Все мы знаем истории о работодателях, которые не оплачивают отпуска, отдают зарплату «в конвертах» или всячески запугивают сотрудников рассказами из разряда «незаменимых людей нет». Их нельзя отнести к категории мошенников, но беда в том, что они относятся к людям как к расходному материалу. Спросили топового эксперта в области подбора, а также наших соискателей, на что обратить внимание при трудоустройстве, чтобы потом не пожалеть.
Несмотря на то, что недобросовестные работодатели нарушают трудовые права сотрудников, мало кто из работников решается выступить против, потому что «какая-никакая стабильность и заработок». Разумеется, в жизни бывают всякие ситуации, когда деньги нужны здесь и сейчас, и выбирать особо не приходится... Но всё же хотим предостеречь вас или, по крайней мере, обратить внимание на некоторые моменты. Возможно, кому-то они помогут избежать неприятностей в будущем!
✅ Несоответствие заявленных ценностей и реального поведения компании
Скажем, на сайте потенциального работодателя, на страничках компании в социальных сетях и даже в описании вакансии всё хорошо — дружный коллектив, атмосфера открытости, драйва, позитива. Круто! Но во время собеседования вдруг невзначай выясняется: в компании принято общаться строго по имени и отчеству, необходимо писать объяснительные за опоздания от 5 минут, и все обязаны практиковать онлайн-йогу по пятницам под присмотром службы безопасности. Кажется, это повод задуматься.
- - - - - - - - - - - - - -
История из жизни
На последнем месте работы я столкнулась с экстремально красной корпоративной культурой. Я даже не знала, что в 2023 году такое бывает в Москве в крупной компании. Например, время обеда с 12:00 до 14:00, если ты не уложился — штраф, хотя у меня в это время идут вебинары и тренинги. Ты не можешь оставить кружку на столе по окончании рабочего дня, потому что за это тоже может прийти штраф, девочка с планшетом фотографировала рабочие места. Служба безопасности в этой компании была главной, а основной закон — всё нельзя! Мы даже не могли взять стулья из другой аудитории без их ведома. Мягко говоря, работать было некомфортно — Анна, менеджер по обучению и развитию персонала
✅ Странности на собеседовании
Оговоримся сразу: «странности» — это исключительно про субъективное восприятие. Здесь нет чётких критериев, как понять, что с работодателем вам не по пути. Каждый раз задавая вопрос и получая ответ, сверяйтесь с внутренним компасом: «А как мне с этим?»
Я вижу это на примере многих: на собеседовании кандидат закрывается и, как правило, отвечает на вопросы, но сам стесняется спросить что-то у рекрутера или будущего руководителя. Понятно, что процесс собеседования, как правило, вызывает волнение, страх «а вдруг не возьмут?». Но это нужно сразу убрать и идти на интервью с таким настроем: «Я ничего не боюсь, я спрашиваю открыто, и в этом нет ничего такого. Это я выбираю компанию, а не компания выбирает меня!» — Юлия Кудрявцева, эксперт рынка труда, директор кадрового агентства
Любой рекрутер приходит на собеседование с чек-листом из вопросов, которые он хочет задать соискателю. Почему бы и вам не составить такой чек-лист? Просто включите в него вопросы, которые волнуют вас больше всего. Если покопаться поглубже в себе, там окажутся не только зарплатная история, отпуск, ДМС, но и другие важные вещи.
Нередко кандидат осознаёт до конца, что ему важно, уже после подписания договора. Я рекомендую всё-таки изначально перед собеседованием составить список из ваших приоритетов в порядке убывания. Например, первым делом я спрошу про мои обязанности — чем вообще я буду заниматься на работе, с кем мне придётся регулярно взаимодействовать. Дальше меня интересует только официальный доход, значит, я уточню, что у работодателя с выплатами, как это всё организовано, насколько прозрачно. Плюс мне важно, куда идёт компания, поэтому я узнаю планы работодателя на развитие на ближайший год — Юлия Кудрявцева, эксперт рынка труда, директор кадрового агентства
Есть смысл задать вопросы о корпоративной культуре: какие мероприятия и как часто проводятся в компании для сотрудников, как выстраивается общение с руководством и с другими отделами, как компания поддерживает людей в трудных жизненных ситуациях.
Второй важный момент касается правил: что в обязательном порядке должен делать или соблюдать каждый работник, есть ли негласные правила о переработках, принят ли дресс-код.
Третий блок вопросов — на вашу совместимость с руководителем. Уточните у рекрутера или у самого менеджера, человека с какими личными качествами руководитель хочет видеть на этом месте, кто идеально впишется в коллектив.
Если рекрутер не хочет или не готов отвечать на ваши вопросы и начинает увиливать, это не очень хороший знак. Да, он может не знать каких-то вещей, например, технических, но в таком случае он, скорее всего, предложит вернуться к обсуждению чуть позже — в переписке или при следующем созвоне. И это нормально. Что гораздо хуже — если рекрутер просто сворачивает разговор и не слышит вас. Всё-таки работа — это то место, где мы проводим большую часть жизни, а значит, важно, чтобы с нашими потребностями считались.
- - - - - - - - - - - - - -
История из жизни
Я пришла на позицию администратора в маникюрный салон, и мы начали разговаривать с хозяйкой. Я рассказала про свой опыт, а дальше был кейс: «В салон пришла клиентка, а мастер отказывается её принимать, что вы будете делать?» Я дала ответ, но владелицу он не удовлетворил, после этого я спросила: «Скажите, пожалуйста, а как нужно?» Мне правда было интересно. На что получила ответ: «Не я у вас на собеседовании, а вы у меня!» Дальше общение не заладилось, и я ушла оттуда со скандалом — Екатерина, офис-менеджер
✅ Отсутствие ясных критериев и оценки результата работы
Работодатели по-разному составляют тексты вакансий. Кто-то указывает всё, вплоть до мелочей, не забывая рассказать не только о требованиях, но и о возможностях работы в компании. Но не все работодатели пользуются услугами профессиональных HR-специалистов, составляя тексты вакансий. Вот и получается, что в описании то пусто, то густо. Немногословие — не повод отказываться от собеседования. Если компания привлекательна, спросите в ходе интервью, что будет входить в ваши обязанности, где это закреплено, по каким критериям и кто будет оценивать результат вашей работы. Это поможет избежать ситуации, когда один сотрудник в прямом смысле работает за двоих, а то и за троих.
- - - - - - - - - - - - - -
История из жизни
Это было давно, я шла устраиваться на позицию личного помощника директора одной московской компании. Из текста вакансии не было понятно, чем эта фирма занимается и какой функционал у помощника. Я пришла в офис, и там мне уже сказали, что они разрабатывают мини-игры. Директор пригласил меня в кабинет и начал объяснять обязанности. Помимо стандартного функционала помощника (который он озвучил вскользь), каждый день я должна была носить определённую одежду, выбранную начальником, быть на связи даже ночью, сопровождать его на представительских встречах и много чего ещё. Я откликалась совсем на другую вакансию! — Ульяна, мейкап-артист
✅ Постоянная смена руководства компании
Мало кто интересуется у будущего работодателя, как часто меняется руководитель в том отделе или подразделении, куда кандидат собирается выходить на работу. А ведь это тоже очень важная история для понимания, насколько стабилен коллектив, отлажены процессы и подходы к управлению. В одной из финтехкомпаний директор по управлению персоналом менялся каждые три месяца, а вместе с ним и команда. Разумеется, всё это влияло и на атмосферу в компании, и на работу всех сотрудников. Частая смена руководства приводила к смене стиля управления — из открытой и дружелюбной организация резко превращалась в жёсткую и иерархическую организацию, а потом всё откатывалось обратно. Для сотрудников это была иллюстрация на тему «дело не в тебе».
✅ Пробелы в трудовом договоре
Итак, стрессовый этап собеседований позади, работа почти у вас в кармане, и, кажется, уже можно выдохнуть и расслабиться... Но нет! Как показывает опыт тысяч людей, во время подписания трудового договора и других бумаг с работодателем расслабляться как раз и не стоит. Лучше потратить час времени и задать все уточняющие вопросы, пусть даже показавшись кому-то «придирой», чем потом разбираться с юристами, бухгалтерией и жалеть о необдуманном поступке. Главное правило: если вам что-то непонятно — спрашивайте.
Что обязательно должен включать в себя трудовой договор:
- место работы;
- трудовую функцию;
- дату начала работы (если заключается срочный договор, то его срок и основание срочности);
- размер оплаты труда, включая условия для получения премий и бонусов;
- режим работы и отдыха;
- количество дней оплачиваемого отпуска;
- условия труда на рабочем месте;
- характер работы (в частных случаях);
- гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями (в частных случаях);
- условия страхования (если в компании есть ДМС и другие виды страхования).
- - - - - - - - - - - - - -
История из жизни
Когда я устраивалась на работу в «серую» компанию, я знала, куда иду, поэтому узнавала многие моменты. Про часть таких моментов мне рассказали, а про часть — нет. Так, я узнала, что «серость» тоже бывает разная. Например, оказалось, что они оплачивают только половину отпуска. Отдыхать ты можешь все 28 дней, но оплатят тебе 14 дней. Плюс на собеседовании озвучивали одну сумму, которая будет официально проходить в пенсионный фонд, а по факту получилось в два раза меньше — Анна, корпоративный психолог
✅ Сложности во время испытательного срока
Адаптационный срок — один из самых стрессовых периодов в жизни любого человека, вне зависимости от его опыта работы, уровня позиции и профессии. Это время, когда хочется показать себя с лучшей стороны, влиться в команду, быстро оценивать ситуацию и решать десятки, если не сотни, новых задач. Большинство работодателей это понимают, но кто-то оказывает поддержку новичкам в это непростое время, а кто-то — нет. Но если вдруг всё пошло не по плану — это не повод отказываться от компании в тот же день. Часто эйфория от первых дней, недель или даже месяцев работы сменяется апатией, а потом и вовсе ощущением «это не моё». Это нормально, как и любые спады и подъёмы в нашей жизни.
- - - - - - - - - - - - - -
История из жизни
Я советую не слушать, а смотреть на поведение работодателя, ценить себя и уходить, если ты понимаешь, что это место тебе не подходит. Я до последнего питала иллюзии, что возможно что-то изменить и как-то повлиять, даже когда всё в компании было очень плохо, например, директор открыто крыла матом всех сотрудников. Для перемен к лучшему у меня были знания и возможности, но я не учла один факт: руководству это было не нужно, их всё устраивало. Если вы чувствуете, что вам не норм, значит, не норм — Полина, руководитель отдела внутренних коммуникаций.
Некоторые эксперты рынка труда советуют пережить на новом месте работы первые 6 месяцев — мы писали об этом в материале про обучение новому. Потому что непривычные для нас задачи всегда требуют сверхусилий, а это обычно дискомфортно и травматично для нашего эго. Но так мы растём. Однако если каждый день на работе вы сталкиваетесь с унижением, обесцениванием результатов вашей работы и вас заставляют делать то, что противоречит вашим личным убеждениям, — самое время заняться поиском если не работы мечты, то нормального работодателя на hh.ru. Где границы «нормальности» — каждый решает сам.