Найти тему

Сплочённость коллектива: от "каждый сам за себя" до полного единодушия

Какое-то время назад мы в комментариях обсуждали сплочённость сотрудников в коллективе, и была озвучена идея, что её (в смысле сплочённость) наверняка можно измерить по некой линейке.
Что ж, попробую выделить ряд уровней исходя из собственных наблюдений без претензий на высшую математику))

Сплочённость уровня 0.
"Каждый сам за себя"

Такой коллектив даже сложно назвать коллективом. Потому что это отдельные люди, каждый из которых выполняет свои функции. В подобной ситуации сотрудники не хотят проводить время вместе и стараются минимизировать любые контакты друг с другом.

  • В таком коллективе нет понимания общих целей, нет понимания общего процесса.
  • Нет информации о том, что именно делают коллеги, и в чём их роль в общем функционировании организации/отдела.
  • Есть множество проблем "на стыках" (в тех местах, где функционал одного сотрудника контактирует с функционалом другого).
  • Нет диалога, или, если он начинается, - то проходит исключительно в формате конфликта/ссоры.
  • Нет никакой взаимопомощи, а если нужно, чтобы один сотрудник помог другому - добиться этого можно только силовым воздействием.
  • Коммуникация между сотрудниками сведена к минимуму (например, формальное "здрасти" утром).
  • Естественно, с высочайшей вероятностью присутствует смещение ответственности (это его задачи, вон у Маши спрашивайте и т.п.).

Сплочённость уровня 1.
"За себя и за соседа"

На этом уровне тоже пока ещё не совсем коллектив, скорее это несколько мини-"группировок", которые почти не коммуницируют между собой. Время, если и проводится совместно, - то только парами или тройками, которые не взаимодействуют с остальными коллегами.

  • В таком коллективе по-прежнему нет понимания общих целей и общего процесса.
  • Информация о том, чем занимаются коллеги, ограничивается только одним (максимум двумя) ближайшими соседями (необязательно ближайшими территориально, это может быть "дружба по интересам").
  • "Стыки" всё так же не работают, исключение - тот самый сосед, с которым общение более или менее налажено.
  • Та же история и с взаимопомощью - она возникает, но только по личной просьбе того самого соседа, с которым контакт плюс-минус налажен, а вовсе не ради общей цели или отладки процесса.
  • Диалог строится исключительно внутри маленьких "группировок", новые люди туда не принимаются.
  • Ответственность по-прежнему смещается, однако возникают ситуации защиты и даже откровенного покрывательства "своих" (в том числе за счёт утопления "чужих").
  • Общие решения не принимаются, всё останавливается на мнениях "группировок".

Сплочённость уровня 2.
"Наверное части целого..."

Это уже коллектив, который способен плюс-минус эффективно коммуницировать (при том, что отношения могут оставаться прохладными), хотя идёт к общей цели и решает проблемы сообща всё-таки в основном с вмешательством руководителя.

  • В таком коллективе не особо уделяется внимание общей цели (она может быть известна, но чаще отношение к ней формально), однако понятен общий процесс.
  • У сотрудников есть информация о том, кто чем занимается, и какое место в общем процессе занимает.
  • Есть привычный механизм работы на "стыках" (механизм передачи/получения информации и решения сложностей).
  • Взаимопомощь присутствует, осуществляется она не то чтобы прямо с радостью и вдохновением, но и без заметного негатива, потому что понимание общего процесса обязывает подтягивать его (процесс) в том числе через помощь каждому.
  • Коммуникация может не быть супер-идеальной, но она налажена как минимум в формате запроса/передачи информации, нет проблемы с тем, чтобы обсудить с любым коллегой вопрос из его сферы компетенции.
  • Уровень ответственности каждого и коллектива в целом на среднем уровне, некоторые ошибки могут первоначально замалчиваться, но при обнаружении сотрудники готовы их признать и исправить.
  • Начинают возникать общие обсуждения и приниматься совместные решения, в том числе и инициативно от коллектива, без давления начальства.

Сплочённость уровня 3.
"Мы - команда!"

Здесь работает слаженный коллектив, коммуникация в котором эффективна, и который и без руководителя способен идти к цели и решать проблемы. Обычно в таком коллективе отношения тёплые, и сотрудникам в нём комфортно.

  • Прежде всего, в таком коллективе каждому ясна общая цель и влияние каждого на достижение этой цели.
  • Соответственно, каждый сотрудник ценится всеми остальными (безусловно, могут присутствовать и "паразиты", которых коллектив тянет, но им обычно тоже отводится определённая роль).
  • "Стыки" почти незаметны, так как есть готовность к взаимопомощи и совместной работе. Внешнее стимулирование для этого не нужно.
  • Коммуникация отлажена, конфликты, которые конечно же могут возникать, решаются самостоятельно, - в том числе сотрудники, не являющиеся стороной конфликта, подключаются в качестве медиаторов.
  • Уровень общей ответственности высокий, ошибки, которые обнаруживаются, сотрудники стараются исправить сами, без вмешательства руководителя. При этом один сотрудник, не справляясь со своей зоной ответственности, легко обращается с просьбами о помощи к другим.
  • Коллектив легко принимает продуманные совместные решения, организует обсуждения важных вопросов, сам предлагает новые правила и идеи.

Сплочённость уровня 4.
"Своих не бросаем!"

А вот здесь возникает ситуация, когда слишком высокий уровень сплочённости коллектива начинает мешать эффективной работе, так как основной акцент смещается с рабочих целей на отношения.

  • Общая цель в данной ситуации отходит на второй план по сравнению с отношениями в коллективе, а вот роль каждого (в том числе нерабочая) выходит на первый план.
  • Ценится не вклад каждого в работу/процесс, а просто каждый сам по себе, и тем самым рабочий коллектив превращается в компанию близких людей, возникают неформальные отношения разной глубины.
  • Работа на "стыках" превращается во взаимное укрывательство и разного вида забастовки, так как сотрудники прекрасно договариваются между собой чего-то не делать/не видеть/делать вид, что так и надо.
  • Значительно падает уровень ответственности и требовательности к своей работе и работе коллег, так как есть внутренняя уверенность, что коллектив в любом случае защитит.
  • Возникают ситуации, в которых коллектив откровенно выступает против руководителя, замалчивает проблемы, саботирует нововведения, включает групповой шантаж.
  • Совместные решения принимаются единогласно, но они не продуманы, продиктованы исключительно желанием минимизировать усилия и не спорить, чтобы не испортить отношения в коллективе.
Наверняка градаций может быть больше)
Мне хотелось показать основные уровни и акцентировать внимание на том, что обе крайности - и полное отсутствие сплочённости, которое некоторые руководители создают специально, якобы страхуясь от группового саботажа, и чрезмерная сплочённость, когда коллектив становится семьёй, - создают большие риски для бизнеса.

Буду рада вашим комментариям.

С какими уровнями сплочённости коллектива вы встречались? Что захотелось добавить к описанию уровней?

___________________________________

Ещё интересное про работу в коллективе:

Ну и не могу не поставить одну из моих любимых картинок про атмосферу в коллективе) Хотя она уже и была))
Ну и не могу не поставить одну из моих любимых картинок про атмосферу в коллективе) Хотя она уже и была))