ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Псалом 98 позволяет нам по-новому взглянуть на святость Бога. Несмотря на краткость псалма, ссылки на святость Бога в нем появляются три раза (ст. 3, 5, 9) как рефрен, каждый раз чуть измененный. В целом, псалом представляет собой призыв к каждому народу, и в особенности к Израилю, поклоняться Богу как Богу святому. На земле должны признать и возвещать моральное совершенство Бога.
Невозможно определить время написания псалма. У него нет подзаголовка в еврейской Библии, однако в Септуагинте он озаглавлен “Псалом Давида”. Возможно, эта песнь превозносила имя Бога за недавнюю победу, которую одержал Израиль.
В псалме вновь и вновь говорится о Божьей святости. Дважды употребляется фраза “свято оно” и один раз “свят Господь, Бог наш”. Эти утверждения разбивают псалом на разделы и определяют его главную тему. Святость Бога, таким образом, является главной истиной псалма. Она описывается с точки зрения Его правления, Его свойств и Его суда.
I. ЕГО ПРАВЛЕНИЕ (ст. 1-3)
Во-первых, Его святость видна в Его правлении. Престол Бога - свят.
“Господь царствует... Он восседает на херувимах: да трясется земля! Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами. Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!” (ст. 1-3).
Господь - святой Царь, правящий землей. Он восседает на троне среди херувимов. Эти ангельские существа были хранителями ковчега завета, покрывая его крышку распростертыми крыльями (Исх. 37:7-9). Слово “херувим” является транслитерацией еврейского слова, так как своего эквивалента к нему у нас нет.
Земля должна признать величественную силу Бога Израиля и преклониться перед Ним с благоговением и страхом. В Нем нет греха, и Он намного превосходит ограниченность и несовершенство, характерные для человека.
Бог превознесен на небесах над всеми. Поскольку Он соизволил обитать среди Своего народа на земле, то Его необходимо почитать на земле так же, как Его чтут на небесах. В дни псалмопевца Сион (Иерусалим) был избранным местом Божьего царствования на земле. Он возвышен и велик, и поэтому люди по всей земле должны восхвалять великое и страшное имя Его. Свято оно.
II. ЕГО СВОЙСТВА (ст. 4, 5)
Во-вторых, святость Бога видна в проявлении Его свойств. Его святая сущность отражается в том, как Он осуществляет Свое правление.
“И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове. Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!” (ст. 4, 5).
Несмотря на то что Бог - Царь, Он не деспот. Он любит справедливость и использует Свое могущество, чтобы производить праведный суд. Он утверждает справедливость благодаря честному и прямому ведению дел. Он совершает суд и правду. Прослеживая историю Иакова, или Израиля, мы видим, как Бог направляет Своих последователей правдой и судом. Эти свойства Его божественного бытия требуют хвалы. Мы должны превозносить Его и поклоняться Ему по той же причине, по которой Его избранный народ поклонялся подножию Его на Сионе: Он свят.
Хотя для многих людей сегодня святость стала трудно определяемым качеством, для древнего Израиля оно имело глубокое значение. Древние израильтяне понимали его как отделенность. В применении к Богу оно означает отделенность от греха, грешников, любого рода несовершенства, вины и даже от таких пагубных черт характера, как предвзятость, гордость и самонадеянность. Бог свободен от этих разнообразных форм порока, и Он повелевает нам стать такими же. Он свят.
III. ЕГО СУД НАД ГРЕХОМ (ст. 6-9)
В-третьих, святость Бога видна в Его суде над грехом. Хотя наш Бог является Богом прощающим, Он всегда должным образом поступает с грехом.
“Моисей и Аарон между священниками, и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им... Ты был для них Богом, прощающим и наказывающим за дела их. Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш” (ст. 6-9).
Бог слышал Моисея, Аарона, Самуила и других, которые призывали имя Его в святой молитве. В обязанности священников входило быть ходатаями и посредниками между Богом и человеком. Эту функцию выполнял Моисей, когда Израиль воевал против Амалика (Исх. 17:11), когда народ согрешил, изготовив себе для поклонения тельца (Исх. 32:30; Втор. 9:18), и во время ропота после возвращения соглядатаев (Чис. 14:17). Самуил также был известен своей преданностью молитве (1 Цар. 7:8, 9).
Псалом призывает верных израильтян обращаться к Богу с уверенностью, что их молитва будет услышана. Они слушали Бога и исполняли Его заповеди и уставы. В ответ на эти молитвы Бог говорил к ним в столпе облачном, сопровождавшем Израиль днем. Он слышал их молитвы и прощал им их грехи.
По всей вероятности, в стихе 8 говорится обо всем народе. Бог ответил на их молитвы, выведя Свой народ из Вавилона. Они были прощены, однако они понесли наказание за свои грехи. История Израиля преподала им важный урок о Божьем характере: Он и прощает, и наказывает. В то время как Бог милует, внимая молитвам, Он все равно должен подтвердить Свою святость через вразумление, дабы люди не вообразили себе, что Он несерьезно относится к греху. Изливаемая Им благодать не стирает последствия греха. Каждый человек виновен только в своих собственных грехах (Иез. 18:1-4, 20), однако последствия чьих-то грехов могут оказывать влияние на последующие поколения (Исх. 20:4-6). Божья святость, проявляемая в наказании и прощении, становится причиной для поклонения и превозношения Бога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Псалом 98 показывает нам святость Бога в Его правлении, свойствах и в суде над грехом. Прочитав псалом, мы в сердцах наших не можем не запеть припев: “Он свят”!