Найти тему

Мой отзыв о новом фильме «Гардемарины 1787. Мир»

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Случайно узнала о выходе продолжения знаменитых фильмов «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!» и «Гардемарины III». Кинокартина «Гардемарины 1787. Мир» вышла около месяца назад – совсем новая.

Конечно же, мне сразу захотелось ее посмотреть, ведь прежние «Гардемарины» - это просто легендарные фильмы, которые любят все. Я была и остаюсь фанатом старых «Гардемаринов». В них гениально все: крутые сюжеты, гениальная игра актеров, запоминающиеся образы, яркие характеры, впечатляющие костюмы, песни, каждая из которых стала хитом на десятилетия.

От нового фильма я ждала такого же погружения в дух эпохи, ярких впечатлений, лихо закрученного сюжета, накала страстей. Словом, я надеялась, что новые «Гардемарины» - это фильм такого же уровня, к которому успела привыкнуть раньше.

С самого начала просмотра я начала испытывать большое изумление. Смотрела и не верила своим глазам. Пыталась понять: что это? «Гардемарины 1787. Мир» сильно отличались от прежних фильмов.

В первую очередь, игрой актеров. Сюжет какой-никакой есть, однако герои говорят, дерутся, перемещаются туда-сюда, выполняют свою миссию, а характеров у них нет. Ни про одного героя нельзя сказать, какой он, что думает, чувствует, переживает. Это просто знакомые всем персонажи по прежним фильмам и несколько новых лиц, но ни у одного из них нет яркого характера. Они просто произносят какой-то текст, вписывающийся в сюжет, и только. Из-за этого новый фильм сильно уступает старым.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

По поводу сюжета тоже есть нюансы, которые вызывают недоумение. К примеру, история про Алексея Бобринского, внебрачного сына Екатерины Великой, который из-за пьянства и игромании попал в неприятную ситуацию за границей. Теперь на кону честь государыни и государства, и парня надо срочно выручать, иначе все узнают, кто же он на самом деле.

И вот тут возникают вопросы. «Гардемарины, вперед!» - это 1742 год, «Виват, гардемарины!» - это 1744 год, «Гардемарины III» - 1757 год. «Гардемарины 1787. Мир» - это 1787 год. То есть прошло 43 года со времени клятвы Никиты Оленева принцессе Фике на постоялом дворе. И сейчас самое время про нее вспомнить.

Самой императрице в фильме, судя по датам, уже 58 лет. Это уже далеко не та 15-летняя девушка, которую мы помним по «Виват, гардемаринам!». Прошла целая жизнь. За все это время Екатерина про Никиту Оленева вспомнила один раз в силу необходимости – в 1757 году во время Семилетней войны («Гардемарины III»), то есть 30 лет назад. А тут – раз, и опять вспомнила.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Когда с внебрачным сыном возникли проблемы, Екатерина II внезапно поняла, что вся надежда только на Никиту Оленева. Только он вместе с друзьями-гардемаринами способен все разрулить. При этом она не очень-то заботилась и интересовалась судьбой верных гардемаринов в течение нескольких десятилетий. Видимо, в суете, хлопотах, дворцовых интригах и государственных заботах она вообще забыла про их существование. Вспомнила, только когда возникла серьезная проблема, которую решить могут только гардемарины. Надо же! Все 30 лет серьезных проблем не было?

Алешка Корсак прозябал мичманом на Мальте. Что мешало его повысить в звании, найти дело в России по его способностям и прежним заслугам? Как он жил все эти годы, непонятно.

Фото: laifhak.ru
Фото: laifhak.ru

Сын Александр от жены Софьи вырос без отца в России. Софья, кстати, жива и здорова. Алешке повезло, что он давно не видел свою красавицу-возлюбленную.

Фото: kinoteatr.ru
Фото: kinoteatr.ru

У него был бы культурный шок от того, насколько она сильно изменилась. Кстати, непонятно, почему ее роль играла все та же актриса Ольга Машная. На прежнюю Софью она все равно очень мало похожа, можно было бы заменить кем-то другим.

