Найти в Дзене
Хижина Дяди Тома

Ивлин Во. Возвращение в Брайдсхед.

Упадок, вера и искусство - кто победит?

Фото автора
Фото автора

Роман британского писателя Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед» считается лиричным и отчасти автобиографичным. Мастер сатиры и черного юмора, путешественник, эссеист и стилист - в общем, тонкий и звонкий, Ивлин Во написал серьезную книгу, героя которой наделил чертами собственного характера и биографии. Роман входит в список 200 лучших романов (45 строчка), составленных БиБиСи в 2003 году на основе опроса 1 млн. британцев.

Протагонист, Чарлз Райдер, молодой студент Оксфорда, во время учебы знакомится с аристократическим Себастьяном Флайтом, инфантильным золотым мальчиком, который до сих пор играет в игрушки, пьет как сапожник и влюбляет в себя всех, с кем встречается.

Став неразлучным с Себастьяном, разделив с ним все тяготы студенческого разгула и пьянства, Чарльз постепенно становится частью его дома и семьи - старинного рода, набитого чудачествами, историями, недомолвками, а также снобизмом, высочайшим воспитанием и (не)истовой верой.

У Себастатьяна сложная семья и сложные отношения с семьей. Не смирившись с изменой, его мать, Католичка с большой буквы, леди Марчмейн, заставила своего мужа покинуть страну, а вместе со страной покинуть и светское общество, и собственных детей. Лорд Монтрем ведет стал персоной нон-грата в самом прямом смысле этого слова, и проступок его (в котором он нимало не раскаялся) стал неиссякаемым источником семейного несчастья. Старший брат, Брайди Флайт, обладает неуловимым характером – уловить его определяющие черты почти невозможно. Однажды он сильно удивит свою семью неожиданной (и неподобающей) женитьбой, а пока он просто не понятен никому и слишком странен сам, чтобы это понять.

Еще есть прекрасная Джулия, женская копия Себастьяна, наделенная его обаянием. Разумеется, Чарльз не может устоять: перед ней, её харизмой и её фамилией. Главная пара романа – это они, сведенные не единожды судьбой, но разлученные верой.

Религия и вера в романе играют главные роли, размышления о них отражают мысли самого Ивлина Во – в этом отношении роман автобиографичен. Уклад мыслей и духа истинно верующих непонятен, но вызывает искренний интерес, без отторжения. Автор наделил героя и другими своими чертами: любовью к живописи и к старинным аристократическим поместьям, и закономерной неприязнью к обладателям «новых денег».

Истинной религией Чарльза становится отнюдь не католицизм и даже не искусство, в котором он впоследствии немало преуспеет. Его настоящим объектом культа станет принадлежность к высочайшему кругу аристократии со всеми атрибутами – странной мебелью, древними книгами, семейными рассказами, простирающимися на столетия и той неуловимой печатью избранности, которую замечают все, но особенно чутко те, кто по социальному статусу обладают определенными привилегиями. Их снедает нескрываемое презрение к низшим кругам, в особенности к выскочкам и нуворишам, и обуревает стремление к насмешкам над кругами высшими.

Не пересказывая содержание романа, замечу лишь, что мы увидим героев и в мире, и на войне, в болезни и в здравии на протяжении нескольких десятков лет. В этой царственной семье произойдет то, что обычно происходит в семьях на протяжении долгого времени. Все меняется, лишь отношение Чарльза останется неизменным, он в своем собственном романе константа и устойчивый фундамент, которого, возможно, так не хватает некоторым аристократам, обуреваемым ветрами судьбы.

Но увы.

И совсем уже за скобками расскажу про любимого персонажа этой истории. Антони Бланш симпатичен мне сочетанием взвешенного, умного и прагматичного взгляда на жизнь, завуалированное стремлением к разнузданному перфомансу. Первое без второго очень скучно, а второе без первого банально.

По книге снята прекрасная британская экранизация 2008 года и сериал.