Найти тему
(Не)Страшная Школа

Почему ребенок не хочет учиться?

Photo by RACOOL from Freerange Stock
Photo by RACOOL from Freerange Stock

Слезы за уроками, хныканье по утрам, “я не знаю, что нам задали” и “мне это в жизни не пригодится”. Знакомо? Изо всех сил сдерживаешься, чтобы не выдать это знаменитое и непедагогичное “А вот у соседки сын учится хорошо, в отличие от тебя”. Но из собственной то головы это никуда не денешь. “Почему у кого-то дети учиться хотят, а у меня - нет”? Ну, может, повезло им. Ну а своего мы и такого любим. Слабое утешение на родительском собрании, когда свой-то снова почему-то не вошел в список молодцов и умниц.

Так почему же ребенок не хочет учиться?

Спешу вас успокоить. Ребенок учиться - хочет! Да-да, можно смеяться, скептически хмыкать и говорить, что это точно не про вас, но поверьте - хочет. Не верите? А помните, как он с упорством садился в своей кроватке или манежике? Помните, как раз за разом вставал на ножки, даже если уже много раз упал перед этим? А как учился делать свои шажки тоже помните? А как задавал сто вопросов в минуту про все, что видит? А как увлеченно рассказывал вам про персонажей мультика или компьютерной игры, наизусть запомнив имена, от которых у взрослого человека язык бы в косичку завернулся. Вспомнили?

Так вот, великая тайна, про которую почему-то к школе многие дети и взрослые забывают, заключается в том, что учиться - это естественный процесс любого живого существа. Еще ни один волчонок не отказался учиться охотиться, и ни один птенец - учиться летать. Человек сложнее устроен? Само собой. Но не в этом вопросе. Дело в том, что любое живое существо, и человек в том числе, легко и с удовольствием обучается двум видам навыков: тем, которые необходимы для выживания, и тем, которые приносят удовольствие. Причем, удивительно, но первым - гораздо охотнее. Задумайтесь о том, что вы легко научились разбираться в счетах за коммунальные услуги, но так и не находите время научиться танцевать сальсу / бегло говорить на китайском / шить сногсшибательные вечерние платья / играть на гитаре или чему там еще вы начнете учиться со следующего понедельника?

Так что же не так со школой? Почему так часто она отбивает у ребенка совершенно физиологически естественную потребность в обучении? Давайте разбираться.

ПЕРВОЕ! И самое важное, пожалуй, это и есть та самая физиология. Мы все мечтаем о здоровых детях. И все хотим верить, что если малыш бегает, играет и ведет себя как все дети вокруг, то все хорошо. Иногда в вопросах игнорирования проблем родители проявляют завидную изобретательность. Сама я, к примеру, упорно ругала сына за плохой почерк и невнимательность, пока родственники и несколько медосмотров к ряду не затрубили тревогу: “Ребенок плохо видит!” С моим стопроцентным зрением такой проблемы в моем мире существовать попросту не могло. И был искренний шок, когда доктор показал, насколько плохо - не дальше третьей строчки на их плакате. Знаю историю, когда мамочка водила своего ребенка по неврологам и психотерапевтам, пытаясь понять причину его невосприимчивости к информации, а когда врачи хором говорили, что у ребенка с головой все хорошо, он просто глухой, она шла искать других специалистов, которые найдут излечимое заболевание. И это только то, что можно заметить невооруженным врачебным глазом, так сказать. А ведь есть еще синдром дефицита внимания (который мы принимаем за плохое поведение), а есть еще дислексия (которую в нашей стране вообще не принято диагностировать и считать проблемой). И все это влияет на успеваемость и желание ребенка учиться. Он просто не понимает, почему от него требуют сделать физически невозможные вещи.

Что с этим делать? Быть внимательнее самим. Реагировать на звоночки. Помнить, что если учитель посоветовал сводить ребенка к психологу или какому-то доктору, это вовсе не значит, что вам сказали, что ваш ребенок - ненормальный. Это вам сообщили, что вашему ребенку нужна помощь, которую кроме вас ему оказать некому.

ВТОРОЕ! Обучение - естественный процесс, необходимый для выживания, как уже было сказано. Что может заставить живое существо не учиться овладевать навыками, необходимыми для выживания, так это если опасность от процесса сильнее, чем польза от результата. Представьте, что когда ваш малыш учился делать первые шаги, напротив него стояли не родители с распростертыми объятиями, а чудовище с ужасной гримасой. Пошел бы он? Вряд ли, правда? Иногда учеба пугает. Правда пугает. Учитель кричит, а дома ребенок крика не слышал в жизни? Нет братьев и сестер, а в школе случаются драки и конфликты с одноклассниками? Страшно отвечать, когда все смотрят? Страшно делать уроки, потому что за оплошности мама выходит из себя и начинает ругаться? Страшно, потому что мама, папа или старшие дети в семье нарассказывали ужасов?

Что с этим делать? В первую очередь, прекратить пугать детей самим. Если в школе у вас был плохой опыт, оставьте его себе, пожалуйста. У вашего ребенка он может быть гораздо лучше, особенно если вы сами его на это настроите. Дальше должен идти совет обратиться к руководству школы, если обижают одноклассники или, не дай бог, учитель. Но давайте честно, когда это работало? Если конфликт не выходит за грани разумного, научите ребенка реагировать правильно. Расскажите, что люди кричат, когда они иначе не умеют, когда они расстроены, когда они не умеют справляться со своими эмоциями. И это совершенно не относится к тем, на кого они кричат. А если все же конфликт и правда серьезный, задумайтесь о переводе. Да, это нечестно и несправедливо. Но тут приходится выбирать между отстаиванием справедливости и психологическим состоянием своего ребенка.

