ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Перед нами веселый псалом, песнь благодарения и неудержимой радости. В нем вообще нет никакой жалобы, и он всецело состоит из прославления. Псалом 97 - один из самых счастливых псалмов во всей Псалтири.
Автор побуждает человечество и весь окружающий мир к восхвалению Господа. Бог изображен Царем (ст. 6) и Судьей (ст. 9). Он предстает перед нами Богом прошлого, настоящего и будущего. Он избавил Израиль в прошлом, царствует в настоящем и будет судить мир в будущем. Воистину Он - Бог вечный.
Построенный так же, как и псалом 95, и очень похожий на него, он начинается и заканчивается одинаково; в начале мы читаем: “воспойте... новую песнь”, - а в конце: “Он идет судить”. Стих 7 такой же, как и 95:11, а последний стих полностью совпадает с 95:13.
В еврейской Библии псалом 97 озаглавлен просто “мизмор”, что значит “псалом”. Септуагинта добавляет: “Псалом Давида”. Возможно, в своей основе псалом был написан Давидом, а позже другим вдохновенным автором был приспособлен к празднованию возвращения из вавилонского плена.
Считается, что, как и все другие псалмы в данной группе, этот псалом выражает радость по поводу возвращения из плена и восстановления храма и города. Однако в самом псалме нет ничего, что подтверждало бы эту мысль. Самым убедительным свидетельством для данной точки зрения является то, что он помещен среди псалмов, которые, похоже, использовались в праздновании этого возвращения.
Текст псалма содержит призыв воспеть хвалу Богу за то, что Он сделал. Явно, что причиной для воздаяния хвалы стало некое историческое избавление.
Мы можем радоваться при одной только мысли о нашем Боге, но когда мы размышляем о Его великих делах, хвала должна естественным образом изливаться из нашего сердца и наших уст. Это самое легко исполнимое из данных нам повелений - восхвалять Бога за то, что Он осыпает нас Своими благословениями.
Псалмопевец хочет напомнить нам, что у нас есть много о чем петь. Поэтому мы должны радоваться о Боге.
I. В ЕГО БЛАГОДАТИ (ст. 1)
Давайте возрадуемся о Боге, во-первых, из-за победы, которую Он даровал Своей благодатью! Израиль недавно победил и желает воспеть новую песнь об этом.
“Воспойте Господу новую песнь; ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу” (ст. 1).
С этих же слов начинается и псалом 95. В обоих случаях Бог явил Израилю новую благодать, новое спасение, что требовало выражения новой благодарности. Великая Божья благодать была излита на Израиль в каком-то особом событии, каковым, возможно, было избавление народа от плена.
Защищая Израиль, Бог воспользовался Своей всемогущей силой, образно названной “Его десница и святая мышца” (см. Исх. 15:6). Божьей силы было достаточно для выполнения этой задачи; Он не нуждался в помощи. Он сразил врага всего лишь словом уст Своих. Он дал избавление “святою” рукою, то есть действием, согласующимся с Его праведностью и справедливостью.
Ну а мы? А нам есть о чем петь? Да: о спасении Божьем, дарованном нам! Если мы осознаем масштабы этого спасения, то уже никто не в силах будет остановить наше ликование.
II. В ЕГО ПРАВДЕ (ст. 2)
Возрадуемся о Боге, потому что в Нем правда! Он никогда не изменит Себе, чтобы руководствоваться бесчестием вместо истины.
“Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою” (ст. 2).
Результатом Божьей праведности по отношению к Израилю стало его избавление. Видимым проявлением его были Его ненависть ко греху и Его преданность Своему народу. Столь величественной была демонстрация Его силы и милости, что даже языческие народы увидели, что Он совершил.
Слово “спасение” в стихе 2 имеет то же значение, что слова “оправдание” или “праведность”. Под ним подразумевается избавление от любой опасности, чреватой серьезными последствиями, в то время как “праведность” - это исправление того, что разладилось или поломалось.
Праведность Божья - это то, что мы можем воспевать. Бог никогда не колеблется в Своем характере, будучи один день нечестивым, а другой праведным. Мы можем рассчитывать на постоянство Его качеств.
III. В ЕГО ВЕРНОСТИ (ст. 3-6)
Мы можем радоваться о Боге, так как Он верен Своему народу! Он всегда был преданным и истинным в сохранении Своих обетований.
“Вспомнил Он милость Свою к Иакову и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего” (ст. 3).
Бог даровал победу, о которой говорится в стихе 1, благодаря Своей “милости” и “верности” по отношению к Израилю. Эти два слова очень часто встречаются в Ветхом Завете среди качеств Бога, связанных с непоколебимостью Его заветной любви к Своему народу (Быт. 24:27, 49; 32:10; Исх. 34:6; Иис. Н. 23:14; 2 Цар. 2:6). Бог не забыл ни одного обетования, данного Израилю, исполнив их все.
Во время испытаний Божий народ говорил: “Оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!” (Ис. 49:14), - но они ошибались. В подходящее для этого время Бог исполнил каждое обещание. Он никогда не обещал не отворачивать лица Своего от Израиля, когда тот грешил, однако обещал восставит его, когда он покается (Иез. 18:30, 32).
“Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения. При звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом” (ст. 4-6).
Бог совершил великие дела, и все люди призываются радостно славить Его. Псалмопевец обращался к Израилю и ко всему миру. Всякий человек должен восхвалять Его. Его следует прославлять от всего сердца, громкими и звучными голосами.
В псалме упоминаются музыкальные инструменты. В ветхозаветные времена инструментальная музыка использовалась в поклонении Богу, но о ней нет повелений в Новом Завете, как нет и достоверного богодухновенного примера, требующего от христиан ее применения. Говоря об инструментальной музыке и Новом Завете, никто не может заявить: “Вот в этом месте Новый Завет заповедует это”. Если Ветхий Завет содержит наставления по этому поводу, то в Новом Завете их нет.
Гусли, упомянутые в стихе 5 (евр. киннор), были, скорее всего, небольшим инструментом, напоминающим лиру. “Трубы” были серебряными духовыми инструментами (см. Чис. 10:2), а “рог” - это бараний рог.
Мы можем радоваться Божьей верности. Верен ли нам Бог? Исполнил ли Он Свои обетования, данные нам? Тогда давайте петь об этом!
IV. В ЕГО СУДЕ (ст. 7-9)
Давайте радоваться о Боге, ибо Он грядет судить землю праведно.
“Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицом Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы - верно” (ст. 7-9).
В стихах 7 и 8 все Божье творение, включая шумящее море, рукоплещущие реки и ликующие горы, еще раз призывается принять участие в воспевании. Язык псалма глубоко поэтичен и образен.
Эта молчаливая хвала, которую природа воздает Богу, есть следствие того, для чего ее сотворил Бог. Естественный шум моря сравнивается с членораздельной хвалой человека, всплески речной волны - с рукоплесканием и радостными восклицаниями царя Израиля (см. 4 Цар. 11:12), дуновение ветра в горах - с ликованием поющих хвалу Богу. И море, и реки, и горы хором поют славу в ожидании пришествия Господа судить землю.
Грядет Божий суд. Это должно вызывать великую радость среди праведных, так как он приведет все в порядок. Праведники будут вознаграждены, а нечестивые осуждены. Псалом заканчивается на высокой ноте предвкушения приближения Божьего праведного суда. Праведники могут радоваться тому, что, когда Бог будет судить землю, моральным стандартам, положенным Им в основу Своего творения, будет дано окончательное и эффективное выражение.
Мы должны воспевать суд Божий. Разве Судья земли не будет творить правды? Кем бы вы хотели быть судимы: судьей праведным или нечестивым? Бог праведен, и мы можем петь об этом!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как грех и печаль идут рука об руку, так и спасение, как мы видим в псалме 97, всегда сопровождается песней. Искупление порождает в сердце радость. Божья книга законов вызывает к жизни другую книгу - песенник. Когда Бог является Царем нашей жизни, мы можем радоваться Его благодати, праведности, верности и суду.
Истинные счастье и радость имеют под собой основание более крепкое, чем то, которое могут создать просто удовольствия или материальное благополучие. Восхваление Бога ликующей душой в своей основе имеет веру в Божью крепкую руку, Его верность Своим обетованиям и Его праведный суд. Человек, строящий свою жизнь на этих вечных принципах, может жить в мире даже в самых нестабильных ситуациях.
Бог щедро одарил вас Своей благодатью. Спас ли Он вас через вашу покорность евангелию (2 Фес. 1:7-9), веру во Христа (Ин. 8:24), покаяние в грехах (Деян. 17:30, 31), исповедание Христа (Рим. 10:9, 10) и крещение во искупление грехов (Деян. 2:38)? Укрепляет ли Он вас в вашей христианской жизни (Фил. 4:13)? Избавил ли Он вас от финансового краха или какого другого несчастья (Иак. 1:17)? Утвердительный ответ на любой из этих вопросов позволит вам увидеть себя в этом псалме восхваления. Бессчетны поводы радоваться о Боге.
А теперь остановитесь и воздайте Богу хвалу за то, что Он сделал для вас!