Понятно, что вопрос адаптации нового сотрудника - это прежде всего ответственность организации. Однако если вам хочется сделать первые дни работы на новом месте более комфортными для себя, - то и со своей стороны можно вложить усилия.
Пройдусь крупными мазками по тому, что стоит делать, а чего делать точно не стоит.
Что стоит делать в первые дни работы на новом месте
- Задавайте вопросы по функционалу
Самое основное, с чем стоит разобраться на новой работе - это детали того функционала, который вы будете выполнять (к сожалению, в реальности они далеко не всегда совпадают с тем, что было озвучено на собеседовании).
Именно поэтому уточняющие вопросы очень важны. Особенно обратите внимание на задачи, которые выходят за рамки тех функций, которые были оговорены изначально: обязательно уточняйте, будут ли они входить в регулярный функционал или это разовое поручение, есть ли человек, который выполняет подобные функции и пр.
Но и в целом спрашивайте, какие регламентирующие документы по функционалу есть (стандарты, инструкции, чек-листы и пр.), где/у кого можно получить помощь, к кому подходить с вопросами, если что-то непонятно.
Кстати, кроме возможности быстрее разобраться со своими функциями и (если уж всё совсем не очень) вовремя уйти, такие вопросы имеют положительный побочный эффект: показывают вашу заинтересованность как нового сотрудника, что всегда ценится руководством.
- Спрашивайте про ключевые традиции
Этот момент вроде бы не про работу, но! Он про то, с чем вам придётся жить (и возможно, мириться, если традиции вам не очень понравятся) каждый день. И порой именно несовпадающие с его ценностями/особенностями традиции заставляют человека уйти.
Всех ли/всегда ли поздравляют с днём рождения с печёночным тортом, на который у вас аллергия, обязательно ли обходить все кабинеты утром, чтобы поздороваться, как часто поётся гимн компании и пр., - обращайте внимание на неформальные процедуры, типовое корпоративное поведение и даже специфические словечки, которыми обмениваются сотрудники.
Это поможет вам лучше понять, что нужно делать, чтобы прижиться в этой компании (и надо ли оно вам).
- Знакомьтесь с коллективом
Да, вам не крестить детей с этими людьми. Но вам с ними работать, а значит - просить о помощи, вместе выполнять задачи, да и просто сидеть рядом. А значит, лучше понимать, чего от них ждать.
Прислушивайтесь, приглядывайтесь, по возможности аккуратно задавайте вопросы. Всегда ли МарьВанна так кричит, почему Пётр Петрович таскает конфеты с вашего стола, какие темы обсуждаются за обедом и пр., - вот то, что может стать фокусом внимания.
По сути, основная задача на этапе адаптации - оценить вашу совместимость с коллективом.
Чего не стоит делать в первые дни работы на новом месте
- Не хватайтесь за всё подряд, очерчивайте границы сразу
Как бы вам не хотелось показать себя с самой-самой-самой лучшей стороны, соглашаться на всё-всё-всё не стоит. Если вам поручают откровенно не ваши функции, или требуют выполнения чего-то сверхъестественного (например, ставят супер-сжатые сроки), - давайте обратную связь сразу.
Кажется, что если вы покажете, на что способны, - все поймут, что вы супермен (супервумен) и станут вами восхищаться/дадут три зарплаты, но нет, - в этом случае руководство поймёт, что на вас можно преспокойно грузить всё, что угодно. И обязательно будет этим пользоваться.
Кроме того, спокойные комментарии на предмет ресурсов (в том числе временных) на выполнение задач или неподходящего функционала повысят вашу экспертность в глазах руководителя (раз даёт такие комментарии - значит точно разбирается).
- Не реагируйте на нытьё старичков
Вот это очень важный эмоциональный момент! В любой организации есть такой разряд "старичков" (опытных сотрудников), которые выгорели, и, несмотря на то, что сами работают по 5-7-10 лет, со смаком рассказывают новичкам всякие ужасы. И руководство, мол, неадекватное (а сами-то вы как с этим справляетесь?!), и на ЗП жить невозможно (но вы-то живёте!), и вообще вот-вот завтра закроемся (а ничего, что компании уже 18 лет?..).
Конечно, это не значит, что любые критические замечания нужно пропускать мимо ушей. Не нужно. Но и на каждый чих реагировать панически, - не нужно тоже. Лучше задать уточняющие вопросы, причём не только "ноющему", но и другим коллегам.
- Не спешите принимать решения
Часто на новом месте работы, в силу стресса, целый ряд моментов воспринимается обострённо. И - то хочется петь и плясать от того, какая прекрасная работа мне досталась, то - рыдать и увольняться.
Чаще всего и одно (эйфория) и другое (пессимизм) не обоснованы, а эмоциональны. А потому не ведут к взвешенным решениям.
Поэтому если вдруг у вас созрело серьёзное решение (уйти, остаться, попроситься в другой отдел/на другую должность и т.п.), - дайте ему время "вылежаться". А ещё - обсудите с человеком, мнению которого вы доверяете, постаравшись максимально объективно и детально сформулировать все плюсы и минусы, которые вы в нём видите.
Что вы ещё добавите по адаптации на новом месте?
_____________________________
Про адаптацию с позиции работодателя есть в этих статьях: