(The Raven, 2011, США)
С первой же сцены это кино поступает по отношению к зрителю совершенно безжалостно. И сообщает ему (или напоминает, если он знал данный факт), что знаменитый американский писатель Эдгар Аллан По скончался в октябре 1849 года в Балтиморе при обстоятельствах, невыясненных по сей день. А перед этим он был обнаружен в беспамятстве и бреду прямо на улице, лежащим в замызганной одежде на скамье. И хоть напрашивающаяся сама собой версия "Допился, касатик, до потери пульса" тоже имеет право на существование, признать её единственно верной не позволил целый ряд необъяснимых деталей, а также странное поведение самого По перед смертью. Вдобавок медицинские документы о ней впоследствии исчезли, что тоже подлило масло в огонь мистики и интриги. Не говоря о мрачном характере творчества самого Эдгара Аллана, чья кончина идеально соответствовала духу его произведений.
Мутная история, короче говоря. Она могла бы лечь в основу рассказа об очередном расследовании Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро, но авторы "Ворона" поступили гораздо оригинальнее. И поручили разгадывать загадку смерти По... самому По! Нет, конечно, не выкопав его из могилы и не воскресив, а просто сделав из дальнейшего повествования один огромный флэшбэк, посвященный предсмертным дням "жизни и удивительных приключений" Эдгара Аллана. И заодно изобретя, пожалуй, самую грандиозную и захватывающую теорию ухода из жизни этого классика американской словесности.
Итак, согласно этой версии, житуха у него в те дни была хоть и не сахар, но и не вконец заплесневелый сухарь. Концы с концами обедневший Эдгар Аллан кое-как сводил, да и молодая невеста Эмили его любила, несмотря на то, что её папенька поклялся замочить этого лузера, если тот ещё раз к ней приблизится. Иными словами, у По имелся смысл жить и не самоубиваться в обозримом будущем, поэтому ничто не предвещало того, что вот-вот в его двери заскребется песец. Причём не абы какой, а откормленный, зубастый и наглый - такой, которого обычным пинком уже не прогонишь.
И вот в один злосчастный день завёлся в Балтиморе маньяк-убивец. Да не скучный, а с фантазией - такой, что резал толстяков, женщин и детей... ну прямо как в знаменитых мрачных рассказах По! Что, естественно, заставило расследующего это дело, начитанного детектива Филдса вскоре найти Эдгара Аллана и задать ему неудобный вопрос: "Не вы ли это, часом, сэр, бегаете и мочите несчастных балтиморцев в перерывах между написанием своих жутких историй и алкогольными запоями?". "Какови ващьи доказатэльства? Конечно, нет! Как только вы обо мне такую хрень подумали!" - возмутился По, от которого и вправду за милю разило перегаром. Да только разве это была компрометирующая улика, ибо от какого американца в середине 19 века ежедневно не разило виски? Разве что от мормона и амиша, но По к ним уж точно никаким макаром не относился.
"Ладно, верю", - нехотя согласился Филдс, снимая револьвер с боевого взвода. - Ну тогда не будете ли вы столь любезны поработать моим помощником в охоте на этого вашего взбрендившего фаната?". "А почему бы и нет, милейший", - пожал плечами Эдгар Аллан, ещё не зная, в какую чудовищную заваруху он ввязывается. Ведь стоило лишь маньяку проведать о том, что его любимый писатель тоже решил схватить его за жабры, и у По начались "критические дни" один другого ужаснее. После чего нам осталось лишь обреченно следить, как он шаг за шагом движется к своей смерти, чей диагноз мы, безусловно, тоже в итоге узнаем.
***
В общем, несмотря на кассовый провал, в действительности "Ворон" - близкий и далеко не бедный родственник культовых "Семи" Дэвида Финчера. Пусть не по качеству проработки сюжета, но по угнетающе-фаталистичному духу- уж точно.
К тому же в картине много отсылок и к биографии Эдгара Аллана По, и к его знаменитым рассказам, поэтому любителям его творчества здесь найдется, что посмаковать и чему умилиться. Равно как любители нажористых триллеров, в том числе исторических, получат два часа хорошего настроения и вряд ли станут пенять на режиссёра МакТига ("V значит Вендетта", "Ниндзя-убийца") за напрасно потраченное время.