Искусство нанесения рисунков на кожу человека уходит корнями в далекое прошлое, а развивается оно и по сей день. В настоящее время существует огромное количество способов нанесения татуировки, самый древний и трудоемкий из которых – это накалывание. Каждый желающий может украсить свое тело красивыми узорами, глубокомысленными рисунками и цветной каллиграфией. Но зачастую возникает вопрос, каким способом сделать татуаж, ведь от этого зависит очень многое. Рисунок на теле останется на всю жизнь, и нужно во всем наконец разобраться. Так давайте разберемся с этой нелегкой задачей. Изобретенный китайцами порох открыл для человечества один из самых болезненных и неприятных способов нанесения татуировки. Дело было так: однажды один из китайцев заметил, что после выстрела из пистолета порох может попасть на кожу и оставить невыводимые точки. Кто-то очень изобретательный попробовал сделать себе рисунок при помощи пороха, а затем поджечь его прямо на руке, в результате чего возникли узорчатые ожоги, а после их заживания – синий рисунок. Пираты тоже практиковали подобный способ на протяжении десятилетий. К тому же они были первопроходцами в удалении татуировки. Делали они это при помощи ножа, срезая кожу с рисунком. В это время татуировки уже имели новое значение – принадлежность к определенному клану. Так что человек, решившийся покинуть группировку, мог быть идентифицирован и убит даже через несколько лет. Один из самых специфических видов нанесения татуировки был открыт на Востоке. Он предполагал некое выскабливание, которое производилось при помощи стамески с красителем. Кожу как бы соскабливали, вследствие чего получался рисунок, причем очень высокого качества. Этот способ очень болезненный, однако пользуется популярностью и в современном мире. Это обусловлено в основном хорошим качеством получаемого узора и довольно быстрой процедурой, что немаловажно в данном виде искусства.
Татуировки наносятся еще и прорезным способом. На участке коже делается эскиз, затем в ход идет специальный нож, которым разрезают кожу, и заполняют эти участки красителем. Этот способ очень близок к шрамированию, ведь нередко узоры получаются слегка выпуклыми и рельефными. Рисунок всегда получается сплошным, что нехарактерно для остальных способов. Здесь очень важен грамотный подбор инструментов и ножей, ведь от их размера зависит конечный результат. Наверное, вы в своей жизни сталкивались только с татуировками, которые выполнялись кустарным способом в армии (так называемые армейские) или в условиях тюрьмы. Красотой такие татуировки, как правило, не отличаются. Чем вызывают отвращение у основной массы населения, особенно у пожилой ее половины. Вызвано то, что татуировка была кустарной и малосимпатичной, тем, что в нашей стране искусство художественной татуировки было запрещено до 90-х годов. Но естественное, наверное, сидящее в генах мужчин стремление подчеркнуть свою мужественность путем нанесения рисунка на тело вынуждало их пользоваться теми методами, которые были доступны. Действительно, психология татуировки заключается в том, что мужчины пытаются с ее помощью стать мужественнее, а женщины – женственнее.
Но тату в условиях нашей страны не позволяло обрасти мощной индустрией по производству красителей, тату-машин и других необходимых принадлежностей и каталогов. На Западе в то же время, наоборот, индустрия художественной татуировки развивалась полным ходом. В этом, видимо, и заключается то обстоятельство, что во времена Советского Союза татуировки наносило себе подавляющее количество мужчин, а женщины с татуировками (наколками) были редкостью (пожалуй, кроме отбывших срок в тюрьмах). Ведь такие наколки не отличались красотой – были в основном синего цвета, расплывшиеся под кожей, упрощенные до безвкусицы рисунки, которые были под силу для исполнения «кольщиками», не обладавшими художественными способностями. Мужчин же такое обстоятельство не пугало – ведь главное, как вы помните, казаться с помощью татуировки мужественными. И сейчас, когда в хорошем тату-салоне можно заказать прекрасную многокрасочную профессиональную татуировку, некоторые мужчины просят исполнить им татуировку в стиле «времен Советского Союза» – не отличающуюся современным качеством и тонкостью. Что ж, каждому свое. Рассмотрим, как выполнялась тату в условиях тюрем и армии (что происходит, правда, зачастую и в нынешней армии и в тюрьмах). Итак, начало всех начал – приспособление для нанесения татуировки. Самый простой и самый при этом негодный способ: намотать на иглу нитку для удержания краски, отступив несколько миллиметров от кончика иглы, окунуть иглу в обычную канцелярскую тушь черного цвета, перекреститься и начать методично искалывать добровольного мученика, обильно истекающего кровью вследствие этого. И чего только не сделаешь во имя искусства! Уже пора бы собирать списки таких добровольцев для рассмотрения вопроса о причислении их к лику святых великомучеников, в духе христианских традиций. Такая татуировка, как правило, уже через несколько месяцев безбожно расплывется под кожей, и понять, что это, например, на самом деле скорпион, а не таракан, порой бывает весьма сложно и вот в мой адрес посыпались плевки тех самых великомучеников, которых оскорбил мой насмешливый тон. Полно вам! Я таким образом предостерегаю тех ребят, которые захотят оставить себе такие несмываемые пятна и не знающих еще, что именно такие пятна в скором времени после нанесения татуировки у них и образуются. Однако следует признать, что в Японии мастера татуировки, работающие в стиле «ирэдзуми» (в переводе «татуировка»), в этой старой школе с ее многовековыми традициями, используют длинные иглы и работают вручную. Краски изготавливаются из органических компонентов и поражают своей многокрасочностью. Такие татуировки, которые могут наноситься на тело месяцами и годами, своей многокрасочностью вызывают восхищение. Однако и в этом случае имеется ограничение: такие татуировки имеют на теле большие масштабы – то есть выполнить миниатюрную, тонкой работы татуировку этими средствами весьма непросто и даже зачастую невозможно. Способ номер два (как вы помните, мы рассматриваем зоновские и армейские наколки). Для начала изготовить тату-станок. Вариантов в этом случае множество, но основные я перечислю. Это может быть электробритва с иглой либо обычный моторчик из-под магнитофона, прикрепленный в ложке или с помощью металлического уголка к обычной ручке. В ручку вставлен пустой стержень из-под шариковой ручки, микрошарик в латунном наконечнике удален, и сквозь стержень пропущена тонкая стальная струна. Струна может быть взята у исполнителей песен под гитару, либо может использоваться так называемый полевик – это специальный кабель связи, применяемый в армии, скрученный из тонких стальных проволочек струна, естественно, на одном конце остро заточена (при этом лучший вариант – заточка круглого сечения, а не квадратного или треугольного – в двух последующих случаях качество рисунка хуже, микроранки заживают хуже – вспомните, стилеты треугольного сечения наносят самые опасные и труднозаживающие раны, что, естественно, влияет и на качество татуировки). В условиях зоны часто применялся такой способ: лежит заключенный мастер- «кольщик» на кровати с металлическими стойками и часами истирает конец струны об металлическую стойку, добиваясь поразительной остроты. Проверка остроты: струну бросить острием вниз на деревянную поверхность – если под своей незначительной силой тяжести струна воткнется в дерево, острота достаточна. При простом варианте достаточно воспользоваться шлифовальной бумагой самой мелкой зернистости. Острота иглы много значит. Другой конец струны обычно согнут под прямым углом (в 90 градусов) и воткнут в кусочек стирательной резинки, насаженной на ось моторчика. Запускаем моторчик – игла должна выступать не более чем на
4—5 миллиметров из металлического наконечника стерженька (глубина погружения в кожу – еще меньше, но об этом мы поговорим позже).