Фото: goodhouse.ru
Фото: goodhouse.ru

Патриот Павел Горин был помилован после ссылки и готовился стать священником. Дела для него в России по его способностям за все эти годы тоже не нашлось. Как он жил все это время, неизвестно. Как пришел к решению стать священником – тоже не ясно. Единственное, что показано в фильме – это то, что он любит выпить. Удивительно, но это все, что можно было показать про такого яркого персонажа спустя столько лет.

Судьба Александра Белова тоже неизвестна. Чем он занимался все эти годы и жив ли вообще – загадка. Единственное, что про него известно, это то, что у него есть дочь Александра, почему-то живущая за границей. Ее матерью была Анастасия Ягужинская, умершая во время родов. Александр Белов в новом фильме не появляется, про него вообще никто не говорит. Как он жил все эти годы, как воспитывал дочь, были ли в его жизни другие женщины, и жив ли он вообще – загадка.

Фото: stylishbag.ru
Фото: stylishbag.ru

Чем все эти годы занимался Никита Оленев тоже непонятно. Где-то жил, но России не служил, да и в целом, по его словам, шпагу давно в руки не брал. Возможно, жил в своем имении – в тишине и забвении, но это не точно. Появились ли у него жена, дети и внуки за это время, неизвестно. То, что их нет в кадре, ни о чем не говорит.

Екатерина II напоминает ему про клятву Фике, данную 43 года назад, и ждет новых подвигов. Удивительно.

Диалог между Екатериной II и почему-то лохматым Никитой Оленевым в начале фильма – это нечто. Императрица может приказывать, но почему-то упрашивает, пытается давить на чувства, напоминает про старую клятву. Странно, что Никита Оленев, который в «Гардемаринах III» разочаровался в Екатерине и отказался от клятвы принцессе Фике, не задумался о том, что его снова могут втянуть в мутную историю и втемную использовать в своих целях.

Объяснения, что вся надежда на гардемаринов, выглядят неубедительными более чем полностью.

Алексея Бобринского кто-то же воспитывал все эти годы, так? Эти люди были в курсе, кто он. Они присматривали за ним с рождения. Учитывая его характер и наклонности, Алексей наверняка не в первый раз за свою жизнь попал в историю. Куда делись люди, которые раньше о нем заботились и помогали решать вопросы, связанные с ним? По какой причине Екатерина II внезапно вспомнила про гардемаринов?

Фото: kinoteatr.ru
Фото: kinoteatr.ru

Кроме того, рядом с ней все эти годы находилось много людей, которые были так или иначе задействованы в решении ее вопросов. Да и в целом, были в курсе всех текущих событий. Почему задание выручить Бобринского не было дано кому-то из них?

В фильме нет психологизма, характерности у персонажей, глубины, которые позволили бы понять, по какой причине Екатерина вспомнила про гардемаринов, и почему кроме них надеться оказалось не на кого. Учитывая неблизкий путь и сложность задания, странно, что не нашлось кого-то моложе для этой миссии, чем сильно постаревшие гардемарины, 3 десятка лет прожившие в полном забвении.

В кинокартине также появляется шевалье де Брильи, который, как оказалось, не погиб. Новых врагов у гардемаринов, видимо, быть не может. Если есть шевалье де Брильи, им есть с кем враждовать и сражаться. Их выяснения отношений выглядят комичными не только потому, что постаревшие герои двигаются неловко, пытаясь орудовать шпагами. Ну, о чем можно скандалить спустя столько времени? Все о том же самом спустя десятилетия? В жизни такое точно бывает?

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Накал страстей не тот, чтоб враждовать и что-то выяснять: слишком много времени и событий с тех пор прошло. Да и потом. Если б шевалье де Брильи хотел отомстить гардемаринам за что-то и испытывал негативные чувства, он бы не стал ждать, пока они случайно попадутся ему на глаза спустя несколько десятилетий. Нашел бы и выяснил все отношения. Гардемарины считали его погибшим, но он-то был в курсе, что они все живы.

Нелепо выглядит сцена, когда шевалье де Брильи узнает, что Александра – дочь Анастасии Ягужинской. У старика нет ностальгии, какого-то отеческого интереса к дочери женщины, которую когда-то любил. Все, что интересует старика – это мелочное желание завладеть брошкой Анастасии Ягужинской в память о ней. Ему все равно, что это память о матери для девушки. Неубедительная сцена, очень далекая от того, как это могло бы быть в реальной жизни.

Фото: 7ya.ru
Фото: 7ya.ru

У сына Корсака и дочери Белова роман. В фильме ничего не сказано, как он зарождался и развивался. Возможно, они были знакомы практически с рождения. Возможно, и нет. Препятствий для женитьбы влюбленных нет, но они не женаты. Александра вообще живет за границей, причем в этом нет какого-то великого смысла или серьезной цели. В жизни Александра в России ничто не намекает на то, что у него есть возлюбленная. Все, что мы о нем узнаем – это то, что он купает коней и любит прыгать в воду, а его упитанная мама печет пирожки.

Фото: kinofilmpro.ru
Фото: kinofilmpro.ru

По поводу спасения Алексея Бобринского тоже сюжет натянутый. Показано его похищение из плена, а вот то, как он был отправлен на Родину – нет. Видимо, добрался без приключений, раз про это ничего не было ни сказано, ни показано. Как-то уж очень все просто, учитывая, что сюжет изначально был построен вокруг Алексея Бобринского, спасения репутации императрицы и Российской империи. Никто беглеца не преследовал, не искал, не стоил козни? Надо же.

В фильме также была эпизодическая роль у Анны Семенович – играла некую Аннет, красавицу с шикарным бюстом. В общем-то, сложно сказать, в чем именно заключалась актерская игра и в целом – смысл появления этого персонажа в сюжете. Видимо, ни в чем. Впрочем, Анне Семенович даже не обязательно играть какую-то роль, достаточно просто появится в кадре, чтобы все внимание было направлено на нее.

Фото: afisha65.ru
Фото: afisha65.ru

Была еще одна женщина – некая Роковая дама, которую сыграла Анастасия Макеева. Да, женщина красивая, и роль роковухи ей подходит. Но образ подельницы де Брильи, промышляющего шантажом и вымогательством на старости лет, получился каким-то нераскрытым, поверхностным.

Сцена с попыткой уединиться с Алексеем Бобринским вообще выглядит анекдотично. Соблазнительница пришла к нему в тщательно охраняемую темницу, заранее прихватив перо с чернилами, чтоб написал матушке-императрице просьбу о предоставлении выкупа. Бутылочку с вином почему-то не прихватила для большей сговорчивости, хотя парень любит выпить, и во хмелю его убедить что-то написать и подписать было бы гораздо проще.

Фото: kinoteatr.ru
Фото: kinoteatr.ru

Кстати, если история с возвращением Алексея Бобринского домой могла решиться после уплаты небольшого выкупа, непонятно, был ли вообще смысл привлекать для его спасения гардемаринов. Екатерина II имела возможность заплатить этот выкуп. Да что там – она и сама могла бы предложить деньги всем причастным - и за молчание, и за возврат сына на родину. История про выкуп – еще одно свидетельство натянутости сюжета.

В конце фильма, когда корабль с гардемаринами и их потомками причалил в Крыму, было обещано, что «продолжение следует». Видимо, будет еще одна или несколько серий. Хотелось бы надеться, что они будут не такими, как эта.

«Гардемарины», выходившие на экраны раньше, это легенда отечественного кино. Это планка, которая уже задана. И это совсем не то же самое, что «Гардемарины 1787. Мир» - по крайней мере, та серия, которую можно сейчас посмотреть.

Впрочем, эпоха Екатерины II, как и вся российская история, это не то, с чем следует знакомиться только по фильмам. В Петербурге, к примеру, часто беру экскурсии вот тут - хожу, любуюсь на красоты, слушаю рассказы о прошлом исторических личностей. Иногда такое расскажут, что самой хочется снять фильм. Но этого делать я не умею - увы.

-14

Реклама. ООО «Спутник». ИНН 7814547081 erid:2Vtzqv2c85f