Найти тему
Муки Зву

Черный Дембель – для чего в Советской Армии рассказывали страшилки. Ужасы нашего арт-полка. Поучительный армейский фольклор.

Оглавление

Советский хит-парад эстрадных водительских песен. Начало.

В каждой войсковой части бескрайнего Советского Союза была своя былинная кладовая и свои сказители армейской мудрости. Часто это были реальные трагические события, обросшие со временем мхом забвения и пугающими деталями. Лучше всего получалось донести до молодых солдат тем, кто нес ответственность за технику безопасности.

Бойся черного дембеля и пьяного партизана
Бойся черного дембеля и пьяного партизана

В нашем арт-полку лучшим рассказчиком страшных историй был наш ЗНШ, майор Лисицын. Он делал это буднично, без эмоций, прямо перед строем. Обычно на вечерней поверке, после всех фамилий нам зачитывали всякие происшествия по нашей дивизии. Кто упал, кто сбежал, кто застрелился или повесился – это была обязанность замполита, но мы его не часто видели, поэтому чаще всего эта честь перепадала нашему майору.

Это истории могли войти в какой-то невероятный паноптикум человеческой глупости, дикого дебилизма и разнузданной дедовщины. Особенно нас всех потрясла история про одного молодого солдата, попавшего в «черный» стройбат (черными называли части, где служили выходцы из мусульманских республик).

Произошло это на одном «вечном» хознаряде, где службу тащили почти год вдали от проверок и офицеров. Двое «дедушек» от нечего делать взяли и заварили салагу в пустую бочку и оставили небольшое окошечко для еды. В этой бочке он провел целый месяц, пока случайно все не открылось. Беднягу отправили в медсанчасть, а зверье – на дизель.

Наш майор такие случаи с дедовщиной особенно смаковал, чтобы нашим старослужащим не повадно было издеваться над молодыми. Он с упоением живописал подробности быта штрафного дисциплинарного батальона. И какие потом «шелковые» дембеля возвращаются дослуживать в часть.

Нам можно было такое не рассказывать, у нас был один такой – полтора года отслужил и полтора просидел. Оставшиеся полгода служил у нас. Был законченный наркоман и пьяница с отбитой головой. Офицеров посылал, в караул его не брали – не доверяли оружие, пил вечерами бражку и орал дурным голосом песни. В сушилке курил местную коноплю и смеялся без причины. Боялся только нашего комполка и зампотыла – они били без разговоров сразу в торец.

Вот он был точно Черным Дембелем, переслужившим свой срок и с повадками тюремной крысы. Когда я был в наряде, мне из дома пришла посылка от матери. Посылку забрал на почте наш писарь (по доверенности от нашей части), а потом в нее залез этот хмырь и забрал себе конфеты и теплые носки. Мне осталась банка сгущенки и пачка пряников.

Голова партизана (рассказ старшего прапорщика)

Но самой страшной из услышанных в армии баек была история про голову партизана. Поведал нам ее наш старший прапорщик Патласов, когда мы выезжали на КШУ (командно-штабные учения). Мы сидели в кузове «шишиги» (ГАЗ-66) и жевали свой сухпай. Всех тянуло в сон, но периодические колдобины подбрасывали нас на деревянных скамьях. Во время остановки, чтобы подбодрить нас, родной «кусок» рассказал про развертывание нашего арт-полка пару лет назад.

Призванных на военные сборы резервистов называли в народе партизанами за внешний вид и характер их боевых будней. Дело в том, что призванных из запаса отрывают от станков и компьютеров (кто на что учился) и отправляют в армию «вспоминать молодость», то есть совершенствовать боевое мастерство, чтобы не забыть с какой стороны автомат стреляет.
Призванных на военные сборы резервистов называли в народе партизанами за внешний вид и характер их боевых будней. Дело в том, что призванных из запаса отрывают от станков и компьютеров (кто на что учился) и отправляют в армию «вспоминать молодость», то есть совершенствовать боевое мастерство, чтобы не забыть с какой стороны автомат стреляет.

Обычный штат нашего кадрированного арт-полка 100 человек, а когда наступал час Х и пригоняли партизан, получалось около тысячи. Все хватали пушки с тягачами, секретные планы на местности (где заранее были вырыты сотни землянок и расставлены палатки) и начинали палить в белый свет, чтобы китаец услышал и забоялся. Пару недель все усиленно воевали, а потом наступала тишина и еще неделю заросшие партизаны пили водку и играли в карты. Потом все уставшие и расслабленные грузились в «ЗИЛы» и цепляли к ним орудия.

Обычно запасников одевали в солдатское обмундирование старого образца 40-50-х гг. со складов, поэтому выглядели немолодые мужички с животами весьма близко к фильмам про знаменитые походы Ковпака.
Обычно запасников одевали в солдатское обмундирование старого образца 40-50-х гг. со складов, поэтому выглядели немолодые мужички с животами весьма близко к фильмам про знаменитые походы Ковпака.

Когда колонна наконец выезжала из лесу, то растягивалась на километр, двигалась медленно (не больше 20 км/ч) и с матами -- постоянно случались остановки. А знаете, как останавливается военная колонна? Пока команда дойдет до хвоста – голова колонны уже стоит, а хвост сзади еще едет. Такой тяни-толкай, особенно весело, когда приходится проезжать гражданские населенные пункты с перекрестками.

Примерно так выглядела сцепка орудия и грузовика. Фото из интернета.
Примерно так выглядела сцепка орудия и грузовика. Фото из интернета.

В одном месте был крутой подъем, а дистанция между грузовиками с пушками постоянно плавала. За рулем сидели водилы, которые пушки на прицепе везли во второй раз в жизни. Впереди идущая «Ступа» (ЗИЛ-157) по команде резко затормозила, но водитель не успел поставить на ручник, и машина резко сдала назад. Сзади «ЗИЛ-130» как шел вперед, так и не остановился.

Дуло пушки вошло в кабину ровно посередине, где мирно спал партизан (в кабине сидело трое). Ствол гаубицы прошел сквозь кабину как сквозь масло и выбросил оторванную голову партизана прямо в кузов. Там сидела пьяный расчет партизан-артиллеристов, у которых на снарядном ящике стояла водка и закуска. Теперь к разлитой по кружкам выпивке добавилась удивленная голова человека. Брызнувшая кровь обильно окропила расстеленную газетку «Бурятская правда» и превратила водку в страшный коктейль.

Натюрморт из интернета.
Натюрморт из интернета.

Старший прапорщик Патласов с усмешкой посмотрел на притихших салаг и успокоительно сказал: «Водителя не посадили. Партизан сам был виноват – третьим в кабину залез». А потом встал и отрывисто отрезал: «Но дистанцию соблюдать надо!»

Советский хит-парад шоферских песен 40-50-60-х

Как метро вытеснило целый вид городского пассажирского транспорта

1. «Песня Старого Извозчика» (Никита Богословский – Ярослав Родионов).

Песня предвоенных лет Леонида Утесова знаменовала собой исторический момент Москвы, когда в ней исчезли все извозчики. Особый колорит придало песне упоминание городской новинки – метро с дубовыми перилами на эскалаторе, которые сейчас остались только как предмет сохранения культурного наследия г. Москвы на ст. «Бауманская». И одна незаметная деталь – метро упоминается в песне, как слово мужского рода.

Потом в 1974 году ее реанимировал ВИА «Ариэль». Спели они ее очень неплохо. По крайней мере, много лучше других, которые «Песню Старого Извозчика» пели и поют. Свежая аранжировка «Старая Пластинка» с электроинструментами заиграла новыми красками. Мне в детстве всегда казался непонятным момент – они при заедании пластинки, что не могут иголку проигрывателя подвинуть?!

Мультфильм «Старая пластинка» 1982 г. возродил песню в необычном формате с рисованными персонажами в облике самого Леонида Утесова и веселых марсиан.

Марина Девятова

Митя Нангло со своей цыганщиной

Telasi

Олег Гончаров

В память о водителях Великой Отечественной Войны

2. «Песня Фронтового Шофера» (Борис Мокроусов – Борис Ласкин, Наум Лабковский).

Многие считают её песней военных лет, но в действительности она появилась на свет уже после великой Победы. «Песенка Фронтового Шофёра» предназначалась для Марка Бернеса. В 1945 году он снялся в эпизодической роли водителя по прозвищу «Минутка» в фильме «Великий перелом» режиссёра Фридриха Эрмлера. Его персонаж возит главнокомандующего и героически погибает, соединив зубами телефонный провод.

Роль эта была далеко не главной, скорее эпизодической, и в самом фильме этой песни не было. Шофёр, которого играл в фильме Бернес, не только не пел, как все сыгранные им кинематографические герои, но, практически, не произнёс по ходу действия почти ни одного слова, хотя запомнился многим, кто видел эту картину.

В 1947 году Марк Наумович участвовал в радиопередаче «Клуб весёлых артистов». Создатели программы решили «вернуть к жизни» Минутку. Лихость колоритного героя, бесстрашно мчавшегося в фильме по любым дорогам, не выпуская из рук баранки, отразилась и в песне.

Слова которой для радиообозрения сочинили Бернесу давнишние друзья -- поэты Борис Савельевич Ласкин и Наум Давыдович Лабковский, а музыку – композитор Борис Андреевич Мокроусов. Война в их песне ещё не кончилась. И хотя герой рассказывает о ней в прошедшем времени, он напевает слова явно из той военной поры.

Владимир Трошин

Олег Газманов

Евгений Кунгуров

Иосиф Кобзон и Лариса Долина

Дмитрий Хворостовский

«Стиляги-бэнд»

Сергей Минаев

С попутчицей милой в кабине я
Сердечный веду разговор.

3. «Шоферская Песня» (Василий Соловьев-Седой – Соломон Фогельсон).

Песня из старого советского фильма «Очередной рейс» 1958 г., где Георгий Юматов поет голосом Владимира Трошина узнаваемый рефрен «Ты не верь, подруга моя, что шоферы – ненадежные друзья!» Такой добротный шлягер, возвращающий слушателя в оттепельные годы.

Марк Бернес поет о любимых московских местах

4. «Песня Влюбленного Шофера» (Борис Мокроусов – Владлен Бахнов, Яков Костюковский).

Еще одна шоферская песня Марка Бернеса, не часто исполнявшаяся на концертах, но запомнившаяся своему слушателю. Впервые была исполнена в новогодней радиопередаче 53/54 гг., после творческого перерыва 1949-1953 гг. (в этот период Бернес мало выступал, не записывался на радио и пластинки). Слух москвичей был обласкан фирменным бернесовским упоминанием знакомых мест «По Таганке, где вчера еще с тобою мы гуляли…»

Сергей Маховиков

Виталий Ленский

Татьяна Ветрова

Леонид Утесов примеряет себе роль таксиста

5. «Песня Шофера» (Никита Богословский -- Владлен Бахнов, Яков Костюковский).

Старейшина советской эстрады Леонид Осипович Утесов не отстает в своей любви к Москве со своей песней таксиста 1950 г.

Летит авто привычно по улицам столичным.
От фар лучи расходятся дорожкой световой.
И ездить мне приятно по улицам опрятным,
Любуясь вечно юной весёлою Москвой.

Пьём за то, чтоб не осталось
по России больше тюрем,
Чтоб не стало по России лагерей!

6. «Эй, Шофер, Вези В Бутырский Хутор» (Владимир Высоцкий).

Владимир Высоцкий тоже не преминул упомянуть родные московские места в своих песнях – знатоки подсчитали, что не менее 50 раз. Песня «Эй, Шофер» была написана весной 1963 г. под конец правления Хрущева.

Хотя в песне есть неточности (Бутырский район Москвы находится достаточно далеко от одноименной тюрьмы, а Бутырский следственный изолятор сносу не подвергался), но важен гуманистический посыл песни – тюрьмы и лагеря должны исчезнуть из России. Песня относится к циклу ранних песен Высоцкого.

«Аркадий Коц»

Любовь Успенская

Самая закадровая певица Советского Союза

7. «Дорожная Песня» («Счастье Рядом») (Александр Зацепин – Онегин Гаджикасимов).

Голос Аиды Ведищевой советский слушатель очень хорошо знал, но саму певицу никогда не видел. Она была блестящей закадровой певицей культовых советских лент «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Ох уж, эта Настя!», «Три плюс два» и др. Некоторые уже давно канули в лету, но вспоминаются из-за прозвучавших в них песнях Ведищевой.

Одной из таких стала финальная песня из забытого музыкального фильма «Белый рояль» студии «Таджикфильм» 1968 г., где также спели Муслим Магомаев и квартет «Аккорд». Шикарные восточные красавицы танцевали шейки и твисты под уникальный голос Ведищевой.

Марк Бернес опять за рулем

8. «Ты Беги, Дорога» (Анатолий Лепин – Александр Галич).

Ну и чтобы два раза не вставать – еще одна водительская песня Марка Бернеса. Ее написал вместе со сценарием самого фильма «В степи» 1951 г. известный позже диссидент Галич. В те годы Александр Галич был очень востребованным сценаристом и автором-песенником. Писал духоподъемные и назидательные советские песни.

Марк Наумович, как всегда убедителен в своем философско-отеческом стиле (он здесь отец главного героя-мальчика), наставляя своего отпрыска по жизни.

Неспокойная работа таксиста

9. «Песенка Шофера Такси» (Николай Минх -- Наум Лабковский).

Известный советский актер театра и кино Виталий Доронин стал популярен благодаря своему амплуа поющего артиста. Его песенный багаж включает около 30 песен, исполненных в кинофильмах и спектаклях. Эта запись относится к 1950 г., когда в службах столичного такси работали легенды сталинского автопрома -- автомашины «Победа».

«Песенка Шофера Такси» (Александр Ковалев).

А это песня с похожим названием из фильма «В этот праздничный вечер» 1959 г. в исполнении Юрия Саранцева.

Леонид Утесов -- по Москве на «Москвиче»

10. «Песня Автоболельщика» (Модест Табачников -- Владимир Малков).

Завершить сегодняшнюю 10-ку я хочу еще одной песней Леонида Утесова, отвечающей на самый главный вопрос – для чего нужна машина? Чтобы ездить к своей любимой девушке! Записана она была в 1954 г., популяризируя районы-новостройки стремительно растущей Москвы и новомодный советский легковой «Москвич».

Сам Леонид Осипович обожал гонять на машине и обладал роскошной коллекцией личных авто, среди которых на фоне отечественных «ЗИМ» и «Чайка» выделялись Packard Twelve Coupe Roadster 1937 г., Cadillac Eldorado Biarritz 1959 г. и американский внедорожник «Уиллис». Но чтобы не сложилось превратного впечатления надо сказать, что во время войны Джаз-оркестр п\у Леонида Утесова передал фронту несколько самолетов ЛА-5 «Веселые ребята», построенных на личные деньги музыкантов.

Продолжение. Еще много будет.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.