Найти тему

В Самару! Реплика средневекового собора как символ поволжского города

Один из бесспорных архитектурных символов Самары – единственный в Поволжье польский костел на улице Фрунзе.

Фрунзе, 157. Правильно костел называется Храмом Пресвятого Сердца Иисуса. Относится к епархии Святого Климента.
Фрунзе, 157. Правильно костел называется Храмом Пресвятого Сердца Иисуса. Относится к епархии Святого Климента.

Надо сказать, поляки-католики жили в Самаре задолго до присоединения Польши к Российской империи. При царе Алексея Михайловича, после окончания в 1667-м тринадцатилетней русско-польской войны часть шляхтичей пожелала служить русскому царю, и за службу была вознаграждена землями на юго-восточных рубежах царства, в том числе в Поволжье.

Перекресток улиц Фрунзе и Красноармейской.
Перекресток улиц Фрунзе и Красноармейской.

Вторая волна переселения связана с чередой польских восстаний в западных окраинах Российской империи. В 1863-м году к потомкам шляхтичей присоединились еще четыре сотни высланных в Самарскую губернию поляков, влившихся в ряды местной интеллигенции. Кроме них, среди переселенцев хватало и добровольных «экономических мигрантов», привлеченных бурным промышленным ростом и города и его коммерческими перспективами. Диаспора была немногочисленной, но сплоченной и влиятельной.

Третий самарский губернатор Адам Антонович Арцимович
Третий самарский губернатор Адам Антонович Арцимович

Кстати, поляки отметились и в списке самарских губернаторов. В 1860-е губернию возглавлял уроженец Белостока Адам Антонович Арцимович. Участвовал в работе по освобождению крестьян от крепостной зависимости по Манифесту от 19 февраля 1861-го года, инициировал формирование в заволжских степях товарного земледелия, что позже обеспечило экономический рост губернской столицы, добился открытия телеграфной конторы и городского общественного банка. 18-й по счету самарский губернатор Андрей Афанасьевич Станкевич в годы Первой Мировой немало сделал для организации тыловых служб – открывал госпитали, размещал военные заказы и обеспечивал организацию военных поставок.

первый построенный, но "несостоявшийся" католический храм Самары, ставший в итоге лютеранской кирхой
первый построенный, но "несостоявшийся" католический храм Самары, ставший в итоге лютеранской кирхой

До начала 1860-х собственного культового здания польская диаспора в Самаре не имела. В 1862- м предприниматель Егор Аннаев получил разрешение властей построить на своем участке и на свои средства храм – в память об отце, исповедовавшем католичество. При бесперебойном финансировании строительство шло быстро – но спустя год, когда костел был уже возведен, на территории Речи Посполитой случилось очередное крупное восстание. В Самаре отголоском «бунта» стала высылка части поляков в Сибирь, запрет на открытие храма и передача его Аннаевым в дар небольшой немецкой лютеранской общине города.

Здание первого действующего католического храма в глубине участка  между костелом и музеем-усадьбой А.Н. Толстого сохранилось. Правда, будучи передано под коммунальные квартиры, утратило стрельчатые оконные навершия и богатый «готический» декор
Здание первого действующего католического храма в глубине участка между костелом и музеем-усадьбой А.Н. Толстого сохранилось. Правда, будучи передано под коммунальные квартиры, утратило стрельчатые оконные навершия и богатый «готический» декор

Потребность в богослужебном помещении у самарских католиков никуда не делась. Выждав, пока страсти утихнут, община приобрела пустующий земельный участок на углу улиц Саратовской (Фрунзе) и Алексеевской (Красноармейской), а 26 мая 1887-го года получило от министерства внутренних дел разрешения на строительство и открытие католического молитвенного дома.

Средства на возведение двухэтажного деревянного на каменном подвале молитвенного дома – так называемой каплицы - пожертвовал купец Иосиф Дочар. Очевидно, скромное культовое строение община изначально рассматривала как временное, поскольку возводилось оно в глубине участка, с большим отступом от красной линии, чтобы не занимать место будущего грандиозного храма. Как видно на архивных фото, здание, спроектированное Тадеушем Хилинским, имело богатый фасадный декор в псевдоготическом стиле. На первом этаже «плебаниального дома», ставшего главным местом сбора католической общины, проводились богослужения. На втором размещались квартиры декана и церковной прислуги, здесь же работала польская школа.

Архитектор Ф.О. Богданович-Дворжецкий
Архитектор Ф.О. Богданович-Дворжецкий

Останавливаться на достигнутом католическое сообщество Самары не собиралось и в 1902-м году добилось разрешения на возведение рядом с молельным домом каменного костела. За составлением проекта уполномоченные представители обратились к московскому архитектору Фоме Осиповичу Богдановичу-Дворжецкому.

Московский храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской в Москве
Московский храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской в Москве

Сейчас трудно понять, почему работу не поручили так сказать, «своим», самарским архитекторам-единоверцам – талантливейшим Михаилу Квятковскому и Тадеушу Хилинскому. Видимо, справедливо подмечено, что нет пророка в своем Отечестве! Столичный мэтр от предложения не отказался, но, поскольку в это время был занят возведением неоготического Собора Непорочного Зачатия на Малой Грузинской в Москве, предложил самарским заказчикам почти тот же самый, слегка переработанный проект.

Прекрасный храм Святой Анны в Вильнюсе старше самарского на четыре столетия, но имеет с ним поразительное сходство
Прекрасный храм Святой Анны в Вильнюсе старше самарского на четыре столетия, но имеет с ним поразительное сходство

Общим прототипом, вдохновлявшим Богдановича-Дворжецкого, был великолепный образец подлинной поздней готики – выстроенный в 1500-м году храм святой Анны в Вильнюсе.

Проектные чертежи Самарского костела были опубликованы  в петербургском журнале «Зодчий», в 12-м номере за 1901 год.
Проектные чертежи Самарского костела были опубликованы в петербургском журнале «Зодчий», в 12-м номере за 1901 год.

Строилось здание на добровольные пожертвования прихожан и обошлось в 80 тысяч рублей. Надзор за строительством вел архитектор Александр Щербачев, а каменщиков – мастеров готической кладки пригласили из Нижнего Новгорода.

Позволяет мгновенно погрузиться в атмосферу европейского средневекового города XVI века
Позволяет мгновенно погрузиться в атмосферу европейского средневекового города XVI века

«Средневековое» строительства продолжалось четыре года, и за ним наблюдала вся Самара. Местная пресса регулярно публиковали отчеты о ходе работ. 25 января 1906-го года газета «Голос Самары» сообщила, что «В построенном на Саратовской улице костёле в настоящее время устилается плитками пол и доканчивается внутреннее устройство. Великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей, уже установлен. В начале февраля костел будет совершенно окончен и 12 февраля предполагается его освящение»

Со стороны ул. Фрунзе храм возвышается над усадьбой Александры Курлиной. Фото А.Макарова
Со стороны ул. Фрунзе храм возвышается над усадьбой Александры Курлиной. Фото А.Макарова

Освятили костел и провели первую службу точно в обозначенную дату. Кроме школы, при новом храме заработали гостиница и приют, городская застройка же получил новую красочную и необычную доминанту

 Вонзающиеся в небосвод готические шпили хорошо видны как в панораме улицы, так и с Волги.
Вонзающиеся в небосвод готические шпили хорошо видны как в панораме улицы, так и с Волги.

Здание отличалось не только готической остротой композиции, но и художественной эмоциональностью, насыщенностью пластики, легкостью и динамичностью. Особую выразительность внешнему облику трехнефной базилики придавали две увенчанные шпилями высокие ажурные башни на западном фасаде, расположенная между ними звонница и стрельчатый перспективный портал главного входа.

.. Высота остроконечных башен около 50 метров. Стены прорезаны высокими узкими арками, придающими строению легкость и устремленность ввысь.
.. Высота остроконечных башен около 50 метров. Стены прорезаны высокими узкими арками, придающими строению легкость и устремленность ввысь.

Декоративная фигурная кирпичная кладка воспроизводила в плоскости стен конструктивные элементы подлинной готики –контрфорсы, пилоны, стрельчатые и килевидные арки. Нефы перекрывались системой готических крестовых сводов, опирающихся на шесть опорных колонн и образующих высокий центральный неф.

Вход украшен орнаментами из фигурного кирпича и витражом с изображение Девы Марии
Вход украшен орнаментами из фигурного кирпича и витражом с изображение Девы Марии

Вскоре после Октябрьской революции католическая община каким-то чудесным образом сумела заключить с новыми властями договор, позволявший прихожанам пользоваться зданием и имуществом костела. Однако в трудные годы, как повелось еще с времен Петра Первого, храмовые ценности и золотую утварь начали изымать якобы в помощь голодающим. За короткое время храм и приходские помещения полностью разграбили, а в 1930-м «ликвидировали» в ходе антирелигиозной кампании.

Здание по традиции построено в форме креста, по архитектурному стилю является неоготической псевдобазиликой
Здание по традиции построено в форме креста, по архитектурному стилю является неоготической псевдобазиликой

В бывшей католической церкви последовательно размещались детский театр, кинотеатр, театральный техникум, затем – клуб строителей. Администрация клуба вынашивала планы переоборудования путем установки внутренних железобетонных конструкций и превращения таким образом в многоэтажку(!!!). До этого, к счастью, не дошло, так как уникальное здание признали памятником архитектуры и тем оградили от попыток перестройки, ремонтировали и содержали в порядке. Без утрат все же не обошлось – костел тогда лишился крестов и великолепного австрийского органа. С 1941-го года здание передали краеведческому музею, а спустя ровно 50 лет вернули верующим.

. В интерьере сохранились лепные украшения в готическом стиле и  мозаичные полы из керамической плитки с цветным узором.
. В интерьере сохранились лепные украшения в готическом стиле и мозаичные полы из керамической плитки с цветным узором.

К 1996-му году усилиями польского культурного центра храм был отреставрирован и повторно освящен в честь праздник Пресвятого Сердца Иисуса. Так же обустроили жилье для священнослужителей, а 31 мая 2000-го на шпили храма вновь водрузили кресты. Восстановлены и светлые воздушные интерьеры, на алтарной фреске представлена копия полотна Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна креста».

Сальвадор Дали, "Христос Святого Иоанна креста"
Сальвадор Дали, "Христос Святого Иоанна креста"

Обрел храм и необычную святыню – частицу мощей Святого Мартина де Перреса. Священник, монах и врач из Перу, внебрачный сын испанского дворянина и мулатки-вольноотпущенницы, стал первым темнокожим священнослужителем, канонизированным католической церковью. По легенде мог находиться одновременно в разных местах, читать мысли, обладал необыкновенным даром убеждения, славился легкостью характера и чувством юмора. Считается святым покровителем мира во всём мире, животных, парикмахеров, медицинских работников, ветеринаров

Св. Мартин де Перрес - перуанский монах ордена доминиканцев, прославился как врач и фармацевт
Св. Мартин де Перрес - перуанский монах ордена доминиканцев, прославился как врач и фармацевт

Сегодня костел живет размеренной жизнью действующего храма. Проводятся службы, проходят концерты органной музыки, работает библейский кружок, библиотека, издается приходская газета. Вход открыт для всех.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете