать из Советской России или приближенным, у которых был шанс эмигрировать. Эти взявшиеся помочь люди в последующем возвращали драгоценности Дагмаре уже в эмиграции. Кристально честными при этом оказались, к сожалению, не все доверенные лица.

Петр Барк
Петр Барк

К примеру, бывший царский министр финансов Барк повел себя по отношению к Марии Федоровне не совсем честно. Драгоценности Романовых из России он вывез, но Марии Федоровне их не отдал. Вместо этого Барк забрал ценности себе на хранение.

Во время революции Барк смог эмигрировать из России и в последующем стал советником директора Британского банка. Мария Федоровна и ее дочери — Ольга и Ксения, доверяли ему, а он в ответ запугивал их, сообщая, что за драгоценностями охотятся мошенники и даже красные «шпионы». Застраховав вывезенные из России безделушки на огромную сумму, Барк держал их у себя.

Твердость Марии Федоровны

В особенности сильно Барку удалось запугать великую княгиню Ксению Александровну. Старшая дочь Марии Федоровны под напором банкира постоянно пыталась уговорить вдовствующую императрицу отдать на хранение в британский банки и те драгоценности, которые она привезла в Данию лично.

Мария Федоровна однако ни на какие запугивания и уговоры не поддавалась. Для вдовствующей императрицы привезенные из России броши и тиары были не просто дорогими безделушками. Каждая из этих вещиц напоминала ей о каком-то счастливом событии из ее далекого счастливого прошлого в России.

Картинка для иллюстрации
Картинка для иллюстрации

Большинство драгоценностей в памяти Марии Федоровны было связано, конечно же, с ее дорогим супругом — Александром III, скончавшимся довольно-таки молодым (в 49 лет). Ведь свою коллекцию императрица когда-то составляла именно из подарков мужа. Подарки свекра, свекрови, детей, родственников и пр, конечно же, в ларце Марии Федоровны также присутствовали. Но все же большую часть ювелирных изделий вдовствующей императрице когда-то покупал супруг.

В Дании Дагмара жила на вилле Видере под Копенгагеном (на самой окраине города). Эту виллу она, еще, будучи российской императрицей, приобрела на пару с сестрой-королевой Александрой. Датские принцессы, вышедшие замуж за монархов Англии и России, купили этот уютный дом на берегу моря, чтобы иметь «свой угол» во время визитов к родственникам. Когда Мария Федоровна уезжала навсегда из Англии на свою родину, сочувствующая ей Александра передала ей полные права на виллу.

На вилле Видере Мария Федоровна и хранила вывезенный из России ларец с драгоценностями. По воспоминаниям современников, вдовствующая императрица, из-за запугивания Барком, держала ларец исключительно у себя в спальне, вход в которую, кому-либо кроме нее был воспрещен.

Вилла Видере
Вилла Видере

Завещание

Прожив в Видере 8 лет, Мария Федоровна скончалась в возрасте 80 лет. Сразу же после ее похорон было вскрыто ее завещание. Никаких особых сюрпризов для родственников этот документ не содержал. Как и предполагалось, все свое оставшееся состояние, включая вывезенные из России драгоценности, вдовствующая императрица завещала поровну своим дочерям — Ксении и Ольге.

Неприличная интрига Англии

К моменту вскрытия завещания ларца с украшениями, в комнате Марии Федоровны однако не оказалось. В последующем в отношении драгоценностей предпоследней российской императрицы было сделано множество громких «заявлений», «опровержений», «пояснений» и т. д. Однако даже сегодня истинную судьбу сокровищ Марии Федоровны можно установить лишь в общих чертах.

Считается, что исчез после кончины императрицы ларец из ее комнаты по обоюдному сговору английского короля Георга V и великой княгини Ксении Александровны. После кончины матери, во время похоронной церемонии старшая дочь Марии Федоровны передала вожделенный ларец Барку. Банкир обязался доставить его на хранение в Британский банк.

Таким образом Барк выполнил распоряжение управляющего финансами Георга V Фредерика Понсоби. То есть еще до похорон Марии Федоровны принадлежавшие Романовым драгоценности уплыли в Британию.

Ксения Александровна
Ксения Александровна

Известно, что передала ларец Ксения Александровна Барку, даже не уведомив об этом младшую сестру — Ольгу Александровну.

Обделенная младшая великая княгиня

Великая княгиня Ольга, как известно, выполняла роль сиделки и медсестры при матери в последние годы и месяцы ее жизни. Однако посвящать сестру в свои планы по передаче драгоценностей англичанам Ксения Александровна младшую сестру не сочла нужным.

Объяснялось такое отношение Ксении к Ольге ее морганатическим браком. В 1916 году Ольга Александровна вышла замуж по любви за обычного офицера Николая Куликовского. Разумеется, Романовы были категорически против этого брака. Ни Мария Федоровна, ни Ксения Александровна в последующем так до конца и не приняли мужа Ольги Александровны.

Ольга Александровна с мужем Николаем Куликовским
Ольга Александровна с мужем Николаем Куликовским

Ларец оказался в Англии, а великая княгиня Ольга, которая, по воспоминаниям современников, была женщиной очень доброй отзывчивой и скромной, никаких претензий по этому поводу предъявлять не стала. В последующем великая княгиня объясняла эту свою позицию тем, что «не хотела обострять отношений». По поводу отправки ларца в Англию она как-то сказала:

Ксения сама занялась сделкой. Мне дали понять: меня все это мало касается, поскольку я замужем за простолюдином.

Ксения Александровна, обделившая сестру и нарушившая последнюю волю своей матери, особой вины по этому поводу, между тем, никогда не испытывала. Великая княгиня считала, что младшая сестра, выйдя замуж за человека, стоявшего гораздо ниже нее на социальной лестнице, сама выбрала свою судьбу.

Оправдывала себя Ксения Александровна, в том числе и тем, что она прежде всего должна заботиться о собственных детях. Однако дети старшей великой княгини к моменту кончины Марии Федоровны уже выросли и жили своими семьями. Дети Ольги Александровны же были еще несовершеннолетними и находились на содержании у матери и отца. Однако и этот факт нисколько не смущал Ксению Александровну.

Георг V и Ксения Александровна

Известно, что, прибыв в Англию после похорон матери, Ксения Александровна обнаружила, что переданный ей Барку ларец действительно в целости и сохранности хранится в банке, а печати на нем не нарушены.

Саму Ксению, конечно же, в Англии приняли с распростертыми объятиями. Жена короля Георга V Мария Текская, происходившая из относительно небогатой семьи, питала огромную страсть к драгоценностям. Сам Георг к ювелирным украшения был довольно-таки равнодушен, но под влиянием супруги проявил огромный интерес к ларцу Марии Федоровны. Разумеется, в связи с этим, он удостоил Ксению Александровну своей дружбы и даже доверительных отношений.

Георг V
Георг V

Гнев Кристиана X

Ольгу Александровну, все по той же причине — из-за ее неравного брака, в Англии не любили и не ждали. К младшей великой княгине английские родственники относились холодно. Поэтому после кончины матери она осталась в Дании.

В первое время Ольга Александровна жила по-прежнему в Видере. И из-за этого ей пришлось пострадать еще и от несносного характера своего кузена — Кристиана X.

Еще при жизни Марии Федоровны между старой императрицей и ее коронованным племянником происходили постоянные стычки. Российская вдовствующая царица, как известно, имела достаточно властный характер. Кристиан X же в свою очередь совершенно не терпел когда кто-либо вмешивался в его дела.

Помимо всего прочего, датский король был еще и достаточно скаредным мужчиной. К примеру, он даже позволял себе пенять Марии Федоровне на то, что она, по его мнению, «тратит слишком много электричества», оплачивать которое приходилось из казны.

Король Дании Кристиан X
Король Дании Кристиан X

Разумеется, при жизни Марии Федоровны Кристиан X не раз настаивал и на том, чтобы вдовствующая императрица продавала свои драгоценности, снижая тем самым финансовую нагрузку на казну Дании по своему содержанию. Мария Федоровна однако так и не поддалась на давление племянника и ничего из своей коллекции не продала. Время от времени она надевала некоторые из своих драгоценностей, видя которые, Кристина по понятной причине испытывал чувство зависти.

После кончины тетушки, Кристиан, разумеется, поинтересовался, где находятся ее драгоценности. Узнав, что Англия увела баснословно дорогие безделушки прямо у него из-под носа, датский король, конечно же, ужасно разгневался. При этом Кристиан не нашел ничего лучше, чем выместить свою злость на Ольге Александровне, которая к пропаже ларца никакого отношения вообще не имела.

Гнев датского короля был столь велик, что до самого конца в последующем он не скрывал своей вражды к ни в чем не повинной русской великой княгине. Возможно, переправка ларца с драгоценностями Марии Федоровны стала лишь поводом, но в любом случае с этих пор Кристиан отказал Ольге Александровне не только в родственном покровительстве, но и вовсе навсегда вычеркнул ее из круга своих знакомых.

Великой княгине с мужем до конца жизни пришлось жить в крайне стесненных условиях.

Картина Ольги Александровны, которая была талантливой акварелисткой
Картина Ольги Александровны, которая была талантливой акварелисткой

Что было в ларце

Великая княгиня Ксения же в это время жила в роскоши под покровительством английского короля Георга V. Британский монарх, отказавшийся во время революции спасти Николая II и его семью, решил погреть руки на драгоценностях Романовых.

В конце мая 1929 г. через 6 месяцев после кончины Марии Федоровны ее заветный ларец, хранящийся в банке в Британии, был доставлен в Виндзорский дворец и вскрыт. Возможно, ларец распечатали бы и раньше, но Георг V несколько месяцев проболел, а без него процедуру проводить не стали.

Финансовый управляющий Георга V Понсоби в последующем описал процедуру открытия ларца Марии Федоровны так:

Королева вошла вместе с Великой княгиней, которая увидела, что шкатулка была перевязана лентой так, как она ее отправила. Достали низки самого чудесного жемчуга, все жемчужины подобраны по размеру, самая большая была размером с крупную вишню. Разложили изумруды кабошон и крупные рубины и сапфиры. Затем я потихоньку вышел

Ольгу Александровну на вскрытие ларца в Виндзорский дворец, конечно же, не пригласили.

После того как ящик был открыт, Ксения разрешила королеве Марии забрать его к себе. Жена английского монарха выразила желание рассмотреть драгоценности получше. В последующем ларец целую неделю хранился в покоях Марии. Перебирая безделушки и примеряя их, королева решала, какие из них она купит для себя.

Королева Мария Текская, бабушка Елизаветы II
Королева Мария Текская, бабушка Елизаветы II

Во сколько оценили ларец

По прошествии недели в королевскую резиденцию был вызван влиятельный и богатый ювелир Харди, который провел оценку драгоценностей. Во сколько именно были оценены сокровища Марии Федоровны, осталось неизвестным до сих пор.

Официально считалось, что Харди оценил ларец в 350 тыс. фунтов стерлингов. Эта сумма, по версии времен Георга V, была разделена поровну между великими княгинями Ксенией и Ольгой.

Позднее всплыли сведения о том, что, к примеру, осматривавший драгоценности Барк, оценивал их не менее, чем в 500 тыс. фунтов стерлингов. Понсоби в свою очередь также озвучивал примерно эту цифру.

Кроме того, стало известным, что ювелирный дом «Хеннел», принадлежавший Харди, давал за драгоценности залог в 100 тыс. фунтов стерлингов. Английские банки в то время давали залоги под 10-15% от реальной стоимости ценностей. В этом случае выходит, что стоимость драгоценностей Марии Федоровны составляла и вовсе минимум 700 тыс. фунтов стерлингов.