Есть улучшенный вариант такого тату-станка, который уже можно назвать полупрофессиональным. На ось моторчика напаивается с помощью паяльной кислоты и олова металлический штырек, так, чтобы при вращении центральной оси он создавал вращательный круг диаметром в 3—5 мм. К моторчику каким-либо способом прикрепляется металлический стержень с рифленым окончанием (для удобства удержания), который выточен так, чтобы на его нижний конец можно было надеть наконечник от пятикубового шприца с обломленным концом. На металлическую струну диаметром примерно в 1 мм, имеющую на одном конце колечко – для укрепления на штырек около оси мотора, припаивается игла – заточенный с одной стороны кусок струны размером в несколько сантиметров (все размеры подбираются экспериментально) – она и будет рабочим концом. При припаивании пользуются оловом и паяльной кислотой, так как только с их помощью возможно обеспечить крепкое сцепление деталей и аккуратность исполнения. Моторчик тату-станка питается от адаптера – выпрямителя переменного тока (электросеть), дающего питание от 1,5 до 12 вольт. Если моторчик позволяет, то увеличением или уменьшением напряжения путем переключения от 1,5 до 12 вольт можно ускорять или уменьшать частоту вращения мотора, а следовательно, и скорость движения иглы, и скорость нанесения татуировки. Для удержания во время вращения игла-основа зажимается на металлическом штырьке с помощью кусочков резинки. Тату-станок готов. Такой станок позволяет, в отличие от первого варианта, обеспечить достаточное удобство в работе и одно из самых важных условий – стерильность. И таким станком можно выполнить профессиональную работу – высокого исполнения, тут нужно знать, что все зависит от руки мастера – ведь и профессионально исполненный станок не гарантирует профессионально сделанную работу существует специфического исполнения тату-станок, собранный так, чтобы краситель поступал к игле постоянно, что избавляет от частого обмакивания конца работающей иглы в краситель. Однако такой станок не позволяет обеспечить необходимую стерильность, а поэтому рассматривать его устройство и внешний вид (которые могут быть разнообразными) не имеет смысла. И наконец, тату-машина из серии профессиональных. Такой станок может стоить от нескольких сот до нескольких тысяч долларов, ими наводнены тату-магазины. В основе их – электромагнитный «мотор» – движитель иглы. Также позволяет обеспечивать разную скорость работы, используя адаптер электротока. Предпочтение, которым вызвано использование данного вида станков для работы в условиях тату-салонов (хотя встречаются и профессиональные тату-станки, в основе которых – вращательный моторчик), вызвано их особенностями по сравнению с вращательными станками. Тонкость здесь состоит в том, что игла движется строго по центру, без подрагивания, как у вращательных тату-станков. За счет этого краситель стекает с иглы, попадая в подготовленный иглой прокол (разрез) в коже в точно обеспеченной мере. В таком случае игла от частого соприкосновения с кожей через некоторое время тупится. Но так как иглы используются одноразовые, это не имеет значения. При заживании такой татуировки микрофрагмент красителя не выпадет вместе с отслоившейся корочкой кожи, татуировка будет качественнее. В случае же с вращательным станком игла, хоть и соприкасается с кожей, не тупится, а наоборот, от долгой работы только становится острее. И это потому, что кроме кожи она соприкасается еще и с металлическим стержнем насадки и самозатачивается от силы трения. Однако прокол на коже уже не столь аккуратный (игла подрагивает из-за осевого вращения, выпрямляясь почти полностью, только проходя через наконечник, но микроизгибы все же остаются). Краситель не столь в полной мере стекает в прокол кожи – затрудняет соприкасание иглы со стенками наконечника, что значительно уменьшит скорость нанесения тату. При заживании в таком случае возможны микровыпадения фрагментов тату. Профессиональный станок зачастую изготовлен из пищевой нержавеющей стали или качественных сплавов.
При использовании профессиональных тату-станков используются иглы одноразового применения, которые обычно припаиваются к стержням, а после использования удаляются (стержни сохраняют, простерилизовав). Но иногда возможно использование специальных приспособлений, заклинивающих иглу при вставлении в станок, что позволяет обойтись без пайки. В частностях тату-станки имеют иногда существенные различия, но принцип их обычно всегда похож. Нанесение полноцветной татуировки размером с сигаретную пачку может занимать от 30 минут до двух и более часов при использовании тату-станков. Для ускорения скорости работы при закрашивании больших фрагментов кожи иглы могут спаивать по нескольку штук ,используя расширенные наконечники. Поэтому, используя данные достижения мысли, можно полностью разрисовать человека всего за несколько недель, когда при использовании игл вручную (как в Японии) на это уходят годы.