Найти в Дзене
Инженер-оружейник

Почему слева?!

Размышления после разглядывания новой снайперской винтовки. Обратите внимание, разработчик и заказчик не сдаются. Не М(арксманская), а таки Снайперская Винтовка Чукавина.

Поводом стал просмотр ролика, на котором наш Президент стреляет из этой новой винтовки, подкладывая кулак под магазин и получая прицелом в глаз (хорошо что очки). Эти косяки можно списать на отсутствие навыка и прочие человеческие ошибки - ничего страшного. Хотя доля вины тех, кто готовил эту стрельбу, тоже есть. Но вот когда после выстрела и почесывания носа рука потянулась к рукоятке заряжания и передернула затвор перезарядила винтовку, выплюнув с обратной стороны винтовки целый (невыстреливший) патрон:

это повод подумать.

С одной стороны, получив в глаз оптическим прицелом без резинового наглазника, как бы не очень приятно. Поэтому потребовалась пауза - нос почесать, винтовку осмотреть. А тут на неушибленный глаз эта самая рукоятка. Почему бы и не пере... смазать паузу. В общем, вопрос психологический.

А технический вопрос - почему вообще рукоятка перезаряжания слева, а не справа. Я не уверен, что в данной ситуации стрелок не стал бы делать перезарядку, если бы он стрелял из СВД. Но, если у человека выработан навык на одну руку, то любая мелочь может привести к кратковременной растерянности, а та, в свою очередь, к непроизвольной ошибке. Особенно если твои действия снимает камера, а вокруг толпа любопытных.

Не знаю по какому заданию рукоятку перезаряжания разместили слева. Разумеется, что кто-то (кто?) вдруг сказал, что так удобнее делать перезарядку (лежа?). И этот "кто-то" имел в процессе разработки такой вес, что возразить ему было невозможно.

Возражать не будем. Посмотрим исторически. Пожалуй самый яркий пример левого расположения, это немецкие MP-40 и Stg-44. Ну и всё, пожалуй. Но почему? Первые пистолеты-пулеметы имели правостороннюю рукоятку, массивную ложу. Это был эрзац ручного пулемета со всеми его атрибутами, включая, например, второго номера для подноса патронов в MP-18. До середины 30-х годов пистолеты-пулеметы не рассматривались как серьезное оружие. Однако, после войны в Латинской Америке были сделаны очень даже правильные выводы в отношении оружия ближнего боя, следствием чего стало появление совершенно новаторского оружия - MP-38/40. Массивная ложа была заменена легкой складной, а рукоятка взведения затвора перешла налево. Почему? Потому что действительно удобней и безопасней. Если вставлять магазин правой рукой, можно коснуться левой рукой за ствол или ствольную коробку, разогретую до очень высоких градусов. Но это не главное. Главное то, что приклад в этом автомате рассматривался только как второстепенная опция. То есть основным видом стрельбы был пистолетный, но двуручным хватом (привет тактикульщикам) с небольшим нюансом. А если стрелять по пистолетному, то и магазин вставлять по пистолетному и перезарядку делать. Предполагалось, что огонь из этого оружия будет вестись либо из очень замкнутого пространства (исходя из этих же соображений был введен подствольный крюк), либо от пуза бедра пояса на очень коротких - пистолетных дистанциях, когда точность прицеливания нивелируется очередью и сокращением времени на это прицеливание. В первом случае вооружались танкисты, во втором унтер-офицеры.

А еще десантники. Звездный час MP-38 пробил очень скоро. Это была знаменитая операция по овладению фортом Эбен-Эмаль в мае 1940 года, когда 85 немецких десантников захватили форт, который охраняло 650 бельгийских солдат. У десантника-снайпера Гюнтера Бауэра MP-38 был вторым оружием после винтовки. В своих воспоминаниях о взятии форта он детально описывает работу с этим автоматом как им самим, так и другими бойцами. Например:

Коридор заканчивался еще одной стальной дверью со смотровой щелью. Но из нее никто не пытался вести по нам огонь. Подскочив к двери, я увидел убегающих противников и тут же открыл по ним огонь из своего MP-38 прямо через щель, стреляя на уровне груди убегавших. Они с криками начали падать.К моему удивлению, оказалось, что они убегали в такой панике, что даже не заперли дверь.

Бельгийцы отстреливались, укрепившись в соседнем помещении. Неожиданно я увидел, что в нас летит граната. А дальше произошло то, что можно увидеть только в кино. Я никогда не поверил бы, что такое может быть на самом деле, если бы не увидел своими глазами.
Один из наших парашютистов взмахнул своим пистолетом-пулеметом и отбил гранату в сторону бельгийцев, словно теннисный мячик. Через секунду прогремел взрыв. Наши воспользовались замешательством врага и швырнули в бельгийцев еще несколько гранат. А еще через несколько секунд мы ворвались в их помещение, не переставая вести огонь из
пистолетов-пулеметов.Защитники форта отступали.
После этого мы устремились вперед. Вскоре мы снова оказались в узком коридоре, спускавшемся вниз. Там мы наткнулись на двух бельгийцев, поджидавших нас за углом. Но наши пули опередили их. Что ж, мне начинал нравиться мой MP-38 – это было замечательное оружие для ближнего боя в подобных ситуациях.

Блестящий пример от идеи до реализации.

Вернемся к левому вопросу. Нам, с высоты прошедшего времени ответы на многие вопросы кажутся очевидными. Когда создавался MP-38 именно как новый класс оружия, ныне именуемый PDW, он рассматривался не как оружие для ведения длительной позиционной стрельбы как пулемет (MP-18), а маневренной, более присущей пистолету с возможностью автоматической стрельбы. Но технологии и материалы, хотя и были передовыми к тому времени, не позволили создать легкое оружие из которого можно вести стрельбу с одной руки. В этом отношении до практического идеала дошел, пожалуй, советский КЕДР.

Рукоятка взведения тоже слева.
Рукоятка взведения тоже слева.

Для такого класса оружия вполне оправдано установка магазина и перезарядка левой рукой.

Что сделал Хуго Шмайссер? Он содрал творчески переработал использовал MP-40 в качестве прототипа для своего штурмгевера, начиная от стрельбы с открытого затвора и кончая левосторонней рукояткой перезаряжания. Это уже потом его переделали на стрельбу с закрытого затвора, переделали УСМ и название от "швере машинен пистоле" переделали на "штурмгевер" с удивлением, что создали еще один новый класс оружия. Но направо рукоятку уже не перенесли.

Обратите внимание на порядок заряжания. Сперва вставляется магазин левой рукой, правая держит оружие за цевье. Потом следует перехват за шейку ложи и взведение опять же левой рукой. Мешкотно, но что делать.

За левосторонней рукояткой предусматривается и смена магазина левой рукой. А это то, к чему нас с упорностью баранов склоняют тактикульщики и их забугорные коучи. Никакого удобства или скорости смены магазина за этим не прослеживается. Это всё из области законов общества перепотребления: нужно что-то оригинальное, а обоснование можно любое сочинить. Например, когда нечего сказать о тактико-технических преимуществах нового образца, в ход идут абстрактные идеи, типа "улучшенной эргономики".

Православная работа с автоматом Калашникова и снайперской винтовкой Драгунова прописана у нас в генах. Трудно представить, что когда-то автомат Калашникова будут переделывать под левую руку, так как в уставах будет предписано переустанавливать магазин левой рукой. Или что наши бойцы будут воевать исключительно только с СВЧ, или с СВД, или с АК и в этом случае никогда навык работы с АК или с СВД не натолкнется на противоречие в работе с СВЧ. Думаю ума у нашего МО еще осталось. Ведь когда Михаил Тимофеевич, склонный по молодости к экспериментам, на АК-46 установил рукоятку взведения слева, последовал немедленный приказ поставить ее на место. То есть направо.

Вот и всё, пожалуй. Если не считать амбидекстральность, от которой до ЛГБТ один шаг.

*************

ps Уважаемые, прошу оценить по достоинству материалы этого канала, в зависимости от широты ваших душ и толщины кошельков:

Номер карты: 2202 2005 9465 2966
Номер карты: 2202 2005 9465 2966

Спасибо!

Оружие
2735 интересуются