Найти тему

Девушка с жемчужной серёжкой

Girl with a Pearl Earring
Girl with a Pearl Earring

«Девушка с жемчужной серёжкой» (англ. Girl with a Pearl Earring) – представлена в постоянной экспозиции в Королевской картинной галерее Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды. Картина написана около 1665 г. Холст, масло, 46,5 х 40 см. (18 1/4 х 15 1/4 дюйма) https://www.mauritshuis.nl/en/our-collection/artworks/670-girl-with-a-pearl-earring/

Это самая известная картина Вермеера. Это не портрет, а «трони» – изображение воображаемой фигуры. Трони изображают определенный тип или характер; в данном случае девушку в экзотическом платье, с восточным тюрбаном и невероятно крупной жемчужиной в ухе.

Молодая девушка оглядывается на нас через плечо. Она слегка склоняет голову набок, в ее серо-голубых глазах светится огонек, а губы слегка приоткрыты и влажны. На голове у нее тюрбан, который она завязала из двух кусков материи, одного синего и одного желтого, и она украшена жемчужной серёжкой. Именно благодаря этому огромному украшению в середине композиции картина и получила своё всемирно известное название.

Картина представляет собой богатый образец каждого аспекта виртуозной живописной техники Вермеера. Лицо девушки написано очень мягко, без больших деталей, но с постепенными переходами и невидимыми мазками кисти. Одежда изображена более схематично и оживлена мелкими точками краски, намекающими на отраженный свет – одну из характерных черт Вермеера. Несмотря на это, художник четко указал на различия между материалами – например, между белым воротничком, окрашенным в импасто, и более сухой краской тюрбана, для которой он использовал драгоценный пигмент ультрамарин. Но самая примечательная деталь - это жемчужина. Рисунок состоит из чуть более чем двух мазков кистью: яркого выделения в верхнем левом углу и мягкого отражения от белого воротничка внизу.

Голландские девушки семнадцатого века не носили тюрбаны. С помощью этого аксессуара Вермеер придал девушке восточный колорит. Изображения, подобные этому, были известны в семнадцатом веке как трони. Трони - это не портреты: они были сделаны не для того, чтобы создать максимально возможное сходство с человеком. Хотя, вероятно, там была бы натурщица, смысл трони состоял главным образом в том, чтобы изучить голову, представляющую определенный характер или типаж. Рембрандт популяризировал трони в голландском искусстве около 1630 года. Он написал их десятками, часто используя себя в качестве модели, иногда надевая примечательный головной убор.

Жемчужина слишком крупная, чтобы быть настоящей. Возможно, на девушке надета жемчужная капля из стекла, которая была покрыта лаком для придания ей матового блеска. Другая возможность, конечно, заключается в том, что жемчужина была плодом воображения Вермеера. Жемчуг – как настоящий, так и искусственный – был в моде примерно с 1650 по 1680 годы. Мы часто находим их на картинах Франса ван Мириса, Габриэля Метсу и Герарда Терборха.

«Девушка с жемчужной серёжкой» стала известна широкой публике только с 1881 года, когда она была выставлена на аукцион в нотариальной конторе в Гааге. В день просмотра картина привлекла внимание влиятельного деятеля культуры Виктора де Стюерса, который был там вместе со своим другом и соседом, коллекционером произведений искусства А.А. де Томбе. Традиция гласит, что несмотря на то, что картина была в ужасном состоянии, Де Стюерс признал в ней Вермеера. Согласно другой версии истории, картина была слишком грязной, чтобы её можно было должным образом оценить, и личность художника стала ясна только позже, когда во время чистки была обнаружена его подпись. Как бы то ни было, Де Стюерс и Де Томбе договорились не участвовать в торгах друг против друга, и поэтому Де Томбе приобрел картину за ничтожно малую сумму в два гульдена плюс тридцать центов наценки.

Коллекция Де Томбе, включавшая работы как современников, так и мастеров более раннего периода, была открыта для посетителей в его доме по адресу Паркстраат, 26 в Гааге. Будущий директор Маурицхёйс Абрахам Бредиус был первым, кто превознёс достоинства «Девушки с жемчужной серёжкой», когда увидел её на Паркстраат в 1885 году, сказав следующее: «Вермеер затмевает всё остальное; голова девушки настолько великолепно изображена, что почти забываешь, что смотришь на картину, и только этот единственный отблеск света привлечет ваше внимание». Когда Де Томбе умер 16 декабря 1902 года, выяснилось, что он тайно завещал семейству Маурицхёйс двенадцать картин, в том числе «Девушку с жемчужной серёжкой».

(Выше - переработанная версия текста, опубликованного в: P. van der Ploeg, Q. Buvelot, Королевская картинная галерея Маурицхёйс: Королевская коллекция, Гаага, 2005, стр. 256-258. Оригинальный перевод с английского языка на русский представлен автором настоящего Дзен-канала).

Уважаемый читатель, мы надеемся, что Вам понравился этот небольшой экскурс в историю картины «Девушка с жемчужной серёжкой» выдающегося голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского. Подписывайтесь на наш канал и наслаждайтесь нашими новыми статьями и постами о художественном творчестве Вермеера и других выдающихся голландских живописцев. Мы благодарим Вас за уделённое время и желаем Вам всего наилучшего.

С искренностью, коллектив Галереи «Ян Вермеер» – шедевры голландской живописи.

Подписывайтесь и читайте ещё больше о творчестве Вермеера на нашем Дзен-канале:

Служанка с кувшином молока
Галерея "Ян Вермеер" - шедевры голландской живописи12 ноября 2023

Хобби
3,2 млн интересуются