Найти тему
Кабанов // Чтение

Алексей Михайлович Ремизов: пять главных фактов

Оглавление

Алексей Ремизов (1877-1957) – один из многих людей искусства, чья жизнь была в духовном смысле неотделима от родины, но, в бурлящем котле XX века, оказалась выброшенной за границу, откуда писатель и художник так и не смог найти дорогу назад.

Лишь в конце XX века ему удалось, творчеством, вернуться обратно.

Писатель, чьи рисунки хвалил Пабло Пикассо; художник, чьи произведения Марина Цветаева называла “сокровищницей русской души и речи”.

Алексей Ремезов, источник Яндекс картинки
Алексей Ремезов, источник Яндекс картинки

Физик

С ранних лет Алексей Ремизов обладал живым воображением. В семь лет он написал текст, вдохновленный рассказом няни, и создал повесть о деревне, переживающей крупный пожар. И в дальнейшем, когда Ремизов вернется к литературе, образность и тяга к исследованию собственных снов в его творчестве будет также важна, как реализм и “приземленность”. Причина, по которой его часто причисляют к символистам.

Но также Ремизов проявлял интерес к точным наукам. В юности он сделал выбор: поступил на факультет физмата в МГУ. Окончить университет Ломоносова Ремизов не смог из-за..

Ошибка

..полицейской ошибки: ошибочное опознание Ремизова студентом на демонстрации. Дело закончилось несправедливым арестом и шестью годами ссылки в северные края.

Этот крутой поворот своей жизни Ремизов позднее отразит в своем романе “Иверень”: этапы ссылки, встреченные им люди, марксизм. Именно после возвращения из этой ссылки в Петербург Ремизов начал свою настоящую литературную жизнь.

Художник

Кроме литературной деятельности, Ремизов также имел известность как художник и каллиграф. Рисунок в жизни Ремизова был всюду: свои письма он сопровождал небольшими иллюстрациями, свой дневник вел в графической форме, делая этюды произошедших с ним событий, знакомых людей или приснившихся образов.

Его рисунки хвалили такие видные художники как Марк Шагал и Пабло Пикассо.

Революция, невозвращенец

В бурные годы революции и гражданской войны Ремизов оставался в Петрограде. Несмотря на интерес к социализму и марксизму, его политические взгляды того времени были далеки от большевизма. В 1921 году Ремизов уезжает на лечение в Германию: переломный момент в его жизни, поездка, из которой он никогда не вернется на родину.

Из Берлина Ремизов уезжает в космополитический Париж – город, в который стекались все творческие люди и мигранты. В эмиграции Ремизов продолжал свою творческую деятельность. С течением лет вести ее становилось сложнее – появлялись препятствия для публикации, известность угасала. Основанное при поддержке почитателей издательство “Оплешник” занималось издательством произведений Ремизова вплоть до его смерти.

Ближе к концу жизни ему было предоставлено советское гражданство, но вернуться на родину, по которой так тосковал писатель ему было не суждено.

Возвращение

Последним пристанищем писателя стало “русское” кладбище в Париже. Большую часть времени существования Советского Союза имя Алексея Ремизова оставалось практически неизвестным для русского читателя. Редкие выставки его рисунков или переиздания книг случались в Европе и США. В 90-х же интерес к писателю вернулся: стали появляться литературоведческие работы, печататься книги.

В 2013 году Минкультуры выкупил и вернул на родину архивные письма и рукописи Ремизова, которые теперь хранятся в Государственном музее Литературы в Москве.