Найти тему

Кросс-дисциплинарность

1,1K прочитали

Кросс-дисциплинарность, или стык разных областей знания, или работа в смежных науках — ситуация, когда к решению одной проблемы нужно либо подключить ученых, получивших разное образование, либо одному ученому освоить два (и более).

Как работает кросс-дисциплинарность

Есть два случая, приводящих к необходимости методов на стыке областей наук. С первым столкнулся Алексей Екимов — доктор физико-математических наук по теме «Квантовые размерные явления в полупроводниковых микрокристаллах». Для экспериментов по оптической ориентации спинов электронов и ядер в полупроводниках потребовались поляризационные стекла с точно известными свойствами. Эксперименты — чистая физика, а стекольное производство — очень специфическая химия. Алексей Иванович изучил технологию производства окрашенного стекла и впервые в мире изготовил материалы, содержащие четрырехнанометровые кристаллы примесей в 1981 году, в Государственном оптическом институте имени Сергея Вавилова в Петербурге. Результат побочного химического производства оказался все-таки связан с квантовой физикой, за что Алексей Екимов получил Нобелевскую премию по химии в 2023 году. Это яркий пример проблемы: истина находится где-то на стыке знаний и ее изучение требует разнообразных компетенций.

Другой случай, например, — доказательство нарушений неравенств Белла, за которое присуждена Нобелевская премия по физике в 2022 году. Проблемой в экспериментах Алена Аспе, Джона Клаузера и Антона Цайцлингера заключалась в возможных утечках достоверности. В принципе, достоверность опытов оценивают по их повторяемости и сходимости. Факт реальности — это повторяемое и объективное явление. Логично, что если с повторяемостью эксперимента при одинаковых условиях есть проблемы — достоверность утрачена. Но эксперимент должен сохранять результат и когда его проводят другие люди в другой лаборатории, с другими инструментами — это называют сходимостью. Так меньше шансов повторить одну и ту же ошибку. Однако, когда в опыте в разных лабораториях используется одна и та же теория, один метод, похожие инструменты и студенты из одного вуза — шансы растиражировать ошибку высоки. И тут приходят на помощь другие науки со своими уникальными атрибутами.

В экспериментах Аспе, Клаузера и Цайцлингера утечку достоверности, то есть возможность парам запутанных электронов или фотонов заранее «договориться» о положениях своих спинов, устраняли при помощи социологии, астрономии и теории игр. Если утечка существует, то она родилась в ранней Вселенной и повелевает умами лаборантов и случайных людей в мире, что признано шизофренической возможностью и факт засчитан достоверным — частицы нарушают локальный реализм Вселенной. Что не останавливает ученых от дальнейших поисков утечки с привлечением новых наук.

Настоящий сплав науки и искусства

Учебники

Обычно в учебники попадает информация, которая уже известна из научных статей. Но иллюстрации к учебникам по анатомии, морфологии животных и растений или антропологии — исключение. Одно дело — знать, каким атрибутами обладают древние люди, а совсем другое — изобразить их красиво и достоверно. Французский иллюстратор Пьер Жубер создал образы первобытных людей такими, что с ними хочется познакомиться. А позволяет это сделать только антропология. В своем подъезде таких прекрасных персонажей не встретить.

Иллюстрации Пьера Жубера
Иллюстрации Пьера Жубера
Иллюстрации Пьера Жубера
Иллюстрации Пьера Жубера

Про архаичную историю человечества известно не всё, поэтому некая доля художественного вымысла тут необходима. А в случае иллюстрированных атласов по анатомии или съедобным грибам Ленинградской области — все хорошо известно. Однако, люди и грибы изменчивы. Художнику нужно уловить ключевую форму морфологии изменчивых организмов, чтобы студент узнал селезенку и у человека массой 30 кг, и у того, кому за 300 кг, всегда мог отличить вешенку от поганки. Это сознание нового знания о мире в виде формы, хотя знание в виде текста уже было установлено.

Изображение черной дыры

Жан Пьер Люмине - французский физик, рассчитавший вид черной дыры на компьютере еще в 1979 году. Однако графических программ тогда еще не было. Каждая точка , это просто три числа списком. Чтобы создать изображение черной дыры для научной статьи, Жану Пьеру пришлось на белом листе нанести расчетную интенсивность тушью, сфотографировать и распечатать негатив. В этой работе немного от искусства: ракурс и навык работы с тушью. Но вы попробуйте повторить успех Люмине и поймете, что это ой как не просто.

Позже появились компьютерные модели от самого Люмине, от Кипа Торна для «Интерстеллара» и настоящие «фотографии» двух черных дыр. Работы Жана Пьера тушью легко с равнины со всем этим, что является знаком качества для научного искусства.

Кроме того, читая научные статьи Люмине, можно почувствовать, какую любовь он вкладывал в свою работу. Если бы все авторы статей в Science так писали, научные коммуникаторы были бы не нужны.

Слева — изображение 1979 года Жана-Пьера Люмине, сделанное тушью, справа — компьютерная модель 2014 года Кипа Торна, вошедшая в фильм «Интерстеллар»
Слева — изображение 1979 года Жана-Пьера Люмине, сделанное тушью, справа — компьютерная модель 2014 года Кипа Торна, вошедшая в фильм «Интерстеллар»

Искусство жить красиво

И снова Франция. Физик Жерар Лиже-Белэр из Университета Реймса Шампань-Арденн живет жизнью, которой мог бы позавидовать каждый: пьет шампанское на работе, за что получает деньги, статус ученого и уважение. Жерар не имеет никакого отношения к искусству — он чистый физик, не рисует иллюстраций, песен не поет. Однако объект его изучения абсурден для науки. Шампанское, его пузырьки, скорость пробки и оптимальный режим охлаждения — объективные и повторяемые знания о мире, которым предана законная сила, но… Они бесполезны. Это не величайшие загадки природы, а… искусство жить красиво.

