г. Донецк / г. Новочеркасск
В детстве она забиралась на скалы, собирала с мальчишками скорпионов и играла с ними в «войнушку», причем была командиром. Она лучше ладит с мужчинами, чем с женщинами, прекрасный организатор рабочего процесса, будь то стройка или гуманитарный склад. Знакомьтесь: Татьяна Ходыч, женщина, которую участники СВО ласково называют «боженька», имея в виду, что она хранит их, как ангел. Она стучится во все двери, чтобы обеспечить ребят-воинов хорошим питанием, одноразовой посудой, сменной одеждой, медикаментами и квадрокоптерами, которых всегда не хватает, сколько бы их ни было. Как волонтер команды «СВОи» Татьяна организует в госпиталях Донецка концерты музыкальной группы, танцует с ребятами, даже с теми, у кого нога в гипсе, и ведёт телеграм-канал «ZOV сердца».
ГРОЗА ДЕРЕВЕНСКИХ МАЛЬЧИШЕК
Татьяна родилась в Джамбульской области на юге Казахстана в семье Михаила Васильевича и Ольги Васильевны Кузнецовых. Её бабушку с дедушкой во время Великой Отечественной войны эвакуировали в Казахстан. Они дружили с семьей священника. Батюшка приезжал к ним домой и там крестил тех, кто приходил креститься — делать это открыто было опасно. Татьяна вспоминает, что каждые крестины становились для нее праздником, а батюшка давал ей с ложечки капельку кагора. Авторитет старших был непререкаем. Если бабушка слышала, что кто-то из детей ругается, то достаточно было произнести «дедушке это не понравится», чтобы провинившийся замолчал.
Девочка росла в небольшой деревеньке. В семье было трое детей, Татьяна — старшая и младшие брат и сестра. Родители держали домашних кур, гусей, уток, поросят, коров, кроликов, и дети с малых лет понимали, сколько сил отнимают труд в огороде и забота о животных. В школе Татьяна защищала одноклассниц от мальчишек, подбирала и лечила уличных кошек и собак.
Так случилось, что родители Татьяны разошлись, и старшие классы школы девушка заканчивала уже на севере Казахстана, ближе к границе с Россией. Она училась в автодорожном институте, потом вышла замуж, уехала к мужу в Краснодарский край и родила двоих сыновей — Михаила и Кирилла. Но брак, к сожалению, был недолгим — муж погиб — и женщине пришлось очень непросто, чтобы поднять детей. Она переехала к родителям в Ростовскую область, работала начальником строительной бригады и хорошо справлялась с такой, казалось бы, не женской работой.
В строительстве можно достичь результата, только если объединить людей, говорит Татьяна. Её подчинённые доверяют ей полностью, потому что она всегда знает, что делает.
Сейчас Татьяне Ходыч 47 лет. Она снимает квартиру в Донецке и на неделю-две приезжает погостить к старшему сыну и внукам в г. Новочеркасск под Ростовом-на-Дону. В Донецке наша героиня собирает и отправляет гуманитарные грузы и поддерживает участников спецоперации, особенно раненых, попавших в госпиталь.
ВМЕСТЕ МЫ — СИЛА
С первых дней начала специальной военной операции в феврале 2022 года Татьяне на работе предложили потрудиться в пункте приёма гуманитарной помощи для гражданского населения Донбасса. Строительный участок, на котором она была начальником, только что сдали, и её организаторские способности нашли хорошее применение. Но вскоре с помощи беженцам Татьяна переключилась на помощь фронту. Она думала об этом с самого начала, тем более, что старший сын с 2017 года служит на Донбассе.
Наша героиня с жаром убеждает, что для победы над фашизмом, укоренившимся на Украине, надо объединиться. В годы Великой Отечественной войны был девиз: «Всё для фронта, всё для победы», и сейчас пришло время его вспомнить. «Почему я должна смотреть на кого-то, кто отмахивается, говорить: да это не мое дело, я посижу, отсижусь», — спрашивает она себя. «Поеду я на море отдохну, пусть кто-нибудь другой делает. Нет. Это должна делать я. И каждый должен это осознать и сказать: это должен сделать я. Это мой вклад в нашу общую победу. Иначе быть не может, и другого решения я просто не могла принять».
