Найти в Дзене
Живописные истории

«Святой Иоанн на Патмосе» Ганса Бальдунга, ок. 1511 г.

Изображенный здесь после того, как император Домициан сослал его на остров Патмос, юный святой Иоанн Богослов одет в яркую красную рясу и плащ. Он пишет свою знаменитую Книгу Откровений.

Богородица в ярко-бирюзовом платье, окруженная гирляндой облаков, явилась ему в образе "женщины, облеченной в солнце, и с луной под ногами её".

Этот текст из Откровения 12:1 стал отождествляться с учением о Непорочном Зачатии, согласно которому Дева была освобождена от первородного греха с рождения.

Орёл под ней, атрибут святого Иоанна, стоит на книге, которая символизирует божественное вдохновение, побуждающее святого записать Откровение Богородицы.

Ганс Бальдунг «Святой Иоанн на Патмосе», ок. 1511 г.
Ганс Бальдунг «Святой Иоанн на Патмосе», ок. 1511 г.

Картина подписана справа внизу монограммой Ганса Бальдунга Гриена (Hans Baldung Grien) — особенность творчества художника, появившаяся лишь после 1510 года.

-2

Согласно исследованиям искусствоведа Карла Коха эта картина связана с двумя другими, поскольку они были частью одного и того же алтарного образа.

Реконструкция алтаря Ганса Бальдунга. Слева: Святая Анна с Младенцем Христом, Богородицей и Иоанном Крестителем. В центре: Месса Святого Григория. Справа: Святой Иоанн на Патмосе.
Реконструкция алтаря Ганса Бальдунга. Слева: Святая Анна с Младенцем Христом, Богородицей и Иоанном Крестителем. В центре: Месса Святого Григория. Справа: Святой Иоанн на Патмосе.

Кох также предположил, что эти картины были заказаны для размещения в монастыре Grünen Wörth в Страсбурге орденом Святого Иоанна Иерусалимского, что подтверждается документальными свидетельствами, указывающими на выплаты Бальдунгу в 1511 году.

В описи 1741 года, хранящейся в департаменте архивов Нижнего Рейна, Страсбург, с перечислением содержимого церкви ордена Святого Иоанна, указаны все три картины.

Эти панели, висевшие в ризнице церкви, можно убедительно отождествить с теми, что сейчас находятся в Вашингтоне, Кливленде и Нью-Йорке.

Ганс Бальдунг «Месса Святого Григория», ок. 1511 г.
Ганс Бальдунг «Месса Святого Григория», ок. 1511 г.

Благодаря идентификации различных персонажей в «Мессе святого Григория» были установлены дальнейшие связи с иоаннитами, самым важным духовным орденом в районе Страсбурга в то время, который пользовался покровительством императора Максимилиана I и его семьи.

Члены группы были не рыцарями, как можно было ожидать, а скорее аристократами, которые регулярно занимались благотворительностью и образовательной деятельностью.

Кох предположил, что иоаннит в крайнем правом углу, носящий мантию с крестом ордена, — это Эрхарт Кюниг (или Кениг), командор ордена, который, возможно, и заказал эту работу.

Четверо мужчин, представленных на крайнем левом фланге, были идентифицированы как Раймундус Перо, кардинал-легат всей Германии; Вильгельм III фон Хонштейн, епископ Страсбургский; и два члена семьи художника, Иероним Бальдунг, апостольский протонотарий, а за ним — брат Иеронима Ганс, обер-прокурор Страсбурга.

Ганс Бальдунг «Святая Анна с Младенцем Христом, Богородицей и Иоанном Крестителем», ок. 1511 г.
Ганс Бальдунг «Святая Анна с Младенцем Христом, Богородицей и Иоанном Крестителем», ок. 1511 г.

«Святой Иоанн на Патмосе» и две связанные с ним картины относятся к относительно раннему творчеству Бальдунга (1480/85-1545).

Проработав учеником в нюрнбергской мастерской Дюрера с 1503 по 1507 год, он переехал в 1509 году в Страсбург, где основал собственную мастерскую.