Пролетая над гнездом змеи. Кейт Бекинсейл в мощном готическом триллере от создателя "Машиниста".
(Stonehearst Asylum, 2014, США)
Чем-то эта замечательная лента Брэда Андерсона ("Машинист", "Тревожный вызов", "Транссибирский экспресс", "Исчезновение на 7-й улице", "Перелом", "Точка невозврата", "Миротворец") напоминает смирительную рубашку. Ведь она тоже мягко, но крепко пеленает вас с первых сцен и держит в своих "объятьях" вплоть до финальных титров.
Почти как классика "психиатрического" триллера, вроде "Пролетая над гнездом кукушки" или "Острова проклятых". Разве что "Обители проклятых", увы, не повезло стать такой же известной и культовой.
У сюжета "Обители проклятых" весьма авторитетная литературная основа: рассказ Эдгара Алана По "Система доктора Смоля и профессора Перро". Правда, насколько близко к нему снят фильм, не знаю - этот рассказ в свое время прошел мимо меня. Но даже если у Андерсона от него остались лишь рожки да ножки, не беда. Всё равно, его история получилась интригующая, заверченная и со множеством красивых дилемм. Таких, что не успеете вы толком обдумать одну, а вам под нос суют новую психологическую головоломку.
К примеру, нормально ли это: сопереживать отрицательным героям и ощущать неприязнь к положительным? В данной конкретной истории - легко.
Или можно ли рассказывать о трагических событиях с иронией и легким зубоскальством? В "Обители проклятых" - можно.
Или кто по-настоящему жесток: человек, издевающийся над другими, или "добрячок", который разжигает в нем столь дикую ярость? А сами как думаете?
А есть ли вообще место любовным переживаниям, когда окрест тебя творится вконец безумная вакханалия? Как знать, но сердцу-то не прикажешь...
И так далее, и тому подобное.
И все эти вопросы вам будут задавать на фоне художественного великолепия "готики" конца 19 века. Изображенной на экране настолько мастерски, что даже странно, почему не в каждом своем фильме Брэд Андерсон вытачивает "картинку" своими лучшими напильниками, как здесь.
Как и положено в "психиатрических" триллерах, большую часть времени здешние герои тоже проведут в лечебнице для душевнобольных. Расположенной где-то во мрачной британской глубинке в викторианском антураже - готика ведь, елки-моталки! Именно туда после короткого пролога приезжает молодой доктор Ньюгейт (Джим Стёрджесс). И там он вскоре познакомится не только со странным главврачом Лэмбом (Бен Кингсли) и его не менее странными методами лечения, но и с самой красивой его пациенткой Элизой (Кейт Бекинсейл). А ее "упаковали" в больничку из-за жутких приступов истерии, во время которых она, сказывают, изувечила однажды своего мужа. Якобы. Потому что в этом фильме ни в чем нельзя быть уверенным наверняка. Особенно в том, что болтают те или иные персонажи.
Далее, как водится, Ньюгейт мало-помалу раскрывает зловещие тайны Лэмба и "фонареет" от царящих у него порядков. И, конечно, за эти без малого два часа нам подкинут уйму крышесносных сюрпризов, без которых не обошлось даже в эпилоге, когда, казалось бы, все страсти уже устаканились.
И тем не менее финал тоже вышел блистательный - этакая маленькая петарда, замаскированная под вишенку на сюжетном торте.
***
В общем, кабы Андерсон не снял в 2004-м своего легендарного "Машиниста" с отощавшим Кристианом Бэйлом, я бы мог с чистой совестью назвать "Обитель проклятых" его лучшей картиной (если брать в расчет фильмы, а не сериалы, где у Брэда тоже есть много годноты). Практически безупречной во всём, да вдобавок с Кейт Бекинсейл, сыгравшей в ней тоже одну из своих лучших и ярких ролей.
Ну а так - только почетное второе место в послужном списке Брэда и один из наиболее интереснейших фильмов первой половины 2010-х.
Что, впрочем, есть лишь мое субъективное мнение, тогда как вы можете с тем же успехом поставить "Обитель проклятых" на вершину вашего персонального кино-хит-парада. И тоже будете по-своему правы, вне всяких сомнений.