ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Сегодня псалом 94 очень популярен: его поют как религиозную песню. В своих двух хорошо различимых частях, первая из которых содержит призыв к поклонению Богу, а вторая - призыв к повиновению Ему, он раскрывает перед нами две главные обязанности человека.
В еврейской Библии у данного псалма нет подзаголовка, однако он входит в группу из шести псалмов (94, 95, 96, 97, 98, 99), прославляющих Бога как Царя земли и Израиля. Все эти хвалебные гимны начинаются с призыва к поклонению Богу. В Септуагинте в двух из этих псалмов есть подзаголовки, датирующие их периодом после плена. В подзаголовке к псалму 95 содержится фраза: “На построение дома после пленения”, а псалом 96 озаглавлен: “Псалом Давида, после восстановления земли его”. Представляется разумным применить этот временной период и к остальным псалмам этой группы, потому что все шесть объединены общей темой и сходным стилем. Понятно, что подобное заключение сделано только на основе подзаголовков в Септуагинте, представляющих собой не более как древнюю небогодухновенную традицию.
Если датировка псалма верна, тогда он написан на фоне ликования Израиля по поводу возобновления правления Бога на земле после вавилонского пленения. Когда был разрушен Иерусалим и огромное число евреев было депортировано в Вавилон, израильтянам, наверняка, казалось, что Бог передал Свой трон вавилонянам. А теперь евреи возвратились в родную землю. Храм, Иерусалим и земля Иуды отстраивались заново, и у людей складывалось впечатление, что Бог возвращает Себе владычество над землей. Раньше Он допустил вразумление Своего народа с помощью иностранной державы, а теперь Он являет верность Своим обетованиям, данным через пророков.
Даже если данное заключение и не верно, оно все равно может служить иллюстрацией ситуации, которая могла послужить основой для написания этого псалма.
Увещевание, составляющее вторую часть псалма, служит напоминанием поклоняющимся Богу, что Он ожидает верности со стороны Своего народа. Если псалом был написан во время восстановления храма, то тогда было особенно уместно в призыв к поклонению включить предостережение не поступать так, как поступал Израиль в пустыне.
Призывая нас к поклонению Яхве, нашему Богу, псалом побуждает нас к исполнению наших двух главнейших обязанностей перед Богом - почитания и послушания.
Каковы же главные обязанности каждого человека перед Богом?
I. ВОСХВАЛЯТЬ ЕГО (ст. 1-7)
Во-первых, мы должны поклоняться Богу. Ни один человек не освобожден от обязанности прославлять Господа. Поэтому псалом начинается с приглашения поклониться:
“Придите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему” (ст. 1, 2).
Людей может мало что объединять, однако в одном все мы должны быть едины - в преклонении перед Богом. Псалом начинается призывом к израильтянам воздать Богу хвалебные восклицания.
Упоминаются конкретные черты их поклонения: оно должно быть радостным, ибо прославляются дела Божьи. Оно должно быть восторженным, а не унылым, с благодарением, ибо это первый долг человека во время поклонения. Поклонение должно быть также исполнено хвалы, проистекающей от благодарности. Наконец, оно должно быть благоговейным, воздаваемым Богу пред лицом Его и в согласии с Его волей.
“Ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же. Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его” (ст. 3-5).
В псалмах за приглашением поклониться Богу обычно следует пояснение, почему мы должны поклоняться Ему. Первая причина - у нас истинный и живой Бог, восседающий на Своем престоле высоко над землей. Мы обязаны размышлять о Его величии, владычестве и верховенстве. Он не просто самый великий Бог из всех существующих богов - из всех признаваемых человеком богов Он один является настоящим Богом.
Он управляет всей землей. Он держит в Своей руке глубины земли - места, еще не исследованные человеком (Иов 38:16; Иер. 31:37). Вершины гор и глубины морские не являются владением человека, поскольку он не может обитать там. Они всецело принадлежат Богу: Он знает их и управляет ими. Море - Его, ибо Он сотворил его. И суша - Его, ибо она была сотворена Его словом.
“Придите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего” (ст. 6).
Предстанем пред Ним с кротостью и благоговением и поклонимся Ему в послушании сердца. Мы должны воздавать Ему честь, потому что Он наш Творец. Он сотворил народ израильский, и Он создал каждого человека в отдельности.
“Ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его” (ст. 7).
Он не только великий Бог, Он также наш Бог. Он “наш” в том смысле, что Он избрал нас, а мы избрали Его. Он наш Пастырь. Он водит нас и заботится о нас. Он питает нас из Своей руки. Мы обязаны Ему всем, что у нас есть.
II. ПОВИНОВАТЬСЯ ЕМУ (ст. 7-11)
Вторым долгом человека, о котором говорится в псалме, является послушание Богу, или верность со стороны человека.
“О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой»” (ст. 7-11).
В этой части псалма говорит Бог. Он возглашает предупреждение Своему народу. Он напоминает уповающим на Него не повторять тех же самых ошибок, какие израильский народ совершил в пустыне.
Бог сказал, и теперь Его народ должен решить, слушать Его или нет. Если они прислушаются к Нему, то будут благословлены. Если не станут внимать Его словам, то не будут допущены в Его покой.
Ключевые слова “Мерива” и “искушение” (евр. “Масса”; см. Исх. 17:7), указывающие на одно и то же событие, описанное в книге Исход, употреблены для назидания читателю. “Мерива” значит “укорение”. Неверные израильтяне испытывали Бога и Его великодушие. В то время как они искушали Бога произвольными требованиями доказать Свою силу, Бог продолжал проводить в жизнь Свой божественный план, милуя и вразумляя. Несмотря на то, что они стали свидетелями Божьей силы и заботы, они все равно не уповали на Него.
Недоверие израильтян стало тяжелым бременем для Бога. В сердцах людей не было чистоты, они отошли от Бога. Они не задумывались о том, что сказал и сделал для них Бог, и поэтому Он обвинил их в незнании Его путей. Как можно было от людей, не выполняющих заповеди Божьи, ждать послушания Ему? Поэтому Бог и произнес над ними суд Свой. Он не позволил им войти в Свой покой.
В исходном контексте “покой” означает вхождение в Ханаан; однако по отношению к христианам в Послании к евреям, где повторено это выражение, имеется в виду высший покой на небесах. Если христиане, говорится в Послании к евреям, не будут осторожны, они, подобно своим праотцам, могут не получить конечной награды, ожидающей их.
Предупреждение, записанное в Евр. 3:7-11, 15, повторяется снова в 4:7 с добавлением: “говоря через Давида”. Этим автор Послания к евреям, наверняка, указывал, что взял цитату из Псалтири, повсеместно признаваемой за слова Давида как одного из выдающихся авторов псалмов. Маловероятно, однако, что сам Давид написал данный псалом, хоть Септуагинта и ссылается в подзаголовке на его авторство.
Псалом завершается на горькой ноте. Может быть, Святой Дух этим намеренно указал читателю на чрезвычайную важность повиновения. Бог не дает нам возможности легкомысленно относиться к повелению исполнять Его Слово в уповании сердца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Псалом 94 с его требованиями почтения и покорности напоминает нам Еккл. 12:13, где каждой живой душе сказано: “бойся Бога и заповеди Его соблюдай...” Высшей обязанностью человека является почитание Бога, выраженное в соблюдении Его Слова и прославлении Его собственной жизнью согласно Его воле.
Недостаточно правильно расставить пункты в расписании нашей жизни, если в нем недостает главного. Мы должны внести в расписание наши приоритеты. Каковы наши главные обязательства? Ответив на этот вопрос, мы должны включить наиболее важные обязательства в наш график, чтобы затем их честно исполнять. Никогда нельзя считать, что поклоняться Богу и исполнять Его Слово можно по желанию.
Человек, не исполняющий повеление восхвалять Бога и подчиняться Его заповедям, не исполняет свою самую главную обязанность.