Хэллоуин, Самайн или Велесова ночь? Разные народы называли этот день по-своему, но объединяло все эти праздники несомненное сходство символики и обрядов. Ясно одно, ночь с 31 октября на 1 ноября – особая, коль была отмечена столь далёкими друг от друга народами. Давайте же рассмотрим эти три праздника немного подробнее. Но вначале хочется сказать самое главное: нужно чётко понимать истинное, сакральное значение этого дня, а не только лишь видеть его внешнюю мишуру и атрибутику. Иначе это будет для вас не более, чем весёлым развлечением, карнавалом, а с духами усопших и богами, пусть и древними, не шутят. Итак, поехали.
Самайн
К началу V века до н.э. на территории современной Австрии, Германии, Ирландии, Шотландии и Швейцарии проживали кельты, которые вследствие междоусобных войн окончательно были завоёваны при императоре Клавдии в I веке н.э. Конечно, в их календаре не было никакого октября и ноября, и весь жизненный цикл был привязан к лунному циклу. В этом Колесе года существовало восемь важных дат, одной из которых и являлся Самайн, называемый также Самхайн, Сауин, Савань (похоже на саван, правда?). Отмечали его в начале третьей осенней луны, за три дня до этой ночи и три дня после неё. В наши дни праздник имеет фиксированную дату – 31 октября и почитается многими ведьмами и колдунами, особенно теми, кто придерживается викканской традиции. Чему же был посвящён этот день у кельтов? Это была пора окончания сбора урожая и всех полевых работ, благодарения богов за их дары. Самайн знаменовал собою соединение двух миров, встречу Тёмной и Светлой половин года, окончательный переход на зимнее время. Эти дни назывались Безвременьем, так как были границей, в которую истончалась связь между материальным и нематериальным. Духи умерших предков могли свободно скользить в это время между миром живых и мёртвых. Потому следовало быть крайне осторожным – не уходить далеко от горящих костров, не знакомиться с пришлыми, не начинать новых дел, непременно принести в жертву животное, плоды и овощи, зерно, дабы получить милость богов и их покровительство. Ко дню празднования старались завершить все дела, раздать долги, подать милостыню бедным. Считалось, что древние кельты вывешивали в эти дни на воротах города че.ре.па мертвецов, как напоминание о том, что см.ерть всегда рядом и не стоит забывать о ней. Интересно, что именно эти-то головы мертвецов и заменили позднее тыквы. Отсюда переходим к следующему празднику нашего поста.
Хэллоуин
В VII веке н.э. папа римский Григорий III утвердил Собор празднования Всех Святых, "All Hallows’ Day", дабы почтить память всех христианских святых, как известных нам, так и тех, о чьих подвигах сведений не сохранилось. В общем-то, это была попытка церкви переделать языческий праздник, подавив его и заменив более приличествующим. Дата пришлась на 1 ноября, а вечер накануне стал называться, соответственно, All-Hallows-Even (Канун дня всех святых) либо Hallowmas. Впервые это название зафиксировано в 1556 году. От него и произошло современное слово «Хэллоуин». Это взаимопроникновение происходило постепенно и в итоге привело к тому Хэллоуину, который мы с вами знаем сегодня. В его традициях украшение жилища плодами, свечами и страшными персонажами, переодевание в жуткие костюмы, хождение по домам и собирание сладких подарков (сродни нашему колядованию) в обмен на молитвы о душах, попавших в чистилище, и, конечно, самый известный и характерный атрибут праздника – фонарь Джека (вспоминаем головы мертвецов, коими украшали кельты ворота, напоминая о том, что см.ерть ходит рядом). Так вот, фонарь Джека – это не что иное, как голова несчастного ирландского выпивохи по имени Джек, который после своей кончины не был принят ни в рай, ни в ад, а потому вынужден был скитаться по земле с фонариком, выдолбленным из репы, в который он вложил кусочек горящего угля, брошенного ему дьяволом. Считается, что зажжённые в этот день фонари Джека отгоняют от дома нечисть и указывают путь таким же заблудшим душам-скитальцам.
Велесова ночь
Древние славяне верили в то, что существуют три мира: явь (где живём все мы), правь (где живут высшие добрые божества) и навь (мир злых духов, а также душ грешников). Все эти миры связаны между собой проходами, которые в иные дни истончаются и приоткрываются. Одним из таких дней была и Велесова ночь. Велес — покровитель ворожбы и домашнего скота, птиц и животных, охоты, богатства и мудрости, был к тому же стражем, стоящим на границе этих миров. Он уравновешивал силы тёмного Чернобога и светлого Белобога. В ночь на 31 октября Белобог передавал бразды правления Чернобогу (снова видим тот же переход со Светлой половины года на Тёмную) и Велес открывает для этого дверь между Правью и Навью, чтобы встреча состоялась. Так вот, дверь эта находится аккурат в мире Яви, то есть в том, где мы с вами живём. И поэтому следует быть предельно осторожным в эту ночь, ибо в открытую дверь может проскочить в наш мир всякое – как доброе, так и дурное. Наравне с духами в эту ночь, верили славяне, в наши дома приходят и души умерших предков. Но если кельты устраивали шумное празднование, то наши прародители предпочитали тихое семейное застолье и лишний раз не производили шума. Во время ужина некоторое количество еды клали на отдельное блюдо – для душ усопших. Затем его выставляли за порог, на крыльцо. Жгли свечи. Вели тихие беседы, вспоминая умерших. Ставили зажжённые свечи на окна – чтобы те указывали путь блуждающим во тьме душам предков. Если кто-то испытывал нужду в чём-либо, то перед сном в Велесову ночь следовало вспомнить последнего умершего в вашем роду, представить его, и попросить о помощи. Предок, если он вас услышал, должен был явиться во сне и дать ответ. Славяне верили, что любой человек в Велесову ночь может случайно оказаться в потустороннем мире, а каждый встречный может быть духом, который специально заведёт вас в другой мир. Для защиты от духов на порогах и окнах раскладывали гроздья и ветви рябины. Также в эту ночь задабривали Домового и ворожили. Ведь когда, как не сегодня, когда открыты врата, можно получить самое верное предсказание? В Велесову ночь не выходили с наступлением темноты из дома, не тушили до утра свечей, не бранились, не говорили громко, не заводили новых дел и знакомств.
В современном мире многие обряды и праздники утратили своё значение, но всегда остаются среди нас те, кто чтит память предков и их традиции, независимо от вероисповедания, взглядов и способов самовыражения.