Найти тему

18 лет во главе разведки флота

Короткая, но яркая жизнь Дмитрия Намгаладзе – пример беззаветного служения Родине.

5 ноября – День военного разведчика

Генерал-майор Дмитрий Багратович Намгаладзе – один из ярчайших руководителей советской военно-морской разведки. Бессменно возглавлял разведку Черноморского флота в течение 18 лет (с мая 1938 по ноябрь 1955 года), что само по себе является беспрецедентным фактом в истории армии и флота.

Дмитрий Намгаладзе родился 1 июня 1904 года в деревне Абапосты ныне Амбролаурского района Грузии. Окончив в 1922 году техникум в Кутаиси, добровольно вступил в ряды Красной Армии, где за 35 лет службы прошёл путь от красноармейца до начальника разведки Черноморского флота.

Из автобиографии Д.Б. Намгаладзе: «Вступил добровольно в июне 1922 года в 3-й Грузинский стрелковый полк 1-й Грузинской дивизии. С июня 1923 г. по август 1925 г. – курсант Грузинской объединённой военной школы, после окончания которой до февраля 1929 г. командовал взводом Полковой школы младшего комсостава 3-го Грузинского стрелкового полка 1-й Грузинской стрелковой дивизии. С февраля по декабрь 1929 г. являлся начальником 5-го отделения 8-го отдела Грузинского стрелкового полка 1-й дивизии. С декабря 1929 г. по сентябрь 1930 г. – слушатель Специальных курсов при Управлении делами Народного комиссариата по военным и морским делам СССР. С сентября 1930 г. по май 1932 г.– помощник начальника 8-го отдела штаба Кавказской Краснознамённой Армии».

В разведку Черноморского флота Дмитрий Багратович был назначен после окончания с золотой медалью морского отделения командного факультета Военно-воздушной академии РККА имени Н.Е. Жуковского в мае 1936 года. Он стал начальником штаба отдельной дальнеразведывательной авиационной эскадрильи ВВС флота. С сентября 1937-го Намгаладзе – врид командира эскадрильи. На молодого профессионально подготовленного командира, обладающего организаторскими способностями и пытливым умом, обратило внимание командование, и в апреле 1938 года Намгаладзе назначается заместителем начальника разведки, а в июне того же года – начальником разведывательного отдела штаба Черноморского флота. В этой должности он служил до увольнения из рядов Вооружённых Сил в 1956 году.

Особое внимание Дмитрий Багратович уделял подготовке и руководству разведчиками-нелегалами, решавшими стратегические задачи
-2

Если до назначения на должность начальника разведки флота Дмитрий Багратович занимался организацией и планированием исключительно воздушной разведки, то новая должность обязывала решать задачи разведывательного обеспечения путём комплексного использования всех сил и средств разведки флота, включая морскую, воздушную и агентурную, а также наземную радиоразведку.
Намгаладзе с присущим ему энтузиазмом и энергией приступил к решению новых для него проблем, обращая при этом особое внимание на повышение боеготовности и совершенствование материально-технической базы всех видов разведки. Много внимания в этот период уделялось вопросам разведывательной подготовки командиров надводных кораблей, подводных лодок, береговых частей и ВВС флота.
Большое значение Намгаладзе придавал изучению театра военных действий, тактике применения сил противника и опыта ведения им боевых действий в уже начавшейся Второй мировой войне. Благодаря такому подходу начало Великой Отечественной войны не застало врасплох разведку Черноморского флота. По оценке командующего флотом адмирала Ф.С. Октябрьского, «разведка, возглавляемая Намгаладзе Д.Б., действовала активно, целеустремлённо и своевременно обеспечивала командование достоверной информацией, необходимой для решения боевых задач во всех операциях флота».
В самом начале войны по инициативе Намгаладзе на базе одной из частей разведки Черноморского флота был сформирован отряд – фактически предшественник подразделений специального назначения. В состав этого отряда включались наиболее подготовленные матросы, старшины и офицеры кораблей, береговых частей и ВВС флота. Подбор кадров спецразведки контролировал лично начальник разведотдела. Всего за период вой­ны на Чёрном море силами этого отряда было осуществлено 125 десантно-разведывательных операций в тылу врага.
Отдельные операции вошли в хрестоматию разведки, а некоторые эпизоды были отражены в художественной литературе. Многие, видимо, читали рассказ писателя-мариниста Леонида Соболева «Батальон четверых». Но мало кому известно, что этот «батальон» и был отрядом разведотдела штаба Черноморского флота. Дерзкие десанты отряда обеспечивали добывание ценных разведданных. В декабре 1941 года разведчики совершили налёт на штаб полевой жандармерии 11-й немецкой армии в Евпатории. Сорок четыре человека на двух катерах глубокой ночью успешно высадились на берег.
Среди документов, захваченных разведчиками, оказались директивы Гиммлера, списки немецкой агентуры, военные карты и так называемая зелёная папка с грифом «Совершенно секретно. Только для командования». Документы были доставлены в Ставку Верховного Главнокомандования. «Зелёная папка» фигурировала на Нюрнбергском процессе как один из важных документов, обличавших античеловеческую сущность фашизма.
Ещё один пример успешных действий черноморцев: группе разведчиков поставили задачу осуществить ряд диверсий в районе ялтинской дороги. Полетели под откос автомашины, начали взрываться обозы с боеприпасами, захватывались ценные документы. Двадцать одни сутки длилась эта диверсионная операция.
Весьма успешно действовала флотская радиоразведка. До июня 1942 года посты радиоразведки располагались в Севастополе в крипте Владимирского собора на Центральном холме. Введение в состав радиоотряда дешифровального подразделения позволило читать все приказы и директивы штаба 11-й немецкой армии, а также коды немецких самолётов-разведчиков (сказался опыт работы Дмитрия Багратовича в криптографических подразделениях). Данные радиоперехвата использовали не только в штабе флота, но и в Ставке Верховного Главнокомандования.
Активно действовали воздушная и агентурная разведка, надвод­ные корабли и подводные лодки, обеспечивавшие высадку диверсионно-разведывательных групп.
Особое внимание Дмитрий Багратович уделял такой деликатной работе, как подготовка и руководство разведчиками-нелегалами, решавшими стратегические задачи по иностранным ВМС.
Важную роль сыграл Намгаладзе в организации походов подводных лодок с целью переброски болгарских политэмигрантов из Советского Союза в Болгарию. На болгарской земле в устье реки Камчия после войны воздвигли памятник, на котором рядом с именами болгарских героев-десантников имена советских моряков, участвовавших в высадке десантов особого назначения. Среди них золотом было высечено: Д.Б. Намгаладзе.
Дмитрий Багратович – активный участник обороны и освобождения Одессы, Севастополя, Кавказа. Много внимания он уделял вопросам взаимодействия с органами разведки Сухопутных войск на приморских направлениях.

Из наградного листа, апрель 1944 г.: «Участвовал в операциях, проводимых флотом по освобождению Новороссийска, Тамани, Керчи и Севастополя… В боевых операциях тов. Намгаладзе своевременно обеспечивал необходимыми разведывательными данными командование флота, что способствовало успешному их проведению… Благодаря большому практическому опыту и руководству разведывательной работой на театре умело и правильно оценивает обстановку и хорошо знает противника и театр…».

Намгаладзе не только планировал разведдеятельность, но и лично участвовал в десантах по захвату румынских портов Сулина и Констанца. Значительный личный вклад внёс Намгаладзе в решение вопросов по выходу Румынии из состава гитлеровской коалиции и вступлении Румынии в войну против Германии. Дмитрий Багратович лично встречался с королём Румынии Михаем.
Из аттестации за период с 1 декабря 1944 по 1 декабря 1945 г.: «Полковник Намгаладзе осуществляет твёрдое руководство отделом, обеспечивает командующего Черноморским флотом необходимыми специальными данными. Благодаря проявленной инициативе и настойчивости товарища Намгаладзе удалось получить ценные архивы румынского морского штаба».
Победа в Великой Отечественной войне вовсе не означала для Намгаладзе окончание активной работы. Разведка Черноморского флота продолжала активную деятельность и в ходе холодной войны.­
Примечательно, что Намгаладзе постоянно лично занимался подбором кадров, их подготовкой и воспитанием. Ветераны военно-морской разведки – выпускники ЧВВМУ имени П.С. Нахимова начала 1950-х годов – с теплотой вспоминают, что с каждым из них перед назначением беседовал начальник разведки Черноморского флота генерал-майор Намгаладзе.
Морские разведчики того времени свидетельствуют о царившей в коллективах творческой атмосфере, взаимовыручке. Разделять радость от успехов подчинённых и брать ответственность за допущенные ими промахи – важная черта начальника разведки Черноморского флота. Его беззаветное служение Родине – пример для нынешних офицеров и мичманов, посвятивших жизнь морской разведке.
Надо отметить, что на протяжении 18 лет разведку флота возглавлял не контр-адмирал, а генерал-майор. 11 мая 1949 года Дмитрию Багратовичу было присвоено генеральское звание «генерал-майор береговой службы», а 5 мая 1952 года при переаттестации – «генерал-майор».
Годы непрерывной, напряжённой, подчас на грани человеческих сил работы дали о себе знать. В 1956 году генерал-майору Намгаладзе пришлось уволиться по болезни, а 3 июля 1957 года он шагнул в Вечность. Дмитрию Багратовичу было всего 53 года. Похоронен он в Севастополе на кладбище Коммунаров.
Имя генерал-майора Намгаладзе Дмитрия Багратовича занимает достойное место в списке тех, кто символизирует славу и гордость военной разведки России.

Александр МАРКИН

Борис ДОРОХОВ

Эрна НАМГАЛАДЗЕ