Найти тему
Наука и фантастика

Инопланетяне Беатрисы Сандомирской

Оглавление

В Петербургском Манеже открылась выставка советской скульптуры "Сопряжение форм", которая проработает до 3 декабря 2023 года. Выставка обширная: более 300 работ из разных музеев России. Тематика произведений тоже весьма разнообразная, от официоза до авангардных и поставангардных экспериментов.

Одним из приятных открытий для меня стало творчество скульптора Беатрисы Юрьевны Сандомирской (1894-1974), одной из "амазонок" русского авангарда.

Коллаж: фото Юпитера и скульптура Б. Сандомирской "Житель планеты Юпитер" (1962). Саранск, Мордовская национальна галерея. На выставке в СПБ этой работы нет.
Коллаж: фото Юпитера и скульптура Б. Сандомирской "Житель планеты Юпитер" (1962). Саранск, Мордовская национальна галерея. На выставке в СПБ этой работы нет.

Сандомирская прославилась очень рано, в начале 1920-х увлеклась конструктивизмом и экспериментировала с любыми материалами - металлом, стеклом, фанерой, деревом. Вскоре она разочаровалась в этом направлении и сама уничтожила почти все свои скульптуры 1920-22 годов. На выставке в СПб можно увидеть редкий пример уцелевшей работы.

Сандомирская. "Обнаженная". Начало 1920-х. Фото моё
Сандомирская. "Обнаженная". Начало 1920-х. Фото моё

С конца 1920-х Сандомирская предпочитала дерево, считая его самым естественным, пластичным и выразительным материалом.

"Портреты" инопланетян

В 1962 году Сандомирская создала несколько работ, отражавших тему космоса и дальних планет.

Мне не удалось установить, что именно послужило для нее источником вдохновения. Но в разных музеях России хранится несколько "портретов" инопланетян, выполненных из дерева.

"Житель планеты Юпитер" (картинка, помещенная в коллаже, предваряющем эту статью) - из музея в Саранске, где скульптура стала очень популярна, поскольку в "юпитерианце" народ увидел сходство с футболистом Роналду.

Марсиан - двое. Олинея и Дагмо.

"Жительница планеты Марс Олинея" - из Государственной Третьяковской галереи (листать вправо, фото анфас)

На выставке в Петербурге - портрет марсианина-мужчины. Я думаю, их стоит рассматривать в паре.

Марсианин Дагмо

Листать галерею, чтобы посмотреть скульптуру с разных сторон.

-4

Сандомирская. Марсианин Дагмо. Вологодская картинная галерея. С выставки в СПБ. Фото мои.

Кроме марсиан, на выставке обнаружена "Девушка Венерона" (1961), тоже из Вологодской галереи. Венерианка?..

Листать галерею, посмотреть Венерону анфас

И авиатор впридачу

Инопланетяне у скульптора получились очень мощные, но архаически-земные, вызывающие ассоциации с древними божествами. Обращает на себя внимание, что и житель Юпитера, и марсиане, и предполагаемая венерианка - совершенно антропоморфны, однако не очень-то человечны. "Неземное" начало сказывается не столько в чертах лиц, сколько в массивности облика и отрешенности выражения. У юпитерианца зрачки есть, но глаза смотрят как бы в разные стороны. У Олинеи нет зрачков, а глаза сплошь золотые. У Дагмо зрачки словно выпирают из глаз. У всех инопланетян сплошная линия бровей, мясистые губы и очень мощные шеи.

Однако в сходной манере выполнен и более ранний портрет, изображающий Наума Лазаревича Соболя (1891-1967) - советского партийного деятеля, который в 1934-37 годах возглавлял профсоюз авиаторов.

Н. Л. Соболь делает доклад. Фото из альманаха ProfAvia, 2009. Поскольку в 1938 году Соболь был репрессирован, это фото сделано несколько ранее - может быть, в то же время, когда выполнен скульптурный портрет Сандомирской.
Н. Л. Соболь делает доклад. Фото из альманаха ProfAvia, 2009. Поскольку в 1938 году Соболь был репрессирован, это фото сделано несколько ранее - может быть, в то же время, когда выполнен скульптурный портрет Сандомирской.

Если не знать, кто это такой, в скульптурном изображении Н. Л. Соболя можно принять за какого-то идола.

Сандомирская. Авиатор Наум Соболь. 1933. Собрание Владимира Левшенкова. Фото моё.
Сандомирская. Авиатор Наум Соболь. 1933. Собрание Владимира Левшенкова. Фото моё.

Поскольку портрет Соболя был создан примерно за 30 лет до появления в творчестве Сандомирской образов инопланетян, а стилистика изменилась не сильно, то, похоже, покорители неба и жители дальних планет ассоциировались у нее с архаическими божествами, носителями земных и неземных сил.

--

Мои инопланетяне из космооперы "Хранительница" либо совсем не похожи на людей, либо вполне человечны, по крайней мере, внутренне, невзирая на три глаза, серо-зеленую кожу и отсутствие волос. И пусть они не такие могучие красавцы, как марсиане Сандомирской, но пообщаться с ними бывает приятно и полезно.

Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти, на Литмаркете и на Литресе. Вы можете почитать ознакомительный фрагмент и решить, интересны ли вам эти книги.

Поддержать автора можно любым удобным вам способом, в том числе распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".