Найти в Дзене

Письмо в прошлое, или 17 простых советов воспитателю как в работе не потерять себя

Привет, друзья, коллеги. Знаете, какие вопросы я часто слышу в течение последнего года? Одни спрашивают не жалею ли я, что оставила должность методиста. Другие с подозрением замечают, что с таких должностей сами не уходят. Уходят. Поясню для тех, кто попал в мой блог впервые. Я мама в декрете, оставившая должность старшего воспитателя детского сада и не планирующая возвращаться. Я никогда не писала здесь о причинах. Да и к чему это? Так вот, говорят, что ты стал взрослым в тот момент, когда отпустил необходимость кому либо что-то доказывать. Ну я вроде бы выросла. И эта статья не про доказательства, а совсем про другое. Слышали про капсулу времени? Здесь все наоборот и без капсулы. Письмо в прошлое - это несколько советов, которые я бы дала себе, тогда еще молодому специалисту, пришедшему работать в детский сад А теперь еще и вам, моим читателям. Как эти советы выстроились в моей голове? Все просто: на опыте моих ошибок (их в этой статье около половины) и ошибок моих коллег. Вы мо
Оглавление

Привет, друзья, коллеги. Знаете, какие вопросы я часто слышу в течение последнего года? Одни спрашивают не жалею ли я, что оставила должность методиста. Другие с подозрением замечают, что с таких должностей сами не уходят. Уходят.

Поясню для тех, кто попал в мой блог впервые. Я мама в декрете, оставившая должность старшего воспитателя детского сада и не планирующая возвращаться. Я никогда не писала здесь о причинах. Да и к чему это?

Письмо в прошлое, или 17 простых советов воспитателю как в работе не потерять себя
Письмо в прошлое, или 17 простых советов воспитателю как в работе не потерять себя

Так вот, говорят, что ты стал взрослым в тот момент, когда отпустил необходимость кому либо что-то доказывать. Ну я вроде бы выросла. И эта статья не про доказательства, а совсем про другое.

Слышали про капсулу времени? Здесь все наоборот и без капсулы.

Письмо в прошлое - это несколько советов, которые я бы дала себе, тогда еще молодому специалисту, пришедшему работать в детский сад

А теперь еще и вам, моим читателям. Как эти советы выстроились в моей голове? Все просто: на опыте моих ошибок (их в этой статье около половины) и ошибок моих коллег.

Вы молодой специалист? Или же только планируете им стать? Вы должны понимать что это за профессия. Об особенностях работы воспитателя и педагога в целом написано немало. Изучите реальный опыт и взвесьте все "за" и "против". Ответьте на вопрос "Зачем я сюда иду"? И если вы все же приняли решение связать свою жизнь с дошкольным образовательным учреждением, просто прочитайте то, о чем я пишу ниже. А вообще, я думаю это пригодится и тем, кто молодым специалистом давно не является.

Работайте на свой авторитет

Сразу. Другого шанса не будет. Авторитет у детей, авторитет у родителей, авторитет у коллег. Авторитет - не значит приличный возраст. Авторитет - уверенный (не самоуверенный) в себе и в результатах своей работы сотрудник. Выполняющий свою работу качественно (насколько позволяет ваш опыт), ответственный, коммуникабельный, внушающий доверие.

Изучайте нормативную документацию учреждения

Каждый детский сад - это отдельное государство. И чтобы для вас не оказалось однажды что-то неприятным сюрпризом, не относитесь к документам легкомысленно. Читайте, уточняйте. Это ваша защита. От чего? Несколько примеров вы можете найти в этой статье:

Учитесь

Читайте методику. Берите самые старые издания, которые найдутся в методическом кабинете. Современные образовательные технологии - это классно, но без базы на них далеко не уедешь. У меня вообще сложилось впечатление, что студентов в большинстве образовательных учреждений этому не учат. Ну либо это настолько поверхностные знания, которые очень тяжело применить на практике.

Планируйте

Не относитесь к планированию как к "хотелке" методиста. Планировать - это нормально. Так и должно быть. Человек планирует эту жизнь, а не плывет по течению. По крайней мере, человек с головой. Планирование позволяет успевать пусть не все, но много. И, самое главное, структурировать день и оптимизировать нагрузку.

О календарном плане воспитателя я писала много. Заходите сюда:

Откажитесь от "домашней работы"

И если вы спросите меня как это сделать, поверьте, я тоже не знаю ответа на этот вопрос. Но минимизировать эту нагрузку можно.

Как? Используйте свободное от детей время, каждую минуту. Можно в сон просидеть за чаем и советскими беседами с младшим воспитателем, а можно написать календарный план, подготовить демонстрационный и раздаточный материал для занятий. Можно найти в интернете классные шаблоны и отправить методисту для распечатки (предварительно договорившись), забрать и вырезать. Теперь даже приходить в методический кабинет и ждать с флешкой не нужно. Можно выполнить "миллион" дел, а можно собрать сплетни детского сада и города и хвататься за голову, когда наступит дедлайн.

Фиксируйте результаты своей деятельности, рефлексируйте

Выполнили важное дело - отметьте, поставьте галочку. Что вам помогло добиться этого результата? Выполнили вроде бы мелочь - отмечайте. Не выполнили, не смогли - туда же. Проанализируйте, почему так получилось. Рефлексируя, мы становимся сильнее. Обнажая свои дефициты, одновременно пробуем найти точки роста. Это классно, попробуйте.

Спрашивайте, задавайте вопросы

Нет глупых вопросов. Вернее есть. Те, которые хотел задать и не задал.

Не бойтесь ошибиться

Никто из нас, включая методиста или заведующего, не застрахован от ошибок. Стыдно не ошибиться, стыдно не признать ошибку и не приложить усилия к ее исправлению. И это возвращает нас к рефлексии.

Знайте себе цену и отстаивайте свои границы

Совершенно неважно, кто перед вами - уборщик служебных помещений или заведующий, родитель или проверяющий. Выдержка, терпение, такт при настойчивом "Нет", если вам что-либо кажется неприемлемым или неправильным.

Простой пример. Что происходит, когда Управление образования давит на руководителя с требованием предоставить человека на конкурс? Чаще всего руководитель давит на педагога. Какого педагога? А вот здесь начинается самое интересное. Квалифицированным кадрам с огромным опытом это уже не нужно и они знают себе цену, педагоги-середнячки (я не только про возраст) не интересны и при случае могут постоять за себя. А вот молодые специалисты - отличный выбор. Знаете почему? Потому что его легче всего отправить. Да, именно отправить. А педагог что делает (чаще всего)? Ломает себя, но не идет против. Особенно это касается конкурсов масштабных, таких как "Воспитатель года" или "Педагогический дебют". Управлению - вынь и положь. На них так же давят и дают нагоняй, если мало желающих или они вообще отсутствуют, что еще хуже.

Почему я говорю об этом? Как говорится, проверено на себе. В том числе на конкурсе" Воспитатель года", на всех уровнях, включая федеральный. Да, мне посчастливилось туда попасть. Как думаете, слово "посчастливилось" надо было взять в кавычки? Ну, вы поняли. Так вот спустя много лет я могу сказать три вещи:

  1. Я свои границы не отстояла.
  2. Этот стресс длился 11 месяцев. Я не помню как взрослела моя старшая дочь.
  3. До сих пор у меня смешанные чувства насчет необходимости участия лично для меня. Не для учреждения, района и региона. Да, это опыт. Колоссальный. Но какой ценой?

Чередуйте умственную работу и работу руками

Не давайте кипеть вашей голове. Бросайте "писанину", если вы в тупике, как вам кажется. Готовьте раздатку для занятия по аппликации. Вернетесь к умственной работе позже. Проверено, это работает.

Не берите на себя слишком много

Моя мама любит говорить "Шью, вяжу и вышиваю". Так вот инициатива наказуема. К хорошему, как говорится, привыкают. Сели и поехали.

Просите о помощи и помогайте тем, кто обращается к вам

Это здоровая потребность. Это человеческие качества. Поддержка нам необходима как воздух. Не закрывайтесь в себе.

Берегите себя и заботьтесь о себе

Позвольте себе чашку чая в сон, стакан воды в перерывах между занятиями. Это нормально. Даже если руководитель утверждает другое и прибегает искать чайник в ваше отсутствие, как было на моем первом месте работы.

Позвольте себе бросить все и хоть раз выспаться. Проведите выходной как выходной.

Найдите хобби, оно позволит абстрагироваться от дел и наполнит вас положительными эмоциями.

Берите больничный и не ругайте себя за это. Вы у себя и у родных одна/один. Не поймите буквально первое предложение, оно не о том, что по каждому "чиху" нужно бежать в поликлинику. Но если у вас температура под сорок держится неделю, а начальство закатывает глаза и говорит что некому работать, пусть встает и работает вместо вас. Никто и никогда подобную самоотверженность еще не оценил.

Не стремитесь заводить друзей среди коллег

Дружба на рабочем месте - это большая удача, но, в то же время, и обременение. Это еще одна ниточка, за которую можно потянуть.

Не несите домой негатив, если таковой случился

Делитесь, да. Выговариваться нужно. Не более того.

Не забывайте про своих детей

Миссия наша великая, да? А дома что? Был период, когда я приходила домой и просила своих помолчать, потому что наговоришься за день настолько, что попросту хочется тишины. Так нельзя. Если работа опустошает и наши дети становятся заложниками этого опустошения - на такую работу уже завтра выходить не стоит.

И помните, если вам кажется, что вы где-то не там, поверьте, вам не кажется

Я была не там, хотя у меня отлично получалось то, что я делала. На любой должности работу я выполняла качественно. Но это был не тот формат, не мои биоритмы, не моя среда в принципе, не моя миссия и не мое призвание или диагноз (как часто шутят, говоря о профессии педагога).

И знаете что меня удивляет больше всего? Я не жалею ни о едином моменте своей профессиональной жизни, за исключением одного. Я не жалею, что пришла в детский сад. И не жалею, что задержалась там надолго. Я жалею лишь о неправильно расставленных приоритетах. Нельзя относиться к работе более чем, к работе. В жизни очень много более важных вещей. И первое - это семья. Ведя этот блог, я осталась в педагогике, но при этом я вернулась в семью, в которой меня не было долгих 13 лет. Не символично ли?

Друзья, не потеряйте себя. С трибун кричат, что воспитатель и педагог - это миссия. Нет. Это работа. Всего лишь работа. Миссия в другом.

Всем добра. Поставьте лайк этой статье, если наши мысли похожи. Поделитесь своим мнением на этот счет в комментариях. Допускали ошибки? Как стравлялись и преодолевали? Ну и не забудьте подписаться, на канале "Методист в отставке" не только мысли вслух, но и большое количество практических материалов. Не пропустите новые.

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

А если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые