Найти тему

Поколения X и Y: почему они конфликтуют в работе

Оглавление

Ничего ещё не писала про теорию Поколений. Ну и да, - отношение к ней очень разное. Кто-то считает её притянутой за уши, кто-то уверен, что она может и работает в Америке, но не у нас, кто-то, напротив, следует ей фанатично. Я сама вижу в ней рациональное зерно (именно с практической точки зрения), потому что ярко выраженные черты поколений в работе очень заметны, особенно на стыках поколений.

В статье остановлюсь только на одном аспекте - противоречии ценностей поколений X и Y.

Основными работающими сейчас поколениями являются Иксы (это те, кому сейчас примерно от 37 до 57) и Игреки (им 20-37 соответственно). Границы смены поколений указываются разные, со сдвигом в 3-4 года, так что не удивляйтесь, если найдёте чуть другие цифры.

И возникает конфликт поколений, когда, например, руководитель - представитель поколения Х, а его сотрудники - из поколения Y. Или, например, молодой руководитель Игрек приходит в коллектив, состоящий из Иксов. Или половина коллектива Иксы, половина - Игреки.

Итак, на что важно обратить внимание на стыке поколений X и Y (коснулась нескольких очень выраженных различий):

1. Разное отношение к финансам.
Возможности vs Стабильность.

Представители поколения Х, ориентированные на достижения, всегда берутся за возможность заработать больше. Икс редко откажется от подработки, сверхурочной работы или взятия пятого проекта за доплату (или в надежде на карьерный рост). Иксы предпочитают иметь бонусную часть, на которую могут повлиять сами и стремятся к перевыполнению показателей.

Для представителей поколения Y гораздо важнее финансовая стабильность. С одной стороны, они хотят сразу получать много, с другой - выберут оклад, а не возможность зарабатывать бонусы. От Игреков часто можно услышать комментарии типа “Выйти в выходной за доплату? Ну уж нет, у меня планы!”.

Иксы: Вы ни к чему не стремитесь!
Игреки: Вам заняться нечем, кроме работы?!

2. Разные временные акценты.
Будущее vs Настоящее.

Представители поколения Х живут ради будущего. Откладывают на “чёрный день”, ждут, пока вырастут дети, пока добьются какой-то должности, когда выплатят ипотеку, пока… Иксы ориентируются на долгосрочные цели, и могут долго работать на обещаниях и/или призрачных перспективах.

Представители поколения Y не хотят думать о будущем. Их основной девиз “здесь и сейчас”, причём он касается не только заработка, но и всех остальных моментов: отношений с коллегами и руководством, оперативных решений, быстрых ответов в рабочем чате. При попытках ориентировать Игреков на будущее они быстро и заметно теряют интерес и опускают руки.

Иксы: Вы инфантильные! Вы всего хотите сразу!
Игреки: Зачем откладывать что-то на завтра? Живём-то сегодня!

3. Уровень ответственности.
“Умри, но добейся” vs “Не получилось”.

Иксы гиперответственны. Они привыкли выполнять обещанное, соблюдать сроки, вытягивать даже совсем бесперспективные проекты. Если Икс сказал, что сделает - ему не помешает ни болезнь (он будет работать с температурой), ни травма, ни личные проблемы, ни отсутствие ресурсов. И это кстати проблема - Иксы "впахивают", пока не свалятся.

Игреки не привыкли так напрягаться. Они пробуют, и, если у них не получается - бросают начатое и начинают что-то другое, что может пойти легче. Им совершенно нормально не довести дело до конца, если оно оказалось сложнее, чем выглядело в начале. Или если потребовало больше времени, чем планировалось.

Иксы: Это безответственность! На вас нельзя положиться!
Игреки: Зачем так убиваться ради работы?..

4. Основной мотив.
Надо vs Fun.

Ключевое слово для представителей поколения Х - Надо! Иксы могут годами работать на нелюбимой работе, потому что не могут подвести коллектив или начальника, выполнять чужую работу, потому что некому больше её сделать, тащить на себе три должности из обязательства.

Игреки работают там/тогда, где им интересно и весело. Они обожают увлекательные задачи, они ищут проекты, которые захватят их эмоционально, они любят играть и это же пытаются найти в работе. Если Игреку понравилась идея, он вложит усилия в её реализацию, но если она ему “не зашла” - пальцем не шевельнёт просто потому что “надо”.

Иксы: Работа - это не развлечение!
Игреки: Не интересно делать неинтересные дела.

5. Оценка себя и других.
Субординация vs Ценность личности.

Представители поколения Х очень ценят иерархию. Можно сказать, что иерархия и субординация - то, что вшито у них “на подкорке”. Возраст, должность, статус, - показывают Иксам необходимость беспрекословно слушать и демонстрировать уважение. Для Икса слово “начальник” равнозначно понятию “более важный человек”.

Игреки ценят личность вне зависимости от должности, статуса, внешнего вида или тем более возраста. Они искренне считают, что базово все равны, и что какое-то отдельное уважение нужно заслужить. Поэтому и с начальством, и со старшими коллегами общаются совершенно одинаково. На попытки пресечь сближение дистанции аргументами типа “ну он же начальник” они отвечают просто: Ну и что?

Иксы: Это неуважение!
Игреки: Все люди равны!

Обращали внимание на такие различия? Верите в теорию Поколений?