Найти тему
6000 миль до Голливуда

Падение черного ворона. Новый красивый мистический триллер по мотивам Эдгара По

("Падение дома Ашеров", The Fall of the House of Usher, 2023, США; мини-сериал)

Любопытно, что кроме "Обители проклятых", - экранизации одного из рассказов Эдгара Алана По, - в последнее время в большом кино был популярен... сам Эдгар По! Которого делали героем-детективом и в "Вороне" МакТига, и в "Вороньей лощине" Хаттона, и во "Всевидящем оке" Купера, и, возможно, где-то еще - у меня-то самого далеко не всевидящее око, дабы окинуть им мировое кино целиком.

Главное правило техники безопасности при ношении подобных масок: не кивайте слишком резко.
Главное правило техники безопасности при ношении подобных масок: не кивайте слишком резко.

Однако, при всем старании творцов этих картин, идея превратить культовую готическую фигуру По в этакого Холмса от мира мистических загадок, провалилась по всем фронтам. Хотя, скорее всего, дело было не в нём, как таковом, и не в его произведениях, а в банальном отсутствии сегодня киномоды на "готику". Чья хроническая мрачность и бледнокрасочность, - каноны жанра, ничего не попишешь, - в век пёстрой вжух!-комиксятины, это всё равно что холодец с хреном в меню кафе-мороженого. То есть так-то само по себе блюдо хорошее, да только адресом ошиблось - кому оно здесь интересно и аппетитно?

Иными словами, всяк, кто надумает теперь "изобрести велосипед" и снять еще один готический детектив с По и по его сюжетам, тому придется либо сильно рискнуть и поднапрячься, либо сразу передумать. Поэтому создатель "Падения дома Ашеров", многоопытный хоррор-мейкер Майк Флэнаган совершил воистину героический подвиг - он... передумал. Но не окончательно, а, по завету Ульянова-Ленина, всего лишь "пошёл другим путем".
А именно...

Когда "вечный джедай" Марк Хэмилл вдруг играет злодея, это всегда вызывает легкий когнитивный диссонанс. Однако, чёрт возьми, Люк, - и Зло в исполнении Марка искрит харизмой, как лазерный меч!
Когда "вечный джедай" Марк Хэмилл вдруг играет злодея, это всегда вызывает легкий когнитивный диссонанс. Однако, чёрт возьми, Люк, - и Зло в исполнении Марка искрит харизмой, как лазерный меч!

...А именно: являясь большим знатоком творчества Эдгара Давыдыча, Флэнаган соорудил воистину грандиозный и уникальный сериал-проект. Чей сюжет охватывает не только свой заглавный рассказ "Падение дома Ашеров", но и многие другие произведения По. Так масштабно, что даже я, далеко не его фанат, да и не знаток, сказать по правде (читал его лишь выборочно), заметил немало отсылок к его известным вещам. Включая даже легендарную "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима" - наверное, самую толстенькую из всего, что было написано Эдгаром Аланом.
А уж если вы, подобно Флэнагану, тоже фанат и знаток, подозреваю, что для вас тут и вовсе будет целый "клондайк" из отсылок, персонажей, аллюзий, стихов и прочего-прочего-прочего.

Как это всё ужилось пусть в большом и эпичном, но всё-таки в одном сериале?
Да запросто... По меркам его создателей, разумеется. Им потребовалось лишь превратить оригинальное "
Падение дома Ашеров" из камерной истории, чьё действие протекало в фамильном доме болезненного аристократа Родерика Ашера, в развернутую историю. Превратить по всем измерениям: и в пространстве, и во времени, и в количестве действующих лиц.
Вот почему в сериале сюжет улетел в будущее, где растянулся с 1950 года по наши дни. Начиная с выдуманного детства Родерика и его сестры-близняшки Мадлен и заканчивая, собственно, финалом их по сути общей биографии - практически книжным, разве что, как говорится, "есть нюансы".

Первое, что заметят поклонники Эдгара Алана у Флэнагана: его миллиардер-фармацевт Родерик Ашер "усыновил" аж шестерых героев других рассказов и стихов По. А первой женой Ашера была героиня стихотворения "Аннабель Ли", тогда как семейным юристом "грязных дел" у него работает Артур Пим - герой вышеназванной "Повести о приключениях...". И живут-работают-развлекаются все они не в готическом пригороде, а в большом городе, напоминающем Нью-Йорк.
От-така-панимаш, загогулина, как говаривал некто Б. Ельцин.

Целых восемь эпизодов эти двое так и не смогли допить 0,5 коньяка, причем суперэлитного - ну слабаки, чо!
Целых восемь эпизодов эти двое так и не смогли допить 0,5 коньяка, причем суперэлитного - ну слабаки, чо!

Второе, что заметят поклонники: роль друга Родерика сыграл не безымянный некто-рассказчик, а сам Огюст Дюпен - еще один известнейший персонаж Э. По. Только здесь он не детектив, а уже прокурор, которому смертельно больной глава коррумпированной бизнес-империи Ашер решил самолично "исповедаться".
А уж исповедоваться прокурору ему было в чем. Мыслимое ли дело - сначала ему сообщили, что в его семье завелся стукач в прокуратуру. А семья-то немаленькая: 2 ребенка от официальной жены, 4 усыновленных (от разных любовниц), их родные-близкие, одна внучка Родерика, плюс его нынешняя жена, которая его детям в младшие сестры годится. Так что шухер в "доме Ашеров" поднялся неслабый, - Облонские на его фоне просто скромняги-паиньки. А его глава вдобавок пообещал нехилый приз тому, кто стукача таки разоблачит и доставит ему для показательного "а-та-та!" с летальным исходом.

И ладно бы только это.
Нет, чем дальше, тем всё становилось хуже, а также мрачнее и кровавее. И вскоре истинный злой рок навис над многоуважаемым и одновременно за глаза презираемым в городе семейством. Ибо ни с того, ни с сего дети Родерика вдруг стали помирать, да не во сне с блаженной улыбкой на устах, а смертями в 9 баллов по шкале жуткости. И, конечно, Родерик явно знал, кто за этим стоит, а прокурор Дюпен знал, что он это знает, и требовал "пруфы".

Ну и чтобы, как говорится, два раза не вставать, Ашер решил поведать Огюсту историю своего восхождения из подзаборной грязи к вершинам мировой олигархии. Чему в фильме также посвящено немало времени. Но как было на это не отвлекаться. если истинная причина нынешнего мора среди отпрысков Ашера тоже таилась в его чертовски мутном прошлом...

Да уж, не кукольные похороны устраивают, и не мертвой домашней зверушки, - всё чётко в традициях Эдгара нашего По, будьте уверены!
Да уж, не кукольные похороны устраивают, и не мертвой домашней зверушки, - всё чётко в традициях Эдгара нашего По, будьте уверены!

***

В общем, исключительно прекрасный с мрачно-художественной, цинично-ироничной и мистико-поэтической точки зрения сериал. И, наверное, лучшее на сегодня, что было снято не конкретно по рассказам, а именно по мотивам Эдгара Алана По.
Если угодно, то "
Падение дома Ашеров" - этакий солидный альманах-попурри всего его творчества, отформатированный под реалии эпохи Интернета. Отчего эта 8-часовая сага смотрится на одном дыхании, благо и актеры в ней трудятся яркие, и снята она не на копейки от школьных завтраков, а за толстые пачки серьезных денег.

Короче говоря, искренне рекомендовано всем неравнодушным к качественному городскому фэнтези, мистическим триллерам и философским притчам. Даже тем, кто совершенно не знаком с трудами Эдгара Алана, - ничего специфического и непонятного в здешнем сюжете нет. Разве что в таком случае вся красота интерпретаций Флэнаганом историй По пройдет мимо вашего чувства прекрасного, но, полагаю, данное неудобство вы как-нибудь переживете.

Трейлер фильма: