Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

🇦🇿📰Oxu.az: «Грегор Шпицен: Эрдоган и Орбан умело пользуются сложившейся конъюнктурой»

📑✍️🤓Мои комментарии и публикации

🇦🇿Дал интервью азербайджанским медиа Oxu.az и Media.az , в котором рассказал о том, как венгерский премьер Виктор Орбан и турецкий президент Р.-Т. Эрдоган водят за нос ЕС и НАТО, выторговывая себе максимальные преференции.

Прошло уже больше недели после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил Великому национальному собранию Турецкой Республики (ТР) ратифицировать протокол о вступлении Швеции в НАТО, однако никаких подвижек до сих пор нет.

Более того, парламент Турции, как сообщил агентству ТАСС источник в Великом национальном собрании ТР, еще не определился, когда именно проведет обсуждение протокола. В свою очередь турецкая газета Cumhuriyet отметила, что турецкий парламент не намерен ратифицировать вступление Швеции в НАТО до конца года.

Есть и другой барьер перед Швецией - Венгрия. Венгерский парламент на прошлой неделе отказался рассматривать шведскую заявку на вступление в НАТО. Голосование заблокировала правящая партия Fidesz ("Фидес"), которую возглавляет премьер-министр Виктор Орбан.

Правда, в Европе не сомневаются в том, что Швеция станет членом Североатлантического альянса. Об этом в беседе с Oxu.Az заявил немецкий журналист, доктор политических наук Грегор Шпицен:

- В немецких СМИ вопрос вступления Швеции в НАТО не является темой для передовиц. Здесь считают, что принятие Швеции в Североатлантический альянс - это практически решенное дело. Все, что можно было сказать, уже сказано после подачи заявок Хельсинки и Стокгольма. Да, конечно, и Финляндия (в меньшей степени - ред.), и Швеция сталкивались с препятствиями. Большой проблемой было сжигание Корана на шведских улицах, выступления курдских активистов, негативные заявления политиков, которым не нравилась внутренняя политика Турции. Кстати говоря, в Германии считают, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ведет свою игру по-восточному. Тема принятия Швеции и Финляндии в НАТО была элементом этой игры.

В Турецкой Республике сложная экономическая ситуация, фиксируется галопирующая инфляция, и это не секрет, лира продолжает свое падение. А еще вспомним страшное землетрясение 6 февраля 2023 года, которое усугубило экономический кризис в Турции. ТР сейчас сильно зависит от западных дотаций. И поэтому жесткая риторика Анкары в адрес Запада направлена прежде всего на внутреннюю аудиторию. Надо признать, этот нарратив внутри Турции проходит достаточно успешно.

Но при этом было понятно, что принципиальное решение о принятии Финляндии и Швеции в НАТО было принято давно. И не мытьем, так катаньем обе страны обязательно должны оказаться в альянсе.

- А ведь препятствием для вступления Швеции в НАТО является не только Турция, но и Венгрия. Венгерский парламент в очередной раз отказался рассматривать шведскую заявку. Получается, что Будапешт ведет себя не по-союзнически с Западом?

- Ситуация в Венгрии и Турции в чем-то схожи. Для начала отмечу, что в сравнении с другими странами Восточной Европы и бывшего СССР Венгрия имеет достаточно сильную и самодостаточную экономику. Будапешт более или менее может опираться на собственные ресурсы и разговаривает с Евросоюзом (ЕС) и НАТО на сильных переговорных позициях. Но я бы не переоценивал стремление премьер-министра Виктора Орбана выстраивать политику, независимую от Брюсселя и евроатлантических структур. Это тоже элемент политического торга.

Венгрия хочет выторговать для себя максимальные преференции от Европейского союза, не желая брать на себя большие обязательства по размещению беженцев, оказанию помощи Украине, что бьет по венгерской экономике. А есть еще вопрос венгерского меньшинства в Украине, так что отношения между Киевом и Будапештом достаточно напряжены. Но Виктор Орбан не является идеологическим противником вступления Швеции в НАТО, Венгрия проголосует как надо, если требования Будапешта будут выполнены. Виктор Орбан, как и Реджеп Тайип Эрдоган - это люди, которые очень умело пользуются сложившейся политической и экономической конъюнктурой для обеспечения интересов собственных государств.

- А мог ли в случае Венгрии сыграть свою роль фактор тюркской солидарности, ведь страна входит в качестве наблюдателя в Организацию тюркских государств, имеет очень теплые отношения как с Турцией, так и с Азербайджаном. В сентябре Будапешт воспользовался своим правом вето при принятии антиазербайджанского заявления Евросоюза. Может, Венгрия ждет решения Анкары по Швеции?

- Элемент восточной солидарности, судя по всему, присутствует, ведь венгры считают себя потомками гуннов, которых сюда привел Атилла и другие вожди. Венгры имеют финно-угорский кочевой бэкграунд, а для многих народов Европы что венгры, что турки ассоциируются с кочевниками. Хотя были исторические моменты, когда венгры и турки сходились друг против друга в битвах на Балканах. Но это уже история. Возвращаясь к солидарности, то ее, скорее всего, Венгрия использует и для реализации своих политических целей.

Виктор Орбан, насколько я понимаю, старается играть на самом широком спектре международных форумов и площадок, которые позволяют ему продвигать как национальные интересы, так и решать свои политические задачи. Интересы Турции и Венгрии во многом совпадают, в Брюсселе находится их условный противник, который мешает Анкаре и Будапешту получать дивиденды от независимой внешней политики, накладывает на них различные ограничения в рамках НАТО и ЕС.

Что касается Азербайджана, ситуации с Арменией, то ведь с Ереваном у Будапешта очень мало точек соприкосновения. В данном случае можно говорить, что интересы Венгрии обусловлены прагматизмом. У Азербайджана есть энергоресурсы, а у Венгрии есть потребность в их получении и использовании.

- Давайте подытожим. Что хотят получить Турция и Венгрия в обмен на принятие Швеции в НАТО? Вы уже коснулись этой темы, но давайте суммируем.

- В случае с Турцией речь идет, конечно, об экономике, снятии явных и неявных ограничений со стороны США и Евросоюза. Анкара вынуждена прибегать к финансовой помощи ЕС. Так что здесь вопрос исключительно в деньгах. Вопросы поставок американских истребителей F-35 или F-16 или других вооружений в данном случае вторичны. Для Турции самым важным вопросом является решение экономических проблем населения.

Что касается Венгрии, то, как я уже сказал, Будапешт пытается с максимальной выгодой использовать для себя сложившуюся политическую конъюнктуру. Цель - минимизировать обязательства по приему беженцев из различных стран, которых Германия и Франция хотят тонким слоем размазать по всем странам новой Европы. Венгрия же хочет сохранить свою этнокультурную идентичность и не желает принимать мигрантов. Кроме того, Будапешт добивается более справедливых условий распределения бюджетных ассигнований из Брюсселя. И, конечно, Венгрия хочет принимать минимальное участие в войне в Украине. Речь о поставках вооружений, предоставлении финансовой помощи Киеву и принятии украинских беженцев, которые не являются этническими венграми.

Наир Алиев