Картинка для иллюстрации
Картинка для иллюстрации

Разумеется, ложью могло оказаться и сообщение о том, что полученные от продажи драгоценностей деньги поровну поделили между старшей и младшей великими княгинями. Ксения Александровна, безусловно, получила от продажи какие-то деньги. Однако она до самой своей кончины так и не рассказала, какую же сумму ей выплатили за украшения матери.

Возможно, великая княгиня действительно получила половину суммы в 350 тыс. фунтов стерлингов, то есть 175 тыс. Но всплывали сведения, о том, что Ксении Александровне заплатили не более 100 тыс. фунтов стерлингов.

Что касается Ольги Александровны, то она также не оставила в своих воспоминаниях и записках никаких сообщений о полученных ей средствах. Скорее всего, младшей великой княгине не выплатили вообще ничего. В любом случае на своей ферме Ольга Александровна до конца жизни прожила в страшной нищете.

Ольга Александровна никогда не жаловалась по поводу того, что ее обошли при дележе наследства. Но ее младший сын Гурий, уже после ее кончины обратился в компанию «Хеннел», желая выяснить, во сколько же на самом деле оценили драгоценности его бабушки.

В разъяснениях ювелирная компания Гурию однако отказала, ссылаясь на коммерческую тайну. Несколько позднее фирма пообещала сыну Ольги Александровны предоставить ему список проданных украшений. Гурий даже заплатил за этот список 225 канадских долларов. Однако сам список, в который, по словам представителя «Хеннел», должно было войти 76 предметов, предоставлен ему так и не был до самой его кончины.

Гурий Куликовский
Гурий Куликовский

Современные английские следователи, проводившие расследование о том, куда делись драгоценности Романовых, пришли к выводу, что Ксении и Ольге была выплачена сумма в 100 тыс. фунтов стерлингов на двоих. Ксения, по мнению исследователей получила 60% от этой суммы, а Ольга — 40%. Но эту информацию полностью достоверной также считать нельзя. Тем более, что с момента продажи ювелирных изделий прошло уже почти сто лет.

Куда делись сами драгоценности

Конечно, неизвестно правда это или нет, но Гурий Куликовский в интервью журналистам высказывал мнение о том, что часть драгоценностей была продана компанией частным лицам. Львиную же долю забрала себе королева Мария, причем просто бесплатно.

Кто купил драгоценности из ларца, помимо Виндзоров, осталось неизвестным. Сохранились сведения, что некоторые безделушки Марии Федоровны видели на жене Барка и даже на женах других банкиров того банка, в котором хранился ларец с безделушками. Также корреспонденты одной из английских газет выяснили, что часть драгоценностей Ксения Александровна все же забрала себе, и они на торги вообще не выставлялись.

В любом случае члены британской королевской династии в драгоценностях Марии Федоровны на публике периодически появлялись и появляются до сих пор. Многие из особо дорогих изделий из шкатулки предпоследней императрицы чаще всего видели, конечно же, на королеве Елизавете II. Это, к примеру, бриллиантовая брошь с огромным сапфиром кабошон и подвеской жемчужиной-каплей.

Принцессе Кентской принадлежит овальная бриллиантовая брошь Марии Федоровны. Дочери Елизаветы II — Анне достался чокер с сапфиром. Это украшение считается универсальным. То есть его можно носить как колье, или как два браслета. Брошь приспосабливается в качестве кулона. Смотрите галерею:

Если крупные драгоценности из шкатулки Марии Федоровны, оставшиеся у Виндзоров, известны, то о информации о более мелких, а так же об их количестве не раскрыта до сих пор. Британская королевская семья в этом плане продолжает хранить молчание. Носить драгоценности Романовых у Виндзоров при этом считается плохой приметой.

Если статья понравилась, поддержите канал подпиской.