В ноябре 1755 года в Вене родилась Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская, вошедшая в историю как Мария-Антуанетта, — королева Франции, с началом революции заклейменная как государственная изменница и казненная на гильотине. Лозунг «свобода, равенство, братство» и бездумное расточительство супруги Людовика XVI, которая посыпала свои парики мукой в годы, когда многие французы не могли позволить себе буханку хлеба, никак не могли идти рука об руку. И многочисленные мифы о легкомысленности и аморальности Марии-Антуанетты — тому подтверждение. Собрали (и разоблачили) самые популярные из них.
Мария-Антуанетта никогда не говорила: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!».
Знаменитую цитату «Qu’ils mangent de la brioche» («Пусть едят бриошь»), которую, пожалуй, слышал каждый, кто хоть немного интересуется мировой историей, часто приписывают именно Марии-Антуанетте, желая обличить ее безразличие к проблемам простых людей. Но нет никаких свидетельств того, что она когда-либо это говорила.
На самом деле это высказывание бытовало в народе задолго до того, как Мария-Антуанетта появилась на свет. Например, в одной из немецких сказок XVI-го века дворянка задается важным вопросом: почему бедняки просто не попробуют сладкий хлеб, вместо того чтобы голодать? Похожую легенду можно отыскать и в китайской истории.
Эту же фразу в шестой книге «Исповеди» (около 1767 года) упоминает и французский философ Жан-Жак Руссо, приписывая ее безымянной принцессе. Хотя Мария-Антуанетта в то время и правда являлась принцессой (точнее, дофиной), на тот момент ей было всего 12 лет, так что маловероятно, что Руссо имел в виду именно ее.
В отличие от других членов королевской семьи она не была транжирой
Каким вы представляете себе помпезный Версаль — главную резиденцию французских королей, начиная со второй половины XVII-го века? Если воображение тут же рисует роскошные комнаты, украшенные позолоченными статуями, и богатые оранжереи, то спешим вас разуверить: Версаль вовсе не блистал чистотой, а помимо искусной лепнины там можно было отыскать и грязь, и экскременты животных. Аристократы, конечно, считали, что легче постоянно покупать новую обувь, чем утруждать слуг чисткой старой, а потому выбрасывали ее чуть ли не раз в несколько дней.
И, вопреки расхожему мнению, ставившему расточительность королевы в один ряд с семью смертными грехами, Мария-Антуанетта, хотя и принадлежала к обществу, для которого излишества уже давно стали нормой жизни, до крайностей его не доводила. По крайней мере четыре члена королевской семьи тратили на одежду больше, чем она, включая графа д'Артуа — младшего брата Людовика XVI, который заказывал по меньшей мере 365 пар обуви в год.
Вообще, Мария-Антуанетта в целом отдавала предпочтение более лаконичным нарядам. Разумеется, в ее гардеробе было немало изысканных вещей (а еще как минимум тонна украшений), но фирменным образом королевы стало легкое полупрозрачное белое платье в пол, по фасону больше напоминавшее сорочку. Иронично, но именно оно благодаря своей простоте несколько лет спустя приобрело особую популярность среди революционерок — тех самых женщин, которые в 1793-м году яростно требовали расправы над королевой.
Мария-Антуанетта не вела распущенный образ жизни
Во время правления Людовика XVI ходили самые разные слухи о любовных похождениях Марии-Антуанетты, которой приписывали роман и с маркизом де Лафайетом, и с младшим братом собственного мужа. Поскольку у короля, вопреки опыту своих предшественников, не было любовниц, основной удар общественного негодования и сплетен приняла на себя его супруга — идеальная цель для политической пропаганды. Попытка изобразить ее аморальной женщиной, имеющей беспорядочные связи (в том числе однополые) и практикующей инцест, была для революционеров одним из способов доказать, что монархия уже давно прогнила и требует перемен. А бесчисленное количество сексуализированных карикатур и порнографических памфлетов, наводнивших французскую прессу, сыграло свою роль в том, что образ Марии-Антуанетты окончательно оказался запятнан клеветой.
Не была восстановлена ее репутация и после смерти: вслед за октябрьской казнью в народе появились баллады, в которых авторы упивались восторгом от обезглавливания «чудовища, сбежавшего из Германии». Они исполнялись на оживленных улицах, в тавернах, кафе, театрах и домах и на долгие годы сделали королеву виновницей всех бед Франции. И только время показало, что дело было совсем не в ней.
А что вы знаете про Марию-Антуанетту? Пишите в комментариях!