Найти тему
Живопись

Художник Исаак Бродский: орнаменты осени

Бродский Исаак, «Осень», 1912, дерево, масло, 68,7 x 100 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Бродский Исаак, «Осень», 1912, дерево, масло, 68,7 x 100 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Проблема декоративности в живописи заключается в том, что её очень сложно держать под контролем. Уж если художник приглашает эту капризную даму на своё полотно, то будьте уверены — она постарается оказаться в центре внимания. Занять как можно большую часть эмоциональной составляющей произведения.

Вернувшийся из европейского турне Исаак Бродский остался верен собственному стилю. В том смысле, что сберёг его от влияния новомодной «этюдности» импрессионистов, возведённой ими в ранг самоцели. Сохранил глубину и целостность композиций, зовущих воображение зрителей отправиться в путь по живописным просторам. А вот прелестные сочетания ярких красок, обогативших его работы, прибыли в Россию вместе со свежими впечатлениями от посещения Бродским итальянского побережья. И французской ривьеры. Именно так в картине «Осень» очутилась Её Высочество Декоративность. Уверенно заняла первый план произведения, привнесла в него нотки импрессии, взяла на себя ведущую роль в формировании настроения полотна, и... и не сумела взять над ней власть. Что весьма любопытно и примечательно!

Есть тонкий момент, о котором многие живописцы либо не помнят, либо не любят задумываться. Суть его такова: помимо чувственно-эстетической составляющей, декоративность несёт ещё и структурно-организационную функцию. Даже если набор увязанных между собой элементов является «внутренней» (то есть исходно присущей объекту), а не «внешней» (искусственной) его декорацией — он всё равно организует пространство эмоций и смыслов картины. Хочет художник того или нет.

Бродский Исаак, «Опавшие листья», 1915-1929, дерево, масло, 143,5 x 103 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Бродский Исаак, «Опавшие листья», 1915-1929, дерево, масло, 143,5 x 103 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Проще говоря: кажущаяся хаотичной смена тональности пятен (листвы), неочевидно гармоничные ритмы чередования берёзовых стволов, вкрадчивая пластика ветвей, многочисленные эффекты движения и мерцания, присутствующие на переднем плане картины Исаака Бродского — всё это хитрый орнамент. Или, если угодно, мозаика. Фокус лишь в том, что она подаётся неявно. Фрагментами.

Бродский использовал декоративность природных явлений и элементы импрессионизма, дабы придать перспективе картины необходимую глубину. Создать «кулисы» по сторонам от центра её композиции. Колеблющиеся очертания берёзовой рощи обступили центр ради создания эффекта туннельного зрения. Фигурки людей и силуэты домов присутствуют в правом нижнем углу, чтобы компенсировать «удельную тяжесть» оттенков осеннего золота в левом верхнем. Художник осознанно отвергает идеи французских импрессионистов, воспевающих случайность, «промежуточность», неуловимость момента. Его «Осень» столь же декоративна, эмоциональна и ярка, как и работы адептов мгновенного впечатления, вот только служит прежним, «классическим» идеалам. Композиционной гармонии, медитативному созерцанию, лирике граничащих непосредственно с небесами русских просторов.

Помимо того очевидного факта, что «Осень» дивно красива, она ещё и чрезвычайно полезна для всякого, кто полагает импрессионизм застывшей в веках философией, а не методом художественного отображения изменчивости бытия. Понимая его как набор полезных самостоятельных инструментов, Бродский сумел с его помощью сотворит шедевр в духе отечественной живописной традиции. Приятного созерцания, дорогой наш читатель.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!