Необыкновенный во всех отношениях 1940 год отечественными историками основательно забыт на фоне грозных событий 1941 и последующих. А зря. Тогда многие вещи, позже искусно скрытые и торопливо забытые, были, что называется, на виду.
Только что на канале вышла статья с агентурными материалами советской разведки (документы архивов, само собой, а не воспоминания очевидцев) о тягостных сомнениях европейских политиков в плане "а не разбомбить ли нам на всякий случай Баку?" - хотя немецкий Рейх уже маршировал по Европе и готовился маршировать дальше. В то время естественная враждебность англо-французской коалиции по отношению к СССР еще не успела отойти на второй план под напором вынужденной враждебности к Германии, с которой были бы не прочь договориться на предмет совместного крестового похода на Восток, но как-то не складывалось все.
Вот эта статья:
Среди приведенных в статье текстов за подписью Берии читатель наверняка обратил внимание на странную фразу про контрабанду с участием СССР, Японии и США в районе Владивостока. Вот этот фрагмент:
Пункт 2 см. Понятно, что "урезать" что-то у США англичане с французами не могли в принципе - кишка, как говорится, тонка, но вот у СССР пытались это сделать. В рамках компании по борьбе с якобы контрабандой были задержаны советские суда. Хотя, пардон, о какой "контрабанде" речь, если СССР имел полное право заключать и, соответственно, выполнять внешнеторговые сделки с любой страной, с которой сочтет для себя уместным. Тем не менее пароходы "Владимир Маяковский" и "Селенга" именно захватили, а не арестовали где-то в порту - акцию исполняли военные корабли.
Английский вспомогательный крейсер HMS Kanimbla захватил теплоход "Владимир Маяковский" (его фото на заставке), шедший с грузом меди из США во Владивосток, после чего судно было отконвоировано в Гонконг. Обратите внимание на важную деталь - судно шло В СОВЕТСКИЙ порт, а поводом для задержания (highly likely, как всегда) послужило ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, что груз предназначен для Германии. По аналогичным основаниям и аналогичным образом был захвачен и пароход "Селенга". Всякие "историки флота" пишут стандартно по этой теме, простите, пургу. Даты захвата обозначены в документах советского диппредставительства (см. далее) вполне точно и однозначно - 13 января и 15 марта 1940 года, к сожалению мы не располагаем точными данными кого 13.01, а кого 15.03 захватили, надо изучать мартовские и январские документы 1940 года, но в рамках этого рассказа такая точность и не требуется, важен сам факт.
Советское правительство НЕ ИМЕЛО тогда реальной возможности для демонстрации силы в том регионе, ситуация к этому явно не располагала - страна всеми силами готовилась к будущей войне и затевать ее летом 1940 года решительно была не готова. Однако, необходимые внешнеполитические шаги были предприняты. Ниже очень интересный документ:
Шифртелеграмма заместителя наркома иностранных дел СССР С. А. Лозовского полпреду СССР в Великобритании И. М. Майскому о направлении в МИД Великобритании ноты о немедленном освобождении советских пароходов "Селенга" и "Владимир Маяковский"(5 июня 1940 года)
Сокращения режут глаза, но смысл их, по идее, ясен - "бритпра" - британское правительство, "миндел" - министерство иностранных дел и т.д. Специфика внутренней дипломатической переписки.
Из документа следует, что французы тоже решили вмешаться в ситуацию и советские пароходы отконвоировали уже в Сайгон (французская юрисдикция на тот момент), где осуществили принудительную разгрузку (проще говоря, ограбили).
Упомянутый в тексте Хью Дальтон (министр экономической войны - его официальная должность на тот момент) известен, кроме всего прочего, тем, что создал Управление специальных операций. Весьма примечательная личность и его участие в этом вопросе говорит о многом. В частности о том, что даже отъявленные английские антисоветчики оказались более вменяемы, чем непостижимые обычным, незамутненным специальными веществами сознанием французы.
К концу 1940 года советские суда все-таки были освобождены - Люфтваффе упорно ровняло Лондон с землей и наживать себе еще одного врага в лице СССР британцы посчитали чрезмерным. Французы же капитулировали еще в июне и теперь слушались во всем нового "старшего партнера", т.е. Третий Рейх - во всяком случае, на официальном уровне.
Примечание не по теме:
Называть корабли именем "легшего виском на дуло" поэта явно опасно. Речной тезка несчастливого океанского парохода утонул прямо у причала в г. Риге 13 августа 1950 года, в результате чего погибло (несмотря на героизм случайных свидетелей и добровольных спасателей) 147 человек. Рекомендуем сей факт учесть нынешним туроператорам, ибо "как вы лодку назовете, так она и поплывет".
В продолжение темы: