Найти тему
Молодость в сапогах

Варианты, которые не сложилсь. 1936 год.

Поиск путей уклонения от большой войны и попытки создания некоей системы коллективной безопасности в Европе действительно делались. Для СССР это было еще и возможностью расширения торговых связей и снятия оставшихся пережитков изоляции.

Дипломатическая активность СССР и Франции периода 30-х во многом определялась возрастающей мощью Германии и ее очевидной милитаризацией, но при этом была направлена на установление разумных компромиссов, снижающих напряженность, а не на формирование противоборствующих блоков. С коллективными договорами дело как-то не клеилось, хотя соответствующие указания дипломатам можно отследить по доступным документам вполне четко.

В какой момент европейские элиты решили сделать ставку на умиротворение Гитлера и его перенаправление на Восток - вопрос сложный. Мюнхенский сговор - это рубеж, к нему шли постепенно. Однозначно известно зато, что советско-французский договор о взаимопомощи 1935 года дал немцам повод провести милитаризацию Рейнской области. И вообще реакция Германии на советско-французское сближение была заметно негативной. Но ключевая роль в стимулировании агрессивных поползновений Гитлера, безусловно, принадлежит английскому правительству того времени.

Взаимные обязательства СССР и Франции касались реакции на внешнюю агрессию в Европе по отношению к любой из двух стран со стороны третьей. Европой область действия договора ограничивалась по инициативе Франции, чтобы, видимо, не оказаться вовлеченной в потенциальные конфликты СССР и Японии. Однако, между Советским Союзом и Третьей республикой лежала целая Восточная Европа. И наиболее вредным, даже наиболее зловредным образованием в ней была Польша.

Это, разумеется, понимали в СССР. Но гораздо интересней то, что это понимали и во Франции. Еще более интересно, КАК это понимали во Франции. И тут лучше всего представить документы. На этот раз это будут документы на французском. Перевод будет дан тоже архивный.

Аналитическая записка 2-го бюро Генштаба французской армии о возможной военной помощи СССР в случае германской агрессии против Франции (копия на французском языке, перевод прилагается). 21 марта 1936 г. РГВА. Ф. 198к. Оп. 9. Д. 18685. Ч. 3. Л. 52-55.

Первый лист справки.
Первый лист справки.

ПЕРЕВОД :

-3
-4

Обратите внимание - польские шашни с немцами в исполнении Бека и Пилсудского воспринимались французскими аналитиками как реальная угроза, соответственно и вариант военного союза рассматривался со всей серьезностью. И не зря - таки он имел место в реальности в период совместного и поочередного (а значит согласованного) раздербанивания Чехословакии.

-5
-6
-7
-8
-9

Французские офицеры Генштаба оказались правы. Польша категорически отказалась пропускать советские войска на помощь Чехословакии и даже демонстративно провела маневры с соответствующим сценарием. Меж тем такая поддержка со стороны СССР реально готовилась - планы переброски войск посредством бомбардировщиков ТБ-3 реально разрабатывались и отрабатывались до уровня практической готовности к немедленному исполнению - это есть в документах самих полков тяжёлых бомбардировщиков.

Разговоры о вине Польши в начале Второй мировой велись и в самой Польше, причем настолько активно, что даже обсуждались в средствах массовой информации и на уровне ведущих политиков. Пообсуждав, правда, решили, что вины никакой нет. Но сам факт таких дискуссий более чем показателен.