ТРЕТЬЕ! Сложность. Сложность, мамочки и папочки, сложность. Существует она. И никакие “Ну вот я училась как-то без всякой помощи” от этого, к сожалению, не спасают. Когда вы приходите на новую работу, а может в новый спорт, новое хобби или даже приезжаете на отдых в новый отель, как правило, все начинается с наставничества или хотя бы инструктажа. Вам расскажут, что где находится, как это работает, что с этим делать и к кому обратиться, если возникли трудности. И даже это не спасает нас взрослых от пресловутого “Да ну нафиг, пойду спрошу Марью Петровну, как это сделать, у нее вон какой опыт”. И вот детишки начинают учиться… и не знают, как. Вы можете алфавит выучить, считать столбиком и в уме, знать наизусть двадцать пять стихов Пушкина, но это все вообще не означает, что ребенок готов учиться. Даже не представляете, что детям кажется сложным. Например, с какой строчки тетради начинать писать. В каком порядке сложить учебники в портфель. Важно ли сделать домашнюю работу в этом или ином порядке. И так далее. Совсем другой мир, в котором детям нужно уметь ориентироваться.

Что с этим делать? Разговаривать и помогать. Не нужно делать за детей домашнее задание, но хотя бы первый месяц посидеть рядом и подсказать, что и где писать, и как найти нужную страницу учебника. Поверьте, если у ребенка проблемы с учебой, скажем, в пятом классе, это вовсе не значит, что его эти проблемы не касаются. Очень часто дети и до самого пятого не знают, как и куда правильно записать дз и с какой все-таки строчки тетради писать. Однажды ученик восьмого класса с искренним недоумением спросил меня: “Неужели обязательно ставить знак переноса, если слово разрываешь? Итак же понятно, что он тут должен быть”. Если вдруг оказалось, что ребенок не понимает какой-то предмет, возможно, окажется бесполезно читать с ним его учебник шестого класса, потому что перестал понимать, что происходит, он еще во втором, и тогда стоит или самим преподать программу заново или найти репетитора. “Но школа же должна”, скажут многие. А я еще раз повторю, что выбор между борьбой за справедливость и успехом и комфортом своих детей - личный выбор каждого родителя.

ЧЕТВЕРТОЕ! И самое противное, на мой взгляд. “А зачем нам это нужно?”. Как я уже говорила выше - обучение естественно, если это необходимо для выживания. В наше время для выживания нам больше не нужно учиться разжигать огонь камнем и охотиться на мамонта. Наше выживание - умение зарабатывать деньги. И мы окажемся огромными лицемерами, если будем рассказывать своим детям, смотрящим ютуб и видящим, что происходит вокруг, что для получения денег ну непременно нужно хорошо учиться и быть умными. Так зачем же это в самом деле нужно? А зачем нужны музыка и физра? А всяческие обязательные факультативы, за которые даже оценки не ставят? Зачем нам тратить драгоценное время на это все?

На мой взгляд, тут есть два пути решения проблемы, и оба кажутся мне справедливыми. Первый - написать в школе заявление о семейном обучении вообще или о семейном прохождении тех предметов, на которые вы не желаете тратить время, чтобы потратить его с большой пользой. Знаю, что многие родители нынче прибегают именно к такому методу.

Второй, если все же вы решили выбрать традиционное обучение, - быть с детьми честными. И тут я могу лишь привести личный опыт, и если он кому-то понравится, отдать его на вооружение. Своим ученикам и своему ребенку на вопрос “Зачем нам это нужно”, я всегда рассказываю, что мы никогда не можем угадать, что нам нужно. Например, говорю о том, что в школе я очень не любила физику. Но так как шла на золотую медаль со скрипом зубрила. И в конце учебы попросила учителя при спорной 4-5 все-таки выставить “5”, пообещав, что никогда-никогда никакие экзамены по физике я сдавать не буду. Я и не сдавала. Я писала рассказы. В стол, для себя и друзей. И вот появилась у меня бесподобная идея истории, которой я горела и которая рисковала вылиться в полноценное произведение. Одна беда - эта история имела место в мире научной фантастики. И каждый раз, как приходилось описывать что-то этакое, я сперва обкладывалась статьями по физике, а потом просто бросала. Так ничего и не вышло. В школе мне ужасно скучной казалась история, пока я не познакомилась с ребятами, занимающимися исторической реконструкцией. И вдруг история потребовалась для общения с друзьями. Я всегда страдала проблемами со спиной, но в школе это не было так заметно. А почему? Да потому что физическая активность хотя бы по принуждению, хотя бы два раза в неделю. Не нужно скрывать от детей, что может так случиться, что подобно многим знаменитым и богатым нынче ребятам, зарабатывать они смогут и без всего этого. А еще не нужно скрывать статистику - этих ребят из всех, кто попробовал, единицы. И даже они, вот те самые богатые блоггеры, умеют планировать свое время и выполнять кучу задач, чтобы успевать все это… что нужно им для богатства и популярности. Может быть, начать с того, чтобы преодолеть себя и выполнять вовремя учебные задачи - хорошая тренировка перед планированием бесконечных встреч с фанатами :)