Жерар Лиже-Белэр - специалист по игристым винам в Университете Реймса Шампань-Арденн - изучает пузырьки шампанского
Жерар Лиже-Белэр - специалист по игристым винам в Университете Реймса Шампань-Арденн - изучает пузырьки шампанского

Как не работает кросс-дисциплинароность

Идиллию дружбы между науками нарушают случаи, которые выглядят похожими на стык знаний, но на самом деле к нему не относятся.

Математическая лингвистика

Можно стать профессионалом любой отрасли, сделав по образцу коллег по цеху, если только вам знаком язык на котором они выражаются. Математика — язык науки, лингвистика — язык человека, но что на счет языка математики? Это чистая лингвистика, несмотря на то что, многие пытаются присвоить ей кросс-дисциплинарность.

Изначально вы решили писать плюс так «+», а знак умножения так «х», но потом написали «4хх» и запутались. Это «4 умножить на икс» или «4 икс квадрат»? Тогда сообщество математиков приняло консолидированное решение — не писать знак умножить вообще. И теперь «х:4х» это 1/4 или «икс квадрат делить на 4»? Отвечая на этот вопрос, вы можете снова собрать все мнения всех математиков мира и попытаться их примерить. Ну или просто запретить писать многозначными выражениями. Это ситуация, характерная для любого языка — он изменчив, но должен быть понятен всем. Как «правильно» говорить и писать, зависит от мнения большинства носителей.

Миллионы школьников на Земле хотели, чтобы число пи было равно 4. Так гораздо проще считать. Но их мнение не важно в этом вопросе. Это математика — формальная наука. В ней существует точная истина, и некоторая ее часть нам известна, в частности, про число пи. Оно никак не может быть равно 4 в плоском трехмерном евклидовом пространстве. Ничье мнение тут не играет роли. Возможно, в нашей реальности другое пространство и измерения дадут другие варианты для «физического» числа пи. Но это так же никак не повлияет на пи из математики. Про причине того, что математика и лингвистика имеют разное отношение к истине, они не соприкасаются.

Лже-сплав науки и искусства

Пулковский меридиан

Существует проект «Пулковский меридиан». Он заключается в высаживании деревьев очень неточно по пути меридиана, определенного по звездам в Пулковской обсерватории, чтении стихов, выставке картин и много того, что невозможно понять людям, далеким от искусства. Это не стык астрономии и искусства. Информация о мире уже получена в прошлом — меридиан измерен в 1844 году, и этому факту давненько уже придана законная сила. Перфомансы и деревья не дают новой информации о мире. Это не делает проект плохим, но нельзя говорить о его кросс-дисциплинарности.

Science Art не существует

Картина, нарисованная физиком, нейросетью или роботом — это грань между наукой и искусством - утверждают организаторы выставок. «В своей работе мы провели исследование и применили кросс-дисциплинарность» — утверждают современные нарративные художники. Это неверно. Поиск формы, смысла жизни и философские вопросы об авторстве искусства роботов не имеют отношения к науке. Нет нового свойства мира, открытого таким путем. А если и есть, этому не придана законная сила. Только публикация в научном журнале типа Science создаёт из мнения факт объективной и повторяемой реальности. А художники таким не занимаются. Но очень хотят добавить своим творениям больше загадочности и элитарности. Что тоже неверно. Наука — это не про таинственность, так ее видят адепты лженауки. Наука всегда вызвана проблемой и создает проблемы — требует денег, много редких специалистов и чукчу времени. Если любую задачу можно решить без использования научного метода — разумно так и поступить. Так что, нет в чудаковатых завитушках никакого исследования. А если бы было, то траты ресурсов на такое были бы расточительны.

Научная журналистика

Как на счет этой статьи? Она же научно-популярная. Я — производитель фрагмента научного знания - написал 4500 протоколов испытаний, которые как раз являются объективными доказательствами, на основании которых эксперты сделали выводы реальности. Мои протоколы обладают законной силой. Но если я напишу об этом статью на Дзен, расскажу в лекции или запишу видео — это будет обычная журналистика. «Научно-популярный» жанр это просто название, в нем нет стыка с наукой. Даже когда автор научного знания рассказывает о своем открытии — это тоже обычное публичное выступление. Исключение — пресс-конференция, где открытие может быть представлено впервые для оценки научным сообществом.

Но я же часто рисую иллюстрации к статьям, касающиеся физики. Разве это не то же самое, что делает Пьер Жубер для антропологии? Нет. Знание, которое я изображаю, уже было известно и в виде текста, и в виде формы, но само изображение мне не подошло по эстетическим соображениям. Я добиваюсь красоты и самовыражения своими рисунками. Хочу, чтобы от моих статей так же можно было ощутить любовь к своему труду, как у Жана Пьера Люмине. И нет ничего страшного в том, что это не исследование, не кросс-дисциплинарность и не наука.

Автор статьи — физик Георгий Тимс для проекта «Физика для гуманитариев». При копировании, пожалуйста, указывайте авторство. Социальные сети проекта: Телеграмм каналЮтуб канал