«Тот факт, что художественная работа начинается с рисунка — уже академический подход. Мы начинаем с цвета», — так Ротко формулировал ценность картин художников-модернистов. Он считал, что истинное творчество работает на уровне инстинкта: оно искренно, примитивно и тем идеальнее, чем меньше подвержено влиянию разума. «Только тогда доберешься ты до глубинной сути вещей, когда из интеллектуальной плоскости перейдешь в физическую и эмоциональную». Вам не кажется, что о чем-то подобном мы слышали от своего психотерапевта?..
Кстати, именно с терапевтическим эффектом связывают многие критики феномен успеха картин Ротко. На протяжении своего творчества художник искал разные способы контакта с потаенными уголками человеческой души. Изучал психологию и мифологию. «Без монстров и богов искусство не может быть драматичным», - заявлял Ротко, пытаясь найти в античных сюжетах то, чего ему не хватало в осязаемой жизни. Искал вдохновения у философов: Ницше, Юнга, Зигмунда Фрейда. Но пик его славы пришелся на конец 1950-х, когда художник, решив, что «узнаваемые формы мешают восприятию искусства», окончательно отказался от них в пользу цвета, настроения и света. Ставшие самыми знаменитыми его полотна сводились к двум-трем цветовым плоскостям - сам он называл это «простым выражением сложной мысли». Серии картин того периода получили известность как «мультиформы».
Эксперты до сих пор ищут секрет успеха его живописи. Кто-то считает, что дело в технике на грани черной магии. Электронный микроскоп и ультрафиолетовое излучение показали, что художник использовал в работе такие ингредиенты, как яйца, смолы и кроличьи шкурки. Это, якобы, позволяло наносить краску слой за слоем, добиваясь прозрачности и волшебной вибрации. Кто-то уверен, что мастер познал секрет цветовой гармонии. Все дело в сочетании пятен, подтоне и пропорциях. Мы готовы согласиться и с тем, и с другим. А еще с тем, что истинные наши чувства укрыты от разума. Чистота цвета и форм – их проводник в земной мир.