В июне 2022 года Татьяна стала членом команды «СВОи» и впервые с небольшим грузом отправилась в сторону Донбасса, а затем — в Донецк, в бригаду, где служит ее сын. Он был категорически против того, чтобы мать подвергала риску свою жизнь, говорил, что ей там делать нечего, но она его не послушала. «Для того, чтобы узнать, какую помощь оказывать людям, нужно поговорить с этими людьми, посмотреть им в глаза», — уверена Татьяна.
«ИШЬ, РАЗБЕГАЛСЯ ТУТ!»
В команде «СВОи» Татьяна познакомилась с другими добровольцами и была поражена тем, как просто, бескорыстно и с какой чистотой души они помогают. Она говорит, что это честные, добрые, порядочные люди, готовые помочь каждому и снять с себя последнюю рубашку. И это не просто слова.
«Однажды Сергей с женой шли зимой по перрону и встретили парня, которого ограбили. Он был без верхней одежды, а холод был ужасный. Сергей снял свою куртку и ему отдал. Жена говорит: ты что, так же нельзя. А он: ну, а как, у меня там дома что-то есть, а он раздетый. Нельзя же его оставлять голым», — рассказывает Татьяна про одного из добровольцев.
Первый приезд на Донбасс был тяжелым. Увидев в первый раз раненого на носилках, Татьяна даже расплакалась. Но в донецких госпиталях она усвоила негласное правило: бойцов нельзя жалеть, им нельзя показывать страх, растерянность и горечь, но нужно подбадривать и поддерживать. Местные врачи улыбаются, шутят. Они могут даже прикрикнуть на парня с загипсованной ногой: «Куда ты побежал? Ишь, разбегался тут!», и сразу же погладить его по голове со словами: «Красавец ты наш!».
Но когда дело доходит до дисциплины, шутки заканчиваются. «Мы выдавали со склада сошки под пулемет, и я спрашиваю: сколько вам надо? Сколько дадите, отвечает. Нет, говорю, так не пойдет. У вас что, в подразделении 500 пулеметов? Нет, 9. И я выдаю 12 с запасом», — рассказывает Татьяна.
Но Татьяне встречались и другие. Она с горечью рассказывает, что приходилось видеть всякое: и несправедливое продвижение по карьерной лестнице, и корысть, когда главной причиной, которая привела на фронт был заработок.
Однажды один депутат назвал ее сумасшедшей после того, как Татьяна сказала, что не согласна зарабатывать на рекламе и собственном продвижении, связанном с СВО. «Зарабатывать на чужих жизнях — самое страшное, что может быть. Я буду голодать, недоедать, но не буду этого делать. Пусть нас считают сумасшедшими, но мы — те, которые не предадут и не продадут», — говорит она.
ТРОПА ЛЮБВИ
Главной ценностью Татьяна считает любовь к людям. Это и любовь матери, и любовь друга, и любовь к Родине — настоящая любовь без фальши. Честность, человечность, преданность, любовь к семье — это то, что она вкладывала в воспитание своих сыновей. Как говорится, «что посеешь, то пожнешь». Старший сын Татьяны сейчас участник спецоперации в Донецке. Младший, Кирилл, недавно окончил с отличием Донбасский Государственный Университет по специальности «информационные технологии».
Кроме двоих родных сыновей у Татьяны есть двое названных, с которыми она встретилась на фронте. Это братья-близнецы Денис и Серёжа. Денис занимался видеороликами для отчетов, и однажды они с Татьяной встретились — совершенно случайно. Парень сначала не поверил, что Татьяна — мама его товарища Михаила, а потом в шутку пообещал, что женится на ней, до того «она классная», как он сказал. Их собственная мама отказалась от сыновей, когда им было по 9 лет. Сейчас им по 27. Денис служит в спецназе, Сергей — водителем, оба, естественно, в зоне СВО.
Все говорят, что братья похожи, как две капли воды. Татьяне так не кажется. Она вспоминает, как познакомилась с Сергеем: «Я вижу молодого человека, который обращается ко мне голосом Дениса, но это же не Денис! А молодой человек спрашивает: вы, наверное, мама Таня? Для меня они почему-то совсем не похожи. С их папой общаемся по видеосвязи. Он все время меня благодарит. Волею судеб так получилось, что совершенно незнакомые люди, а дети общие», — смеётся Татьяна. Этой весной Татьяна стала крёстной Дениса и Сергея. «Я горжусь своими детьми, что они не как последние трусы — не прячутся за юбками и не отсиживаются в подвалах. У меня настоящие мужчины. Это гордость любой матери» — говорит Татьяна. «Мои сыновья стоят на правильной тропе. Они защищают свою Родину, свою землю, своих детей. Они не хотят, чтобы нацистская сволочь пришла к их детям, чтобы этот нацизм попал в Россию. Именно поэтому тысячи мальчишек будут стоять до последнего, потому что они знают, что это последний рубеж, и эта гадость может оказаться в их домах».
«МИХАЛНА, УШАТАЛА!»
Во время поездок в Донецк добровольцы «СВОих» обычно не только раздают вещи и медикаменты, но и посещают военные госпитали, приглашают туда музыкантов из группы «Отечество», которые исполняют патриотические песни под гитару и синтезатор. Иногда в день бывает по три концерта, и артисты в шутку говорят про Татьяну: «Ну Михална, ушатала!»
На самом же деле, Татьяна «раскачивает» бойцов. Однажды зимой концерт устроили не в госпитале, а на улице, на плацу. Татьяна, ничего не подозревая, надела тонкие колготки и очень замерзла. Даже аппаратура вышла из строя. Но она не растерялась и стала приглашать мальчишек выходить танцевать, чтобы согреться. С тех пор, когда звучит «Катюша», ребята подпевают про «Танюшу».
«За эту маленькую песню разговариваешь с людьми и проживаешь их жизнь. Иногда смотришь: парень молодой. Спрашиваю, сколько тебе лет. Отвечает: да 18. «А что тебя сюда занесло? Да вот, я понимаю, что это нужно». И вот рядом мужчина 65 лет. Я думаю: ему бы дома уже сидеть, внуков нянчить. Но он говорит: «Нет, вот здесь мальчишки, которым еще жить да жить, они защищают нас, а я буду сидеть там? Нет, мое место здесь», — рассказывает Татьяна Михайловна.
С одним пареньком Татьяна встретилась сначала в одной больнице, потом через два месяца в другой. Парень был счастлив, что его узнали, как будто они свои, близкие. А однажды, во время концерта в госпитале, парень с ногой в гипсе пригласил Татьяну на танец. Женщина заметила, что ему больно, но виду не подала, и приняла приглашение. Она помогла парню встать, и несколько минут они стояли, покачиваясь в ритме танца. Глаза у парня заблестели. Вскоре от боли ему пришлось сесть, но он взял с Татьяны обещание потанцевать в следующий раз.
Конечно, бойцам на фронте нужны и квадрокоптеры, и электрогенераторы, и одноразовая посуда, и просто даже трусы и футболки — там некогда ни стирать, ни мыть. Нужны рации, дроновые ружья, прицелы, транспорт. Но не менее важно человеческое участие и тепло рук. Ребята так и говорят: «Да не надо ничего, вы просто приезжайте. Вы приехали — и солнце ярче светит». Они чувствуют, что они не одни, что они не брошены, что за ними стоит великая огромная страна. И такие добровольцы, как Татьяна, готовы отдать всё, чтобы только спасти их драгоценные жизни.