Найти в Дзене

Русские царицы: Та самая царская невеста

Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...

Для меня эта история началась очень давно. Мой отец всегда считал, что я должна знать классическую литературу, живопись и классическую музыку. Поэтому опера Н. Римского-Корсакова "Царская невеста" была обязательной в моём воспитании. Но всё-таки всегда не хватало ответа на простой вопрос: "А что же всё произошло с Марфой Собакиной?"

Актриса Дарья Щербакова  в роли Марфы Собакиной сериал "Грозный" 2009 г
Актриса Дарья Щербакова в роли Марфы Собакиной сериал "Грозный" 2009 г

Третий брак Ивана Грозного с Марфой Васильевной Собакиной оказался самым необычным и краткосрочным в жизни царя, которая была далеко не простой.

Бедная, бедная Марфа Собакина... Нет, я совсем не о её внезапной смерти. Я о том, что о ней писали прежде и пишут в наши дни - как в исторических трудах, так и в художественных очерках, посвященных женщинам Средневековья. Ее величают то Марфой Сабуровой, то дочерью новгородского купца, то дочерью "незнатного боярина". Ее смерть связывают с преднамеренным отравлением, но кто-то говорит о ее пострижении в монастырь после года(!) супружеской жизни с царем Иваном Грозным. А уж сказка о том, что увидели ученые, когда вскрыли (почему-то в 1931 году, а не в 1929-м, как на самом деле) саркофаг этой царицы, вообще не выдерживает никакой критики.

Что же сегодня, в начале 21 века мы знаем о третей жене царя Ивана Васильевича? К сожалению, очень немного. Правда, в 2003 году по черепу, извлечённому из её захоронения всё-таки сумели реконструировать её возможный облик, но письменные данные о ней и её родичах всё так же скудны.

Возможный облик Марфы Васильевны Собакиной
Возможный облик Марфы Васильевны Собакиной

Сохранились сведения, что худородный дворянский род Собакиных происходил из-под Коломны. Её отцом был Василий Степанович Собакин Большой. (В принципе, можно и согласиться с этим, потому как тогда титул дворянина - скорее титул или "определение" слуги при боярине или князе) Да и это мы знаем потому, что сохранились приказы о даровании ему боярства после свадьбы царя с его дочерью да приказ о казни его же.

Что касается самой девушки, то о ней буквально ничего не известно. Но, глядя на юное лицо, можно предположить, что ей могло быть не более 17 лет. Её отличала прекрасная фигурка и милое личико, хотя с таким описанием можно было бы смотреть на любую из привезённых в 1570 году на смотр царских невест девушек. Не верю Карамзину вообще, но только он называет 2 тысячи привезённых претенденток в царские невесты. Больше никто об их количеств не сообщает. Летописец пишет как всегда скупо и сухо: «...о девицах многу испытанию бывшу, потом же царь надолзе времяни избрал себе невесту, дщерь Василия Собакина».

Царю Ивану уже шёл 41 год. Он был дважды вдовцом, у него подрастали дети от первой его жены Анастасии. Вряд ли он сдерживал свои порывы да и старший сын Иван подрастал и ему также нужно было бы присмотреть невесту, как никак ему уже почти 17 лет... Было решено на смотре невест выбрать сразу двух невест для двоих женихов.

Боярам велено было девок своих не прятать! И привезти в Москву для царского решения.

«У себя ни под какими видом не таить, - гласил царский указ, - кто ж из вас деву утаит и к царским наместникам не приведет, тому от меня быть в великой опале и казни».

Девушек внимательно осматривали женщины, близкие к царской семье. Особенно пристально смотрели на тех, у кого в роду было много детей. Потом к своим обязанностям приступал и лекарь Бомелий. Число красавиц, оставляемых для знакомства с царём, таяло на глазах. Когда их осталось чуть больше двух десятков, их разрядили, как на праздник, и по одной провожали в специальную комнату, куда после недолгого ожидания входил сам государь. Он разговаривал с каждой и выходил. Так решилась судьба половины из оставшихся на смотре девиц. Остальных царь разглядывал ночью, проходя по опочивальням. Девушки об этом были предупреждены конечно, но всё равно притворялись спящими, затаившись на время прихода царя. Ведь государю Ивану Васильевичу нужна была красивая жена, пусть и не знатного происхождения...

Наконец решение было принято. Упоминали про трёх, ведь в тишине ночи ясно прозвучало: «Эта, эта и вон эта». Уже утром, когда всё закончилось, объявили государеву волю - избраны Марфа Собакина, Евдокия Сабурова и Анна Колтовская. Зачем третья? Да так, на всякий случай... А Марфа Собакина ещё и какая-то дальняя родня Малюты Скуратова, что также в её пользу говорило...

Принятое изображение Марфы Васильевны Собакиной.
Принятое изображение Марфы Васильевны Собакиной.

Обручение состоялось 26 июня 1571 года, но наречённая невеста вскоре тяжело заболела и начала «сохнуть». Царю доложили. Но было не до того: в Москве случился очередной пожар, он находился в Александровой Слободе, решая очередные государственные проблемы. Поэтому приготовления к свадьбе продолжались. А тем, кто беспокоился о здоровье будущей царицы передали его слова: «положа на Бога упование, любо исцелеет». Вызванный к заболевшей невесте царский лекарь Бомелиус не мог дать объяснения тому, почему абсолютно здоровая, сильная, молодая девушка буквально чахла на глазах. Ответ напрашивался один - её отравили, как это уже случилось и с её предшественницами.

Но от свадьбы царь не отказался.

28 октября 1571 года царь Иван Васильевич сыграл в Александровской Слободе пышную свадьбу. Почему не в Москве? Дело в том, что 24 мая того года столица сгорела дотла, подожжённая крымским ханом Девлет-Гиреем, и ещё не восстановилась после бедствия. Свадьба, говорят, была веселой. Известно, например, что из Великого Новгорода прибыли целая ватага скоморохов и подводы с ручными медведями - для царской свадебной потехи. В свадебной церемонии, в разном качестве - кто "дружкой" царя, кто с "осыпалом", кто "за санями шел", кто "колпак держал", кто в "мыльне" (бане) присутствовал - приняли участие десять ближайших родственников Марфы Васильевны: отец и дяди, двоюродные братья с жёнами и без. Жена Малюты Скуратова и его дочь Мария были свахами, а он сам, вместе с Борисом Годуновым - дружками жениха.

К Маковский Боярский свадбный пир. Фрагмент картины
К Маковский Боярский свадбный пир. Фрагмент картины

Во время празднования Марфе стало плохо. Есть свидетельства того, что празднование даже было прервано из-за обморока царицы, которую отнесли в ее покои. Но все ещё надеялись, что она в скором времени поправится. Однако ей лучше не становилось. А родню больной царицы уже не радовали полученные чины и звания.

Третья жена царя Ивана Васильевича Марфа скончалась через две недели после свадьбы. Брак совершён так и не был.

Потом царь будет это доказывать на церковном соборе, прося разрешения на четвёртый брак с Анной Колтовской. А пока он желал узнать, кто виновен в смерти его третьей супруги.

Царь искренне скорбел и принимал лишь Малюту Скуратова, докладывавшего о результатах расследования смерти своей протеже. Логично было предположить, что виновник трагедии находится среди близкого окружения царя, кому-то не понравилось такое внезапное возвышение Собакиных. Царь Иван Васильевич пришёл к такому же выводу, а потому приказал казнить около двух десятков человек, достаточно близких к царице для её отравления. Попали под подозрение и родственники двух предыдущих почивших жён, в том числе князь Михаил Темрюкович Черкасский, которого посадили на кол. Официально в итоге было объявлено, что царицу Марфу извели ядом: «Дьявол воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, ещё в девицах сущу… и тако ей отраву злую учиниша». Трое двоюродных братьев Марфы и её мать были казнены «за чародейство». Отец "царской невесты" Василий Большой Собакин насильно пострижен в монахи.

Так род Собакиных выдвинулся в недолгие две недели брака Марфы с царём. И потом быстро сошёл с политической арены. А после 1574-го года их фамилия среди придворных и приближённых царя, не звучит вовсе.

Вознесенский собор
Вознесенский собор

Юную царицу Марфу похоронили рядом с предыдущей женой царя - кабардинкой Марией - у западной стены Вознесенского собора Вознесенского женского монастыря в Кремле. В 1930 г, после его сноса останки царицы Марфы были перенесены в Архангельский собор. На крышке сохранившегося саркофага надпись:

«В лето 7080 ноября в 14 день государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси преставис благоверная и христолюбивая царица великая княгиня Марфа на памят святаго апостола Филипа на первом часу дни».

Исследование останков Марфы Собакиной, проведённое в 1990-е годы, не выявило ядовитых металлов и прочих устойчивых веществ. Однако, это совершенно не исключает использования растительного яда, не поддающегося спустя такое долгое время химическому анализу.

Духовная грамота царя Ивана Васильевича (июнь-август 1572 года) упоминает покойных Марфу и Марию Темрюковну с просьбой царевичам Ивану и Фёдору поминать их: «А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери, поминали во всем по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно»

Предполагаемое изображение-парсуна  Марфы Собакиной
Предполагаемое изображение-парсуна Марфы Собакиной

Кстати, совершенно внезапно в сети стали распространять найденное изображение-парсуну Марфы Васильевны Собакиной. Не знаю, правда ли оно подлинное, но если это так... Не могу не согласиться с одним из её современников-завистников, ставивших её красоту под сомнение: «Подслеповат государь». Миленькая - не более...