Всем привет, дорогие друзья!
Хочу поделиться своим великолепным открытием - две невероятные фарфоровые Барби из серии "Звёздная пыль". Сама "Звёздная пыль", как декларирует Маттел, вдохновлена "гением Эрте", который является одним из самых блистательных художников ХХ века.
Я конечно не ценитель фарфоровых Барби, но эти куклы мне безумно понравились, как и само утончённое, и в тоже время полное шика и блеска, творчество знаменитого короля стиля арт-деко.
Не знаю, знаете ли Вы или нет, об этом человеке, но я не знала, до того момента как увидела кукол, думаю как и большинство обывателей, печальнее стало от того, что художник русский по происхождению, однако почти забытый в России.
Итак, кто же таков Эрте? (выдержки из материалов сайта https://erte.ru)
Художник и скульптор, модельер и иллюстратор, сценограф, путешественник, писатель и даже кулинар – все эти ипостаси слились в нем одном. Эрте прожил долгую, невероятно красивую и очень насыщенную жизнь, пережив успех, забвение и новый взлет, успев насладиться как восторгами публики, так и признанием придирчивой критики.
Роман Петрович Тыртов родился 23 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье со славной историей. Отец Романа, адмирал флота Петр Иванович Тыртов служил начальником Морского инженерного училища и, естественно, надеялся, что его единственный сын станет продолжателем славных традиций рода и так же, как пять поколений его предков, сделает карьеру военно-морского офицера. Однако у Романа были совсем другие планы: по его собственным словам, он начал рисовать в три года, и еще в детстве понял, что именно этим хочет заниматься всю жизнь. Свой первый модный эскиз Роман создал, когда ему было всего шесть – это был рисунок дамы в вечернем платье. Мать Романа отнесла эскиз своей портнихе, и сшитый по идее маленького мальчика туалет вызвал немало восхищенных вздохов.
Его любимым чтением были альбомы по искусству, а постоянным местом для прогулок – Эрмитаж, по залам которого он мог бродить часами. Особенно его привлекали древние культуры Египта, Греции и Рима, а так же яркая экзотика произведений искусства Индии, Китая и мусульманского Востока.
В итоге в 19 лет Роман Петрович переезжает в Париж и покидает Россию навсегда, сквозь тернии поступает на работу в модный дом к самому знаменитому кутюрье того времени Полю Пуаре, прославившемуся своими экзотическими красками, оригинальными силуэтами и революционными моделями без корсета.
Исследователи утверждают, что в работах Эрте смешались практически все традиции живописи, как древней, так и современной: от графической лаконичности росписей греческих ваз и красочности египетских орнаментов до вычурности декаданса и изысканности модерна. Его рисунки полны радости жизни, получаемой в первую очередь от созерцания красоты, и эта красота «по Эрте» - тонкие силуэты, роскошные ткани, текучая пластика линий, сочные тона и удивительные сочетания красок, - во многом определила искусство первой половины двадцатого века. Он и сам был похож на свои рисунки: невысокого роста, очень тонкий и грациозный, всегда щегольски одетый, он, по словам современников, производил впечатление среднее между ожившей модной картинкой и иллюстрацией к поэтическому сборнику.
В 1914 году Эрте оставил Дом моды Paul Poiret, попытался открыть собственное дело, но потерпел неудачу, в итоге стал работать над костюмами для сцены и работал с самой экзотической танцовщицей того времени Мата Хари.
Позже Эрте предлагают заключить контракт два модных журнала - Vogue и Harper's Bazaar, Эрте подписывает контракт с Harper's Bazaar и последующие 20 лет создаёт обложки для этого издания. Впоследствии владелец Harper's Bazaar, легендарный медиа-магнат Уильям Херст восклицал: «Чем бы был наш журнал без обложек Эрте?»
На мой взгляд, обложки - потрясающие, очень новые и смелые дял того времени, при этом виден полёт фантазии и изысканный стиль.
Благодаря сотрудничеству с этим изданием, слава Эрте перешагнула океан и стала поистине всемирной. Во время Первой мировой войны Эрте, переехавший из осажденного Парижа в Монте-Карло, продолжал как художник, стилист и дизайнер активно печататься в модных изданиях, в основном американских – его рисунки печатали Vogue, Cosmopoliran, Women's Home Journal и другие. Он рисовал эскизы шляп, сумочек, флаконов духов, платьев, мебели и ювелирных украшений, создавал рисунки для тканей и эскизы росписей жилых домов.
В период между двумя мировыми войнами Эрте очень много работал в Америке. В основном он прославился как создатель роскошных костюмов для эстрадных постановок – недаром журналисты прозвали его «королем мюзик-холлов.
Его чувство моды было уникальным. Еще в 1921 году Эрте первым представил платье с ассиметричным декольте – сейчас без этой модели моду невозможно себе представить.
В 1929 году он, создавая эскизы к очередной постановке, избрал для мужских костюмов бархат, шелк и парчу – ткани, в то время немыслимые для мужской моды.
Эрте изобрел стиль «унисекс» - правда, тогда его так еще никто не называл. Его модели, имевшие одинаковые линии для мужчин и женщин, пользовались большой популярностью среди модной молодежи, а его спортивные костюмы совершили прорыв в моде.
Его модели отличала кажущаяся простота кроя, которая тем не менее смотрелась дорого и изысканно, демонстрируя естественную пластику тела, а сдержанную элегантность тканей подчеркивали драгоценные отделки, утонченные орнаменты и роскошные аксессуары. Французский писатель Жан-Луи Бори точно подметил: «Эрте одевает объемы – но это уже больше не объемы человеческого тела; украшает движения – но это уже больше не жесты. Он создает в пространстве фигуры неподвижного балета».
Во время Второй мировой Эрте продолжал работать для сцены, оформляя спектакли во французских и американских театрах. Интерес к его рисункам почти пропал – в тяжелые военные годы утонченная красота графики Эрте смотрелась очаровательным анахронизмом, а после войны интерес публики захватили новые течения. Однако Эрте оставался верен себе – как он утверждал, у истинной красоты всегда есть ценители, а у его творчества всегда будут поклонники. И занялся скульптурой.
В начале шестидесятых годов об Эрте помнили лишь немногие знатоки истории искусств, хотя он по-прежнему оставался востребованным как сценограф и дизайнер.
И тут произошло то, что можно было счесть чудом – уже в преклонных летах Эрте смог добиться возрождения своей карьеры. В конце шестидесятых – начале семидесятых голов прошлого века по всему миру началось возрождение интереса к искусству 20-30-х годов, и на этой волне популярность Эрте – практически единственного из прославленных художников того времени, кто не только был еще жив, но и сохранил творческую активность, - взлетела до небес.
Стиль Эрте произвел большое впечатление на Энди Уорхола: простота и фантазия, лаконичность и яркая палитра графики Эрте оказали заметное влияние на манеру позднего Уорхола.
До последних лет Эрте оставался неизменно элегантным, подтянутым, изысканно одетым. Он рисовал маслом, гуашью и пером, делал эскизы мебели, афиш, ламп и ювелирных изделий, игральных карт и рисунков для одежды. В 1982 году он сделал себе подарок к юбилею – выпустил роскошный альбом своих работ «Эрте в девяносто лет», через пять лет вышел еще один альбом – «Эрте в девяносто пять», а затем «Скульптура Эрте». В книгах было очень много о творчестве, о взглядах на жизнь, о странах, где ему довелось побывать, о людях, с которыми приходилось работать, - и очень мало о самом Эрте. В апреле 1990 года Эрте с друзьями был на острове Маврикий в Индийском океане. Там он внезапно заболел – на частном самолете его доставили в парижской госпиталь, но несмотря на все усилия врачей, через три недели – 21 апреля – Эрте скончался.
Ему было девяносто семь лет, когда он оформил свой последний спектакль – бродвейский мюзикл «Звездная пыль», по которому Маттел выпустили кукол.
По моему впечатлению, все его работы похожи на "звездную пыль", не земную, а как буд-то художник не раз гулял по Млечному пути и черпал вдохновение в виденых им, неземных далях.
А теперь предлагаю взглянуть на самих кукол.
Оригинал иллюстрации по которому создана первая в серии кукла.
И сама куколка от Маттел...
Кукла, роспись лица и наряд ручной работы.
Я не уверена, что вторая кукла в серии создана по этой иллюстрации, но на некоторых сайтах обрывками проскальзывала, что эта.
И сама куколка.
Не знаю, как Вам друзья, но я очень обрадовалась своему открытию "Короля Арт-деко", не менее радостно было от того, что Эрте был русского происхождения. Насладилась бесконечностью фантазии, разлитой по произведениям автора и конечно в восторг меня привело то, что Маттел выпустил таких восхитительных кукол, затронув тему искусства уже не в первый раз.
А как Вам такой стиль?
Спасибо за внимание, всего доброго и до новых